Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: А.С.Пушкин, верность, дружба


Цель занятия:  развитие духовных качеств личности на основе принятия понятия «дружба» как важнейшей категории нравственных взаимоотношений.

Задачи: основываясь на материалы воспоминаний современников А.С.Пушкина о лицейской дружбе, раскрыть вневременную ценность таких понятий, как «бескорыстие», «верность», «дружба».

Оборудование:

  • ноутбук,
  • проектор,
  • презентация,
  • музыкальная запись,
  • видеоматериалы.

Ход мероприятия

(звучит вальс И.Шварца из кинофильма «Звезда пленительного счастья»)

Презентация.

Ведущий 1: “Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов”, - так писала почти 100 лет назад поэтесса Анна Ахматова о своём любимом поэте – Александре Сергеевиче Пушкине. И нам кажется, что в этом чувстве она не одинока, ведь произведения Александра Сергеевича знакомы нам с детства, мы читаем его стихи, сказки, восхищаемся героями поэм, романов, пьес. У Пушкина учатся жизни, обращаются к нему в любом возрасте, пытаясь найти ответы на различные вопросы, ведь биография и творчество великого поэта даёт для этого необычайно богатый материал.

Ведущий 2: И сегодня мы приоткроем ещё одну её страничку: «Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина” Этот период жизни великого поэта может быть для нас особенно интересен (Пушкину 12 лет – тот же возраст, его интересуют те же вопросы, что и нас: кем быть, как жить, может быть, похожие мечты, надежды, планы).

Ведущий 3:  Александр Сергеевич Пушкин родился в начале лета, когда природа цвела и благоухала яркими, сочными красками. Великий русский поэт родился 6 июня 1799 года в Москве на улице Баумана 10. Там и доныне прикреплена мемориальная доска с надписью: “Здесь родился Пушкин”.

(учащиеся рассказывают, а в это время на экране фрагмент фильма « Живой Пушкин»)

Из рассказа бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, мы узнаём: "Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались». Достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив, "отличался пылким нравом, необыкновенной памятью, и в особенности наблюдательным не по годам умом. Учили Александра Сергеевича  танцам, возили его на балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам.

Ведущий 4: Воспитанием Саши и  его старшей сестры Оли занимались гувернеры- французы, которые были плохими учителями и воспитателями. В доме господствовал французский язык, так что читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме поэта были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык, живой, образный и богатый. Это дядька Никита Козлов, няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. В комнате бабушки Саша нередко забирался в большую корзину, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, которая стояла рядом с креслом бабушки, и, тихонько сидя в ней, слушал полные живых подробностей рассказы о старине. Когда Саше исполнилось 5 лет, М.А.Ганнибал стала учить его читать и писать по - русски.

Чтец 1. (чтецы читают стихи из зала, сидят за столом полукругом в два ряда)

Мастерица ведь была
И откуда что брала!
И куда разумны шутки,
Поговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.

Ведущий 5: Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна Яковлева, няня поэта. Русские народные сказки, песни, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи - словом, все богатство разговорного русского языка и русского фольклора раскрывалось перед мальчиком в словах Арины Родионовны. Он полюбил ее нежной, детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку. Он звал ее мамой, мамушкой и посвятил ей немало поэтических строк.

Чтец 2. (чтецы читают стихи из зала, сидят за столом полукругом в два ряда)

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало:
Едва дыша, прижмусь под одеялом,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник, из глины,
Чуть освещал глубокие морщины,
Другой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало,
Все в душу страх невольный поселяло;
Я трепетал, и тихо наконец
Томление сна на очи упадало.

Ведущий 6: Много позднее Александр Сергеевич записал со слов няни семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для сказки “ О мертвой царевне”.

(Просмотр отрывка мультфильма из сказки А.С.Пушкина “О мертвой царевне и о семи богатырях”)

Ведущий 1: К 9 годам большая библиотека отца была почти вся перечитана. Много из прочитанного знал наизусть. В доме Пушкиных часто собиралось общество знаменитых в то время писателей: приходил  Иван Иванович Дмитриев, Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский,  Константин Николаевич Батюшков. Отец, Сергей Львович, разрешал Саше присутствовать на собраниях. Там шли горячие литературные споры, гости читали стихи, поэмы, прозу. Мальчик внимательно слушал, и в нем рано пробудилось желание писать.

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед...

Ведущий 2: 19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей - новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Новое учебное заведение создавалось под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Поэтому Лицей разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе.

(начинается фильм, ведущие уходят за кулисы, после окончания фильма на сцене другой состав ведущих).

(Просмотр видео о Лицее. Видеоэкскурсия по Лицею).

(Смена состава  ведущих)

Ведущий 7: В начале октября 1811 года принятые в Лицей мальчики начали съезжаться в Царское Село. Их встречали преподаватели и директор. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи, самых знатных и влиятельных людей Российского государства. С этого времени начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и его друзей - лицеистов: Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига.

Чтец 3. (чтецы читают стихи из зала, сидят за столом полукругом в два ряда)

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа-
Еще грозил и колебался он.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… И племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.

Ведущий 8: Для тридцати мальчиков началась новая жизнь. Они жили в небольших комнатах со скромной мебелью - только самой необходимой. Пущин вспоминал потом, что в их "кельях" находились "железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке - чернильница и подсвечник со щипцами". Распорядок дня был суровым: подъем по звонку в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 3 до 5 - снова классы, снова прогулка, повторение уроков, в 9 - ужин, в 10 - вечерняя молитва и чай. В течение шести лет обучения никто из лицеистов не должен был покидать Лицей, родным разрешали посещать мальчиков только по праздникам.

Ведущий 9:  В Лицее тринадцатилетний Александр начал писать стихи.

Чтец 4. (чтецы читают стихи из зала, сидят за столом полукругом в два ряда)

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла пир младых затей...

Ведущий 9 (продолжение): Учился Пушкин плохо, в Лицее по успеваемости он был 4-м с конца. Александр предпочитал лазить через забор Лицея, воровать в царском саду наливные яблоки и драться со сторожами. Он виду не показывал, что много читает и прочел всю французскую классику. По воспоминаниям, "все научное он считал ни во что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр." Вот табель об успеваемости юного поэта (показать слайд).

Чтец 5. (чтецы читают стихи из зала, сидят за столом полукругом в два ряда)

Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор
Когда порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.

Ведущий 10: “Все профессора с благоговением смотрели  на растущий поэтический талант Пушкина. В математическом классе раз вызвал его Карцев к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцев спросил его наконец: — “Что ж вышло? Чему равняется икс?” Пушкин, улыбаясь, ответил: “Нулю!” “Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи. ”Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына, и то совершенно по-своему: уроков никогда не повторял, мало что записывал, а чтоб переписывать тетради профессоров (печатных руководств тогда ещё не существовало), у него и в обычае не было... ” - вспоминал И.Пущин.

(Показать фрагмент из фильма «Царский лицей», урок химии)

Ведущий 11: В течение 6 лет мальчики практически безвыездно жили в Лицее. Естественно, что между ними возникло нерушимое чувство товарищества. Известный исследователь творчества А.С.Пушкина Николай Николаевич Скатов писал: “В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, соотносимостъ себя с другими, чувство дружбы, родства и братства. Пушкин написал много горьких стихов и сказал в них немало горьких слов о дружбе и друзьях, но никогда ни одного упрёка не раздалось в адрес лицейских товарищей, совершенно особых друзей в ряду. Лучшими друзьями Пушкина стали Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг.

(Ведущие 7,8,9,10,11 уходят).

(Выходят ученики – друзья А.С.Пушкина – и рассказывают о себе, вместе с первым составом ведущих 1,2,3).

Ученик:

Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище – Тося. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыплённый.

Ведущий 1: Из всех лицеистов Дельвиг один до конца и без оговорок любил Пушкина и, конечно, больше всех понимал его значительность, понимал силу таинственных голосов, которые звучали вокруг Пушкина не только днем и наяву, но порой и во сне. Дельвиг был способен понять этого Пушкина. Он сам был даровитый поэт, для которого стихи были не забавой, а потребностью.

Ученик:
Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище – Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно -
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно …

Ведущий 2:. Вильгельм Кюхельбекер был мальчиком очень худым, долговязым, неуклюжим и не раз подвергался дружеским насмешкам однокашников.

Ученик: Пущин Иван, 13 лет. Прозвища - Большой Жано, Иван Великий. Запомнил только одного мальчика - живого, курчавого, быстроглазого - Александра Пушкина. По сходству фамилий (он - Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом, мне захотелось с ним особенно сойтись.

Ведущий 3: Это самый близкий друг поэта. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен.14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. Именно в Лицее Александр Сергеевич приобрел настоящих друзей. Память о неразлучной шестилетней дружбе с Пущиным, о годах, проведенных в лицейской среде, была священной для поэта, была символом самых чистых чувств и помыслов. Пущин первым посетил своего лицейского друга в Михайловском, куда он был изгнан царем. Вспоминая это событие, Пушкин как в одно целое соединял Пущина и Лицей:

…Поэта дом опальный,
О, Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

(Друзья А.С.Пушкина уходят за кулисы, выходят ведущие 4, 5, 6)

Ведущий 4: Любимым преподавателем Пушкина был профессор Куницын, первым отметивший необычайный талант юноши. «Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына», - писал Пущин. Ученик Геттингенского университета, Александр  Петрович Куницын читал в Лицее психологию, логику, философию права.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень!
Поставлен им краеугольный Камень,
Им чистая лампада возжена... - так торжественно вспоминал его А.С.Пушкин.

Ведущий 5: Всего лишь через год после окончания Лицея, еще неостывший от ярких впечатлений, возникших под воздействием мятежных лекций любимого профессора, Пушкин напишет вечно живые, знаменитые строки:

Чтец 6: (чтецы читают стихи из зала, сидят за столом полукругом в два ряда)

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Ведущий 5: “Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках, но нередко в классах и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось необыкновенно, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, его занимавших. Набрасывая же мысли свои на бумагу, он удалялся всегда в самый уединённый угол комнаты, от нетерпения грыз обыкновенно перо и, насупив брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное,” - вспоминал Сергей Комовский (лицейский товарищ Пушкина).

Ведущий 6: “Это было в 1815 году на публичном экзамене в Лицее. Мы волновались очень, когда узнали, что будет присутствовать на экзамене  Гавриил Романович Державин. Дельвиг даже вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать руку этому замечательному русскому поэту. В ту пору Державин был уже очень стар. Экзамен наш его сильно утомил. Он сидел, подперев голову рукой. Лицо его ничего не выражало, глаза были мутны. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели, он преобразился весь. Читали его стихи, его стихи хвалили. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Гавриила Романовича Державина.

(смотреть  фрагмент фильма Пушкин читает стихотворение)

(Ведущие 1,2,3,4,5,6 уходят. Ведущие 7,8,9,10 выходят).

Ведущий 7: В июне 1816  А.С. Пушкин впервые в жизни выполнил правительственный заказ за другого поэта: написал оду "Принцу Оранскому". Он справился с задачей за 2 часа, за что императрица вручила ему золотые часы. По лицейской легенде, Пушкин разбил их о каблук, чтобы "не иметь царского подарка".

И даже,— каюсь я,— пустынник согрешил.—
Простите мне мой страшный грех, поэты,
Я написал придворные куплеты,
Кадилом дерзостным я счастию кадил.

Ведущий 8: 9 (21) июня 1817 состоялся выпуск из Лицея, лицеисты поклялись в вечной дружбе.

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет;
В несчастье - гордое терпенье,
А в счастье - всем равно привет!  

Ведущий 9: Почти все выпускники первого лицейского набора с благодарностью и грустью вспоминали потом годы жизни и учебы в Лицее, а день 19 октября стал для них священным. Бывшие лицеисты стремились 19 октября собраться вместе, но годы шли, у каждого из них была своя непростая жизнь, и возможность встретиться появлялась далеко не всегда. Лицеисты ценили дружбу. По словам Дельвига, «Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место». А Кюхельбекер считал, что «дружба выше и больше даже любви». Лицей просуществовал почти сто лет, многие его воспитанники стали достойными гражданами своей страны - военными, инженерами, учеными. Но само слово "Лицей" так и остается для нас связанным с его первым, пушкинским выпуском.

Ведущий 10:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба н6а вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

(все участники выходят на сцену, поклон)