Цели:
- Организовать деятельность учащихся в ознакомлении с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах; содействовать развитию умений учащихся в правописании мягкого знака в словах разных частей речи; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся, содействовать формированию личности, готовности и способности к саморазвитию, самостоятельной деятельности.
- Развивать орфографическую зоркость, связную речь, непроизвольное внимание, память, воображение, мотивацию обучающихся к предмету. Способствовать развитию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций учащихся.
- Воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, умение радоваться успехами другого человека.
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, лист для самооценки, лист с рисунком руки для рефлексии, мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока.
I. Организационный этап
1. Притча.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках».
В наших руках - создать на уроке такую атмосферу, где каждый ученик будет вдумчиво работать, правильно отвечать, красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках» ( 2 слайд)
- Перед началом работы вы получили листик самооценки.
За каждый вид работы вы себя честно оцениваете.
|
1.
|
2. слов.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
Итог |
Ученик |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания.
Упр. 3 с.93
- Какие глаголы вы образовали? (ученики по группам читают)
2. Чистописание.
- Запишите сегодняшнее число и классная работа.
Слайд «Сиди правильно! (3 слайд)
Характеристика звуков
1 строчка - б, в, г, д, ж, з, (парные звонкие согласные)
2 строка - п, ф, к, т, ш, с. (парные глухие согласные)
(4 слайд)
Оцените этот вид работы в таблице.
3. Словарная работа. (5 слайд)
Сейчас мы вспомним написание словарных слов.
Несколько уч-ся работают на карточках.
Игра «Вставь пропущенную букву». Дети с помощью карточек показывают нужную букву.
Что общего у этих слов?
- имена сущ.
- отвечают на вопрос кто?
- обозначают живые предметы, людей.
- Оцените этот вид работы в таблице.
4. Синтаксический разбор предложения.
Составьте предложение со словом товарищ. Можете использовать слова на слайде 6
/Мой товарищ заболел. Мой товарищ купил щенка. У меня есть хороший товарищ. У моего товарища есть маленький щенок./
Выполним синтаксический анализ предложения. (слайд 7)
Откройте памятку на стр. 66.
Несколько уч-ся работают самостоятельно на карточках
Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.
III. Постановка темы и целей
1. Подготовительная работа.
- А какая ещё орфограмма есть в слове товарищ? (слайд 8)
(Правописание мягкого знака у сущ. после шипящих)
У сущ. М.р. после шипящих ь знак не пишется.
- А что мы ещё знаем о правописании ь знака после шипящих?
- У сущ. Ж.р. после шипящих ь знак пишется.
- У сущ. мн.ч. Р. п. после шипящих ь знак не пишется.
- У кратких прилагательных после шипящих ь знак не пишется.
2. Постановка темы и целей урока.
На (слайде 9) записаны слова - читаеш?, слушаеш?, умееш?, уважаеш?
- Слова какой части речи записаны? (глаголы)
- Докажите. Правило.
- Как вы думаете, писать будем или нет ь на конце глаголов после шипящих? (ответы разные)
- Что нам необходимо узнать на уроке? (Пишется ли в глаголах после шипящих ь?)
- Какова же цель нашего урока? - понаблюдать, пишется ли в глаголах после шипящих ь?
(10 слайд)
- И повторим написание ь после шипящих в других частях речи.
Всё в наших руках!
IV. Формирование новых знаний
1. Знакомство с новым материалом.
Рубрика «Давай подумаем» (11 слайд)
- Какой частью речи являются выделенные слова? (Объяснение смысла пословиц)
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Тише едешь - дальше будешь.
- Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
- Что вы заметили, какой можно сделать вывод?
(Сначала дети делают вывод, потом читают правило в учебнике на с. 94)
(12 слайд)
2. Работа над правилом.
Исправление ошибок (9 слайда). (13 слайд)
Читаешь, умеешь, слушаешь, уважаешь.
3. Работа над упражнением 1, с. 108. (14 слайд)
1 ряд - Выписать глаголы в начальной форме. (Повторим правило о глаголах начальной формы.
Глаголы начальной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и образуются при помощи суффиксов -ть, ти, чь)
2 ряд - Выписать глаголы 2 лица единственного числа. (Повторим правило.
- Как определить глаголы 2 лица единственного числа?
К глаголам 2 лица единственного числа подставим местоимение ты и вопрос что делаешь?)
3 ряд - Выписать глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ.
4. Проверка работы в парах.
(Дети называют слова. Эти слова высвечиваются на экране) (15 слайд)
- Какое правило применили при написании глаголов с шипящими на конце?
(Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак).
(16 слайд)
Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.
5. Самостоятельная работа
Сделай буквенную запись. (17 слайд)
(18 слайд)
[сп р ач ], [абж эч], [стаиш], [падж эч], [сидиш], [б ижыш]
Проверка: один ученик отвечает, у одного беру тетрадь на проверку.
Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.
V. Формирование умений и навыков
1. Самостоятельная работа по вариантам.
- Сейчас мы вспомним и повторим все правила написания ь знака после шипящих.
Упр. 5, с. 110 (19 слайд)
2. Проверка работы по вариантам.
а) Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища, исправьте ошибки красным карандашом. Оцените работу товарища на полях.
б) Проверка своей работы в тетради.
(20 слайд)
- Ошибки исправляем простым карандашом.
Проверяем сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Ученик читает слово, объясняет и подтверждает ответ правилом.
Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.
VI. Контроль знаний
1. Самостоятельная работа (тест).
Дети работают на карточках.
Вставьте ь, где он необходим и +, где он не нужен - поставьте прочерк.
Тест
|
||
1 |
рож |
|
2 |
горяч |
|
3 |
чертеж |
|
4 |
мяч |
|
5 |
нет дач |
|
6 |
пишеш |
|
7 |
стереч |
|
2. Проверка теста (21 слайд).
Проверьте свои ответы.
Оцените этот вид работы в таблице. Насколько вы самостоятельно и правильно выполнили этот вид работы.
VII. Домашнее задание
(22 слайд)
Упр. 3, с.109. правило с. 108.
VIII. Итог урока
1. Обобщение.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему мы научились на уроке?
- Что на уроке понравилось больше всего?
- Какое задание понравилось больше всего?
- За что каждый может себя похвалить?
2. Рефлексия.
Сейчас откройте коробку цветных карандашей и покажите свое настроение в цвете.
- Какой девиз нашего урока? (Все в наших руках!) (23 слайд)
(На партах лежат обведенные ладошки с надписями об уроке.) (24 слайд)
- Закрасить те пальчики, где сказано, что тебе удалось на уроке, что не получалось… и прикрепите их на доску.
3. Оценка знаний.
Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Вы меня порадовали своими ответами. (25 слайд) и (26 слайд)
Выставление отметок с учетом листов самооценки.
Урок окончен.