Урок русского языка в 4-м классе по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, глагол, Мягкий знак после шипящих в глаголах


Цели:

  • Организовать деятельность учащихся в ознакомлении с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах; содействовать развитию умений учащихся в правописании мягкого знака в словах разных частей речи; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся, содействовать формированию личности, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельной деятельности.
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, непроизвольное внимание, память, воображение, мотивацию обучающихся к предмету. Способствовать развитию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций учащихся.
  • Воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, умение радоваться успехами другого человека.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, лист для самооценки, лист с рисунком руки для рефлексии, мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока.

I. Организационный этап

1. Притча.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках».

В наших руках - создать на уроке такую атмосферу, где каждый ученик будет вдумчиво работать, правильно отвечать, красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках» ( 2 слайд)

- Перед началом работы вы получили листик самооценки.

За каждый вид работы вы себя честно оцениваете.

1.
чисто
писание

2. слов.
работа

3.
разбор предлож.

4.
Упр.1

5.
Фоне
тика

6.
Упр.5

7.
тест

Итог

Ученик

Учитель

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания.

Упр. 3 с.93

- Какие глаголы вы образовали? (ученики по группам читают)

2. Чистописание.

- Запишите сегодняшнее число и классная работа.

Слайд «Сиди правильно! (3 слайд)

Характеристика звуков

1 строчка - б, в, г, д, ж, з, (парные звонкие согласные)

2 строка - п, ф, к, т, ш, с. (парные глухие согласные)

(4 слайд)

Оцените этот вид работы в таблице.

3. Словарная работа. (5 слайд)

Сейчас мы вспомним написание словарных слов.

Несколько уч-ся работают на карточках.

Игра «Вставь пропущенную букву». Дети с помощью карточек показывают нужную букву.

Что общего у этих слов?

  • имена сущ.
  • отвечают на вопрос кто?
  • обозначают живые предметы, людей.

- Оцените этот вид работы в таблице.

4. Синтаксический разбор предложения.

Составьте предложение со словом товарищ. Можете использовать слова на слайде 6

/Мой товарищ заболел. Мой товарищ купил щенка. У меня есть хороший товарищ. У моего товарища есть маленький щенок./

Выполним синтаксический анализ предложения. (слайд 7)

Откройте памятку на стр. 66.

Несколько уч-ся работают самостоятельно на карточках

Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.

III. Постановка темы и целей

1. Подготовительная работа.

- А какая ещё орфограмма есть в слове товарищ? (слайд 8)

(Правописание мягкого знака у сущ. после шипящих)

У сущ. М.р. после шипящих ь знак не пишется.

- А что мы ещё знаем о правописании ь знака после шипящих?

  • У сущ. Ж.р. после шипящих ь знак пишется.
  • У сущ. мн.ч. Р. п. после шипящих ь знак не пишется.
  • У кратких прилагательных после шипящих ь знак не пишется.

2. Постановка темы и целей урока.

На (слайде 9) записаны слова - читаеш?, слушаеш?, умееш?, уважаеш?

- Слова какой части речи записаны? (глаголы)

- Докажите. Правило.

- Как вы думаете, писать будем или нет ь на конце глаголов после шипящих? (ответы разные)

- Что нам необходимо узнать на уроке? (Пишется ли в глаголах после шипящих ь?)

- Какова же цель нашего урока? - понаблюдать, пишется ли в глаголах после шипящих ь?

(10 слайд)

- И повторим написание ь после шипящих в других частях речи.

Всё в наших руках!

IV. Формирование новых знаний

1. Знакомство с новым материалом.

Рубрика «Давай подумаем» (11 слайд)

- Какой частью речи являются выделенные слова? (Объяснение смысла пословиц)

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Тише едешь - дальше будешь.
  • Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

- Что вы заметили, какой можно сделать вывод?

(Сначала дети делают вывод, потом читают правило в учебнике на с. 94)

(12 слайд)

2. Работа над правилом.

Исправление ошибок (9 слайда). (13 слайд)

Читаешь, умеешь, слушаешь, уважаешь.

3. Работа над упражнением 1, с. 108. (14 слайд)

1 ряд - Выписать глаголы в начальной форме. (Повторим правило о глаголах начальной формы.

Глаголы начальной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и образуются при помощи суффиксов -ть, ти, чь)

2 ряд - Выписать глаголы 2 лица единственного числа. (Повторим правило.

- Как определить глаголы 2 лица единственного числа?

К глаголам 2 лица единственного числа подставим местоимение ты и вопрос что делаешь?)

3 ряд - Выписать глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ.

4. Проверка работы в парах.

(Дети называют слова. Эти слова высвечиваются на экране) (15 слайд)

- Какое правило применили при написании глаголов с шипящими на конце?

(Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак).

(16 слайд)

Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.

5. Самостоятельная работа

Сделай буквенную запись. (17 слайд)

(18 слайд)

[сп р ач ], [абж эч], [стаиш], [падж эч], [сидиш], [б ижыш]

Проверка: один ученик отвечает, у одного беру тетрадь на проверку.

Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.

V. Формирование умений и навыков

1. Самостоятельная работа по вариантам.

- Сейчас мы вспомним и повторим все правила написания ь знака после шипящих.

Упр. 5, с. 110 (19 слайд)

2. Проверка работы по вариантам.

а) Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища, исправьте ошибки красным карандашом. Оцените работу товарища на полях.

б) Проверка своей работы в тетради.

(20 слайд)

- Ошибки исправляем простым карандашом.

Проверяем сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Ученик читает слово, объясняет и подтверждает ответ правилом.

Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.

VI. Контроль знаний

1. Самостоятельная работа (тест).

Дети работают на карточках.

Вставьте ь, где он необходим и +, где он не нужен - поставьте прочерк.

Тест

1

рож

2

горяч

3

чертеж

4

мяч

5

нет дач

6

пишеш

7

стереч

2. Проверка теста (21 слайд).

Проверьте свои ответы.

Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.

VII. Домашнее задание

(22 слайд)

Упр. 3, с.109. правило с. 108.

VIII. Итог урока

1. Обобщение.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему мы научились на уроке?

- Что на уроке понравилось больше всего?

- Какое задание понравилось больше всего?

- За что каждый может себя похвалить?

2. Рефлексия.

Сейчас откройте коробку цветных карандашей и покажите свое настроение в цвете.

- Какой девиз нашего урока? (Все в наших руках!) (23 слайд)

(На партах лежат обведенные ладошки с надписями об уроке.) (24 слайд)

- Закрасить те пальчики, где сказано, что тебе удалось на уроке, что не получалось… и прикрепите их на доску.

3. Оценка знаний.

Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Вы меня порадовали своими ответами. (25 слайд) и (26 слайд)

Выставление отметок с учетом листов самооценки.

Урок окончен.