Каждый человек — это икона, которую нужно
отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.
Митрополит Антоний Сурожский
Урок 15
Цель урока: раскрыть содержание и смысл православного искусства – иконописи.
Задачи урока:
- дать сведения об основных религиозных понятиях: иконопись, икона;
- формировать интерес к истории Православия;
- воспитывать любовь и уважение к культуре, святыням.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представления, что есть икона, как она устроена, что изображают на иконе;
- умение отличать икону от картины.
Метапредметные:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- оценка собственных результатов, действий.
Личностные:
- приобщение детей к нравственным устоям православной культуры;
- раскрытие, для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства.
Оборудование: презентация.
В классе сумрак. Горят свечи. На экране слова: Храм… Литература… искусство… Звучит музыка.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Учитель: - Храм… Литература… Искусство… Такие разные слова.
Может ли быть связь между ними? Если есть, то какая?
Давайте попытаемся в этом разобраться.
Учитель: Закройте глаза и послушайте стихотворение…
В ХРАМЕ. В.Афанасьев
В тишине лишь голос чтицы
Слышен — Псалмопевца речь.
Полыхают на свещнице
Огоньки церковных свеч, —
Словно лес какой огнистый,
Приношенье наших рук,
Разливая пламень чистый,
Занимает медный круг.
Как приятен он для взгляда,
Этот огненный венок!
А над ним царит лампады
Потаённый огонёк, —
Алым, праздничным рубином,
Словно Ангела уста,
Он горит перед старинным
Тёмным образом Христа.
Учитель: - Откройте глаза. Какую картину нарисовало ваше воображение? Какие чувства вы при этом испытывали?
Ученики: - Я в храме. Везде свечи, иконы и тишина. Звучит музыка. Наверное, в моей голове. Откуда-то слышно чей-то голос. Сразу почувствовал - такой покой и смирение, надежду на чудо.
Учитель: - На предыдущем уроке мы посетили храм. Какова была цель посещения храма? Что вы узнали?
Ученики: - Как устроен храм?
- Что люди делают в храме?
Учитель: - Я думаю, что вы неоднократно бывали в храме. Что было для вас самым запоминающимся?
Ученики: - Чудесные иконы и иконостас.
Ученики: - Алтарь и само убранство храма.
Учитель: - Что такое алтарь и иконостас?
Ученики: - Алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Ученики: - Иконостас – многоярусна преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма.
Учитель: - Как устроен классический русский иконостас?
Ученики: - Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов, или рядов или по-другому чинов.
Учитель: - Назовите все ряды иконостаса. Какие иконы в нём присутствуют всегда?
Ученики:
Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.
Ученики: Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
Ученики: Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.
Ученики: Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.
Ученики: В пятом, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя, сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.
Учитель: - Прочитайте самостоятельно стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:
Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд – человеку, и Богу – свечу.
Учитель: - В чём и почему автор хочет быть похожим на пчелу?
Ученики: Наверное, чтобы быть трудолюбивым, как пчела, и своим трудом приносить пользу человечеству, а в молитвах и раскаянии всей душой стремиться к Богу.
2. Определение темы урока. Учитель читает стихотворение Эндрю Фриза «Икона»
Учитель: - Послушайте, я вам прочитаю ещё одно стихотворение Эдрю Фриза. Подумайте, о чём оно, определите его название.
Взглянула не в глаза мои,
А через них смотрела в Душу.
Я об одном её просил —
Помочь всем тем, кому я нужен.
Никто не слышал, лишь Она,
Мою беззвучную молитву.
Перечисляя имена
Тех, кто любим, и кто мне близок,
Не упустил ни одного,
И верю в то, что был услышан.
И посветлевший лик её —
Как знак общения с Всевышним.
Слова от Сердца и Души
Господь — Наш Отче — все услышит.
Он любит всех детей своих,
И от несчастий оградит их…
Ученики: - Это стихотворение про икону. И озаглавить его можно «Икона».
Учитель: - И это правильно. Так о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
Ученики: - Мы будем говорить об иконах в православном храме.
Учитель: - Ваше предположение, какие вопросы мы сможем обсудить сегодня на уроке?
Ученики:
- Что такое икона?
- Кто на ней изображен?
- Какие бывают иконы?
- Почему она так необычна?
- Как связана икона с молитвой?
- Кто может писать иконы?
- Чем отличается икона от картины?
3. Самостоятельная работа
Учитель: - Перед вами таблица. Её надо заполнить. В первую колонку вам надо записать вопрос, решаемый по теме. Во второй колонке записываете свой ответ на этот вопрос, как вы его понимаете. В третьей колонке записываете то, что показалось вам интересным и нужным для вашего знания по этому вопросу из объяснения учителя.
Вопросы решаемые по теме |
Мое понимание |
Объяснение учителя |
Что такое икона? |
Ученики: - Наверное, это какая – то необычная картина – портрет. |
Учитель: 1) Ико́на (ср.-греч. Εἰκόνα от др.-греч. Εἰκών «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. |
Кто на ней изображен? |
Ученики: - На иконе изображён святой. |
Учитель: - На иконе изображено лицо или событие из Библии или церковной истории. |
Какие бывают иконы? |
Ученики: - Иконы бывают разные. Есть чудотворные иконы. Есть просто святые. |
Учитель: |
Почему она так необычна? |
Ученики:- Она необычна потому, что к ней обращаются, перед ней молятся, от неё ждут чуда. |
Учитель:- Для верующего человека жизни Христа и святых так дороги, что при виде их образов он хотя бы вкратце молится им. Икона приглашает людей к молитве, к подражанию жизни святых. К такой жизни, в которой главное не эгоизм, а любовь. |
Как связана икона с молитвой? |
Ученики: - Когда просто молишься, то икону представляешь. А когда перед ней стоишь, то она как – будто слушает тебя, понимает и помогает. Молитва более сильной становится перед иконой. |
Учитель: - Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем, Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить. |
- Кто может писать иконы? |
Ученики: - Писать икону могут только специально обученные художники. Они должны быть истинно верующими людьми. Или служить в храме. |
Учитель: - Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности. |
Чем отличается икона от картины? |
Ученики: - Она отличается изображением лиц, меньше используется оттенков. |
Учитель: - Живописная икона заметно отличается от картины. Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда. |
3. Самостоятельная работа
Учитель: - Я предлагаю заполнить таблицу отличия иконы от картины. Укажи стрелками, какие характеристики характерны для картины, а какие для икон.
Икона |
Характеристика |
Картина |
+ |
показать сокровенный мир души святого человека |
|
|
показывать борьбу добра и зла в человеке |
+ |
+ |
каким станет человек, если победит в борьбе добра и зла |
|
|
отбрасывает тени |
+ |
+ |
нет тени |
|
+ |
свет проступает через лицо и фигуру |
|
|
свет падает извне |
+ |
|
человек – это как бы планета |
+ |
+ |
каждый человек – звезда |
|
+ |
Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений |
|
+ |
нимб – знак Божией благодати |
|
+ |
нет беспорядка |
|
|
есть беспорядок |
+ |
+ |
нет заднего плана и горизонта |
|
|
есть задний план и горизонт |
+ |
+ |
светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой |
|
+ |
Самое поразительное – это лица и глаза |
|
+ |
золотой фон |
|
|
любой фон |
+ |
4. Беседа об иконописцах
Учитель: - Мы уже сказали, что икону пишет иконописец. Теперь немного поговорим об этих удивительных людях.
ЕВАНГЕЛИСТ И ИКОНОПИСЕЦ ЛУКА (I век) Существует церковное предание, говорящее о том, что первым иконописцем в христианской истории стал Евангелист и Апостол Лука, написавший первый образ Пресвятой Богородицы. Евангелист Лука родился в Антиохии в греческой семье, он не был иудеем. Апостол Лука был в непосредственном окружении Господа Иисуса Христа, по преданию являлся свидетелем Распятия Господа. Евангелист Лука записал одну из четырёх канонических книг Евангелия и книгу деяний апостольских, являлся горячим проповедником слова Божия. Апостолу приписывается икона, именуемая «Владимирская». Существуют предположения, что иконы Богородицы «Тихвинская» и «Смоленская» также написаны св.Лукой. О том, что св. Лука писал образ Божьей Матери повествует его житие и церковное предание. |
|
АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (11–12 вв.) Алипий Печерский жил в Киевской Руси и был известен как инок Киево-Печерского монастыря. Кисти преподобного Алипия принадлежит множество икон Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа. С образами, вышедшими из под кисти преподобного Алипия, связано множество чудес, чрез них множество раз происходили чудесные исцеления. Его иконы всегда оставались невредимыми во время пожаров и разрушений храмов, с образами не происходило никаких повреждений. Церковное предание приписывает авторству прп.Алипия икону «Предста Царица», пребывающая в Успенском соборе Московского Кремля. |
|
ФЕОФАН ГРЕК (14–15 вв.) Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др. |
|
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (14–15 вв.) Великий иконописец земли русской, основавший иконописную школу и отразивший в своих работах величие Православной Руси - Андрей Рублев. Андрей Рублев расписывал многие храмы и монастыри Древней Руси. Кисти Андрея Рублева принадлежат несколько древних икон, самая значимая из которых - «Троица» Ветхозаветная. Андрей Рублев также написал многие прекрасные иконы - "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря"; "Вход в Иерусалим». |
Учитель: - За историю иконописи, творили разные мастера, и четыре величайших иконописца, конечно, далеко не весь список выдающихся мастеров. Русская земля всегда славилась дарованиями. Работы русских мастеров известны по всему миру, и высоко ценятся даже в тех странах, где собственная иконописная традиция очень развита. Просмотрев источники информации, и на следующем уроке расскажите об одном из иконописцев, о котором мы сегодня не говорили.
5. Рефлексия
Учитель: - Храм… Литература… Искусство… Такие разные слова.
Может ли быть связь между ними? Если есть, то какая?
Ученики:- К литературе относится поэзия. Стихотворения, которые читали, более ярко и точно описывали те чувства, которые наполняют человека стоящего в храме перед иконой.
Ученики:- Художники и иконописцы – это совершенно разные люди. Но это люди искусства. Художник должен показать и передать красоту картины, а иконописец – правильно написать образы святых.
Ученики:- Благодаря иконописцам, храм выглядит настоящим произведением искусства.
Ученики: - А ещё в храме особая музыка, которая звучит отовсюду. Она успокаивает, наполняет душу добром.
Учитель: - Я предлагаю вам написать синквейн по теме урока. Вспомним, как он пишется. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
1-я строка. Кто? Что? (1существительное)
2-я строка. Какой? (2 прилагательных)
3-я строка. Что делает? (3 глагола)
4-я строка. Что автор думает о теме? (Фраза из 4 слов)
5-я строка. Кто? Что? Новое звучание темы. (1 существительное)
Ученики: - Икона.
Светлая, чудодейственная.
Смотрит, помогает, успокаивает.
Вселяет веру, надежду, любовь.
Ангел – хранитель мой.
Учитель: (читает стихотворение © Александра Андриянова)
Иконы — это небольшие двери.
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них дано по нашей вере:
Одних впускают, а другим мешают.
6. Домашнее задание
Ответьте на вопросы письменно, чтобы получилось сочинение.
Вопросы и задания
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
Литература
- Православное учение о почитании святых икон архиеп. Сергий (Спасский)
- Икона и картина С.В.Алексеев
- «По образу и подобию» епископ Иларион (Алфеев)
- Как устроить домашний иконостас С.В.Алексеев
- Функции иконы. Икона и образ В.В.Лепахин
- Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи Е.Н.Трубецкой
- Богословие иконы И.К.Языкова
- Иконостас П.А.Флоренский
- Икона в Библии диакон Андрей
- Иконы в нашем доме священник Сергий Николаев
- Икона в Церкви, икона в доме свящ. Дионисий Свечников
- Православие и иконопочитание Сергей Говорун
- Богословие иконы Православной Церкви Л.А.Успенский
- «Намоленная икона». Что это такое? Дмитрий Марченко