Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.
Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья. Поэтому нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения. Обозначенные выше проблемы призвана решать сенсорная комната.
Цель занятий в сенсорной комнате: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
- формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Занятия в сенсорной комнате, оказывают многогранное положительное влияние на организм.
После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.
Все занятия, проводимые в сенсорной комнате, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Материально-техническое обеспечение (оборудование сенсорной комнаты)
В оснащение сенсорной комнаты входит:
- комплект «Сенсорный уголок»;
- зеркальный шар,
- панно «Бесконечность»;
- тактильная панель с декоративными элементами;
- световой стол с песком;
- световой оптоволоконный модуль «Разноцветная гроза»;
- пушка световая узконаправленная «Зебра-50»;
- настенное интерактивное световое панно «Звездное небо»;
- тактильная дорожка.
На занятиях в сенсорной комнате применяются различные источники света и звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нём внимание, выполнять определённые действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т.д. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие и коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как другие проекторы одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.
Методы и приемы работы в сенсорной комнате
- Цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
- Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).
Помимо инновационных форм работы, на занятиях, используются такие психологические технологии как:
- Дыхательно-координационные упражнения (активизация и энергетизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария).
- Симметричные рисунки (развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга).
- Релаксационные упражнения на снятия тревожности и напряжения.
- Пальчиковая гимнастика (развитие психических функций, а также подвижности и гибкости кистей рук).
- Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта должны соблюдаться следующие правила при подборе упражнений и их выполнении:
- Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
- Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
- Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно.
Программа предусматривает использование следующих приемов развивающего обучения:
- начало занятий должен быть непривычным;
- не спешить, стимулируя включению мыслительной деятельности у детей;
- выслушивать все до одного ответы детей;
- развивать речь детей на всех этапах занятия;
- на занятии должно быть ощущение правильности и успешности.
Оценка эффективности работы
Эффективность работы, проводимой с использованием мультисенсорной среды, отслеживается как по результатам наблюдений педагога-психолога за учащимися, так и по данным входящей и выходящей психодиагностики. На каждого учащегося заполняется индивидуальная карта наблюдения, в которой фиксируются такие компоненты, как
- интеллектуальная готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- коммуникативная готовность.
В свою очередь, каждый компонент готовности имеет свое структурное содержание, которое оценивается следующим образом: низкий, средний и высокий уровень.
Ожидаемый результат
Ожидаемый результат представленного вида деятельности, в первую очередь, характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; стремлением к здоровому образу жизни, отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Кроме того, это:
1) отсутствие психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) умение переключать энергию тревоги в конструктивное русло;
3) сформированность адекватной самооценки, преодоление застенчивости;
4) умение преодолевать стресс и кризисные ситуации;
5) открыто выражать свои чувства.
Применение инновационных форм работы (мильтисенсорной среды) происходит как в групповой, так и в индивидуальной работе.