Интеллектуальная игра: "Навстречу солнечному ветру"

Разделы: Математика, Астрономия, Информатика, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: интеллектуальная игра


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58 МБ)


Введение

Несколько слов о причинах побудивших нас создать эту игру: во-первых, 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий; во-вторых, этой весной весь мир отмечал юбилей одного из величайших событий в истории человечества - первого пилотируемого полета в космос. Годы упорного, напряженного труда инженеров, конструкторов, испытателей привели к тому, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин открыл путь к покорению Вселенной.

На наш взгляд, проведение внутришкольных мероприятий в формате интеллектуальных игр позволяют сочетать индивидуальную и коллективную работу учащихся. Коллективная работа требует от ребят высокого уровня культуры общения, способствует расширению кругозора, развитию их творческой активности, лидерских качеств. Индивидуальная работа позволяет каждому учащемуся показать всё то что он сам изучил ранее, применив это практике.

Вашему вниманию мы предоставляем методическую разработку - открытое мероприятие «Навстречу солнечному ветру». Основная цель мероприятия: создать условия для получения и закрепления знаний, учащихся об астрономии и космонавтике, развить у них уважение к науке и её достижениям, привить чувство гордости за вклад внесённый нашими соотечественниками в мировую науку, в форме интеллектуальной игры.

Нами решались следующие задачи:

  • Образовательные: актуализация и обобщение знаний, учащихся о космосе, истории его покорения человеком; мотивация учеников к изучению истории своего народа, его мирового вклада в развитие науки и техники; совершенствование коммуникативных компетенций; формирование умений применять ранее полученные знания на практике.
  • Развивающие: развитие памяти, мышления, устной речи, сенсорной сферы, коммуникативности, кругозора; развитие положительной мотивации к учению, познавательного интереса учащихся к достижениям ученых, инженеров нашей страны и других стран; развитие навыков групповой самоорганизации и умения вести учебный диалог, дискуссию.
  • Воспитывающие: формирование гуманных отношений между участниками игры; воспитание у учащихся культуры общения, чувства толерантности в процессе осуществления дискуссии, учебного диалога; воспитание уверенности в своих силах при нахождении путей решения поставленной задачи; воспитание уважительного отношения к научным достижениям человечества.

Ситуация такова, что процесс обучения и воспитания в школах ведется в различных формах обучения, в том числе и дистанционной. Это мероприятие разрабатывалось и прошло апробацию в формате игрового тематического занятия, где ученики присутствую очно. Однако, есть возможность изменить формат раздаточного материала и презентации, чтобы провести его как телеконференцию.

Основная часть

Сегодняшние мальчишки и девчонки могут часами увлечённо рассказывать о космосе, о звёздах и межпланетных путешествиях. Для кого-то - это погружение в мир художественной фантастики, красочных сериалов, для других - это фантазии в рисунках и поделках, а для иных, очень увлечённых, - это опыт проектной деятельности в области науки, техники и робототехники.

Представленная Вашему вниманию тема встречается: во внеклассной работе учителей-предметников; при реализации педагогами некоторых программ дополнительного образования, а также в работе классных руководителей, организующих тематические мероприятия в канун 12 апреля, Международного дня полёта человека в космос.

Во время мероприятия используется следующее оборудование: ноутбук с установленной операционной системой MS Windows и MS PowerPoint, экран, мультимедиа-проектор, акустические колонки.

Задания игровой программы «Навстречу солнечному ветру», представлены в электронной презентации: «Презентация.pptx». Сценарий игры со словами для двух ведущих и привязкой к кадрам презентации в файле «Приложение1.docx». Бланк ответов команды, «Журнал экспедиции» - «Приложение2.docx». Сводная таблица результатов оценок жюри интеллектуальной игры «Навстречу солнечному ветру» - «Приложение3.docx». Материалы для создания наглядных пособий команд и для ведущих в файле «Приложение4.docx».

Изображения и задания, проецируемые на экран являются одним из основных элементов оформления итогового мероприятия, Рисунок 1, Рисунок 2. Звуковое оформление по длительности согласованно со временем выполнения заданий игры и вставлено в презентацию. В оформлении текста использованы шрифты: Courier New и CCRickVeitch W05(RUS BY LYAJKA). Фоновое изображение презентации основано на дизайне упаковки настольной игры-викторины «Spiel des Wissens», фирмы «Jumbo Spiele». Исходные изображения, использованные в презентации, брались из бесплатных PNG-библиотек: https://www.pngwave.com, https://www.vecteezy.com, https://www.vectorstock.com.

Рис. 1. Начальный экран игровой программы «Навстречу солнечному ветру».

Рис. 2. Начальный слайд I ступени «Центр управления полётом».

Игра проходит в 5 этапов-ступеней. В каждой из которых содержится несколько видов заданий. Структура игровой программы:

1. Открытие игровой программы. Представление команд и жюри;

2. Задания игровой программы «Навстречу солнечному ветру»:

  • I ступень. «Центр управления полётом»;
  • II ступень. «Орбита»;
  • III ступень. «Планетоход»;
  • IV ступень. «Ракетодром»;
  • V ступень. «Звездопад»;

3. Сбор ответов к заданиям ступени, их оценка и оглашение результатов;

4. Подведение итогов игры, награждение участников.

Интеллектуальная игра проводилась нами в двух различных по возрасту группах. Первая группа - ученики 4-6 классов. Для того, чтобы игра была им понятна нами была предварительно проведена подготовка: организована выставка-презентация стендовых проектов по темам «Солнечная система, космонавтика», знакомство с начальными этапами математической игры-тренажера «Math and Sorcery» и игрой-головоломкой «Light Bot». Вторая группа - ученики средней и старшей школы 7-11 класс. Нами был проведён организационный сбор капитанов команд с объяснением структуры мероприятия и правилами работы с «Журналом экспедиции». Для остальных членов команды и зрителей игра проводилась без предварительной подготовки.

Длительность мероприятия в двух группах составила чуть более 40 минут. Ведение осуществлялось двумя ведущими, в работе с презентацией им помогал ещё один человек.

I ступень. «Центр управления полётом»

На этом этапе ступени участникам игровой программы придётся работать в команде, быстро и точно решив в общей сложности 36 примеров. Прогресс прохождения отображается с помощью подсветки зелёным маркером, движением ракеты и посадочного модуля на экране. Участниками игры решаются элементарные примеры на сложение, вычитание, умножение. В последнем испытании командам даются примеры со скобками, Рисунок 3. Полученные числа фиксируются на соответствующей странице журнала.

Рис. 3. Экран с заданием четвёртого испытания

Рис. 4. Экран второго этапа испытания I ступени содержит кодовую таблицу и таймер в виде исчезающей полосы.

Выполнение заданий жестко ограниченно по времени и сопровождается музыкой, что придаёт напряжённость и эмоциональный окрас испытанию. Знание арифметических законов и приёмов быстрой работы с числами, умение концентрироваться на вычислениях в незнакомой ситуации приведут команды к положительному результату.

Второй этап ступени - расшифровка четырёх слов, обозначающих понятия из астрономии и космонавтики. На слайде презентации и в журнале ребятам дана таблица для перевода полученных ранее чисел в буквы, Рисунок 4. Получив последовательность из букв игроки расшифровывают и записывают слова. Журналы с ответами передаются жюри на оценку. Эти существительные - названия следующих ступеней игры.

II ступень. «Орбита»

На этой ступени командам предлагаются задания на установление соответствия между выбранными объектами и их наименованиями.

Три этапа ступени носят следующие названия:

  1. «Парад планет»;
  2. «Луна или месяц?»;
  3. «Дорога к звёздам...».

Цель этапа «Парад планет»: закрепить знания о названиях планет и их порядковых номерах, начиная от Меркурия - первой планеты у звезды и завершая сомой удалённой, Нептуном - восьмым по счёту. Карликовые планеты такие как: Эрида, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Церера, здесь не рассматриваются.

Внешний вид экрана II ступени первого этапа показан на Рисунке 5 и Рисунке 6.

Рис. 5. Изображение экрана II ступени «Орбита».

Рис. 6. Первый этап II ступени, «Парад планет».

Команды выполняют задания используя специальные жёсткие карточки, аналогичную карточкам тренажёра по умножению «Rechentabelle» (https://www.barbo-toys.com/product/wacky-wonders-snortabellen/). Используя длинную нить или шнур, учащиеся должны соединить порядковый номер планеты и её название, Рисунок 7. Получившееся плетение на карточке и есть ответ команды на поставленный вопрос, Рисунок 8. В этом задании могут показать свои знания и свою значимость те, кто делал стендовые доклады о составе Солнечной системы.

Рис. 7. Задание II ступени «Орбита», «Парад планет».

Рис. 8. Решение задания «Парад планет».

На первом и втором этапах ступени задания и ответы представлены в двух вариантах, в виде изображений на экране и в форме распечаток на карточках с углублениями по краям. В карточках учащиеся устанавливают соответствия с помощью эластичного шнура, протаскивая его от углубления, напротив данного изображения фазы Луны, к углублению с соответствующим названием.

Второй этап с названием: «Луна или месяц?» посвящён фазам естественного спутника нашей планеты Земля - Луны. Подобное задание встречается в олимпиадах и ВПР по предмету «Окружающий мир» (https://eurekanext.livejournal.com/186973.html). Цель этапа: напомнить о названиях фаз Луны, их чередовании для наблюдателей Северного полушария Земли, Рисунок 9 и Рисунок 10.

Рис. 9. Второй этап II ступени, «Луна или месяц?»

Рис. 10. Задание этапа «Луна или месяц?»

Луны на небе с её названием, Рисунок 11. Используется карточка с нанесённым заданием и шнур, прикреплённый к карточке, Рисунок 12.

Рис. 11. Ответ второго этапа II ступени. Слайд используется ведущим игры, для закрепления знаний, учащихся о лунных фазах.

Рис. 12. Решение командой задания «Луна или месяц?»

Третий этап, исторический - «Дорога к звёздам». Командам-участницам игры выдаются увеличенные репродукции почтовых марок, выпущенных в разных странах, изображающих события по освоению космоса, Рисунок 13. Ученикам выдаётся касса с кармашками, в которые устанавливаются репродукции, Рисунок 14.

Рис. 13. Третий этап II ступени, «Дорога к звёздам…»

Рис. 14. Решение задания «Дорога к звёздам…»

Опознав события на марках, и расположив их в порядке свершения, начиная с запуска первого искусственного спутника Земли, команда сдаёт свой ответ жюри на проверку. Проверка правильности выполнения заданий проводится жюри и ведущим каждый раз, после окончания очередного этапа ступени, если используется раздаточный материал.

III ступень. «Планетоход»

Направленность III ступени «Планетоход» - развитие и закрепление навыков алгоритмического мышления, поэтапного решения задач. Все задачи предлагаемые учащимся решаются с помощью линейных алгоритмов. Ступень содержит три этапа:

  • Знакомство с исполнителем-планетоходом «Терри», его системой команд, «средой обитания», в процессе прохождения уровня «Секретный фарватер», Рисунок 15, и Рисунок 16.
  • Написание простейших программ, для перемещения планетохода по карте планеты, с целью закрепления знаний о системе команд исполнителя, на этапе «Вместе весело шагать по планете».
  • Решение задач на перемещения исполнителя и сбора кристаллов, поиск оптимального решения на этапе «Я программу напишу и кристаллы соберу».

Рис. 15. III ступень «Планетоход». Условные обозначения, использованные в заданиях команд.

Рис. 16. Система команд исполнителя-планетохода «Терри».

Первый этап ступени проводится в форме пошаговой игры-эстафеты. Участвуют все члены команды. Им необходимо провести планетоход по карте-уровню не попав на «лаву вулкана». Исходно карта не исследована, однако путём проб и ошибок команды составляют программу. После каждой «гибели» «Терри» ход переходит к команде соперников. Они начинают с начала лабиринта видя уже исследованные области, Рисунок 17. Программа для планетохода должна быть записана в «Журнал экспедиции», побеждает тот, кто первым закончит прохождение карты - «секретного фарватера».

Длительность этого этапа не ограничена по времени и зависит от уровня подготовки участников. На практике, минимальная длительность выполнения задания с его разбором и комментариям составили 5 минут. Уяснив систему команд исполнителя планетохода «Терри» игроки легко справляются с заданиями двух последующих этапов.

Рис. 17. III ступень «Планетоход». Слайд с заданием первого этапа «Секретный фарватер».

Рис. 18. Раздаточный материал для моделирования решений задач III ступени.

Второй и третий этап проходят состоят из задач, решаемых командой за ограниченное время. Задания и система команд исполнителя «Терри» заимствованы из настольной игры «Битва Големов. 1 и 2-е издания» фирмы «ПРОСТОРОБОТ» (https://www.simplerobot.org/battle-of-golems-ru). Условия и текст задач проецируются на экран, для ознакомления болельщиков с их условиями. Они же распечатаны в «Журнале экспедиции». На столах у команд может быть раздаточный материал, Рисунок 18. После каждого этапа капитаны сдают ответы жюри и ведущий озвучивает оптимальное решение задач.

IV ступень. «Ракетодром»

Во время прохождения IV ступени «Ракетодром» один из ведущих играет с командами и зрителями. Здесь всем предстоит проявить свой командный дух, хорошее настроение и внимательность. Пока ведущий проводит «тренировку» экипажей, жюри подводит промежуточные итоги мероприятия, проверяя решения в «журнале экспедиции» команд, а второй ведущий собирает реквизит со столов команд и раздаёт карточки с изображениями объектов наблюдения следующей ступени.

V ступень. «Звездопад»

Мы знаем, что с Земли планеты, звёзды, кометы и космические корабли выглядят как яркие точки-звёздочки. Астрономы с помощью телескопов могут их различать. При этом космос вокруг нашей планеты наполнен: искусственными спутниками, потоками метеоров, ракетами и спусковыми аппаратами. Это мы отразили в самой динамичной ступени игры - «Звездопад». По нашему замыслу участие в ней должно способствовать распределению ролей в команде, работе капитана как координатора действий коллектива, внимательности участников, умению концентрироваться на поставленной задаче. Длительность V ступени - 9,3 минуты.

Перед членами команд поставлена цель - подсчитать количество заданных объектов, выводимых на экран в течение четырёх этапов. Результаты наблюдений заносятся в соответствующую таблицу «Журнала экспедиции». Количество объектов различного вида увеличивается от 2-х, на первом этапе, до 5-ти, на четвёртом. Их число также меняется, от этапа к этапу, в пределах от 4-х до 19-ти. Членам команды нужно ждать их появления, считать и запоминать. Выполнение этого задания понятно всем учащимся, и мы надеемся, что эта ступень понравится Вам и вашим ученикам.

Рис. 19. Вид игрового экрана во время третьего этапа ступени «Звездопад».

Рис. 20. Проверка результатов наблюдений, перед подведением итогов, в конце IV ступени «Звездопад».

После завершения ступени «Звездопад» команды сдают жюри журналы с результатами своих наблюдений. По итогам игры жюри оформляет наградные материалы и проводит их вручение командам-участницам.

Выводы

Реализация интеллектуальной игры проводилась нами с привлечением учащихся, их родителей, представителей администрации школы. Мы готовили вместе реквизит, обсуждали уровень сложности заданий, репетировали совместную работу ведущих, стремясь достичь поставленной цели: создать условия для получения и закрепления знаний, учащихся об астрономии и космонавтике, развить у них уважение к науке и её достижениям, привить чувство гордости за вклад внесённый нашими соотечественниками в мировую науку.

От себя лично хочется добавить, что были сюрпризы во время проведения игры, так с заданиями устного счёта и расшифровкой лучше справилась группа учащихся начального звена. В итоге этот совместный проект получился интересным и запоминающимся для его участников. Мы выражаем надежду на то, что чем бы наши ученики не занимались в дальнейшем, их способности быстро и точно принимать решения, брать инициативу в свои руки, идти на диалог и находить компромисс, получать знания об окружающем мире, космосе сделают жизнь интереснее, увлекательнее и ярче.