Новые стандарты поставили перед педагогами новые задачи: создание обучающей среды, которая мотивирует воспитанников добывать и обрабатывать информацию самостоятельно. Решение таких задач вызвало необходимость использования в работе новых педагогических подходов и новых технологий. Моя авторская общеобразовательная программа детского объединения «Умники и Умницы» дополнительного образования «Исследователь» направлена на развитие исследовательского таланта у воспитанников.
Новизна данной программы - комплексный подход к внедрению проектной технологии в практику.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я это могу применить» - основной тезис современного понимания методов проектов Я в своей работе использую следующие.
Методы «мозгового штурма» и «придумывания». Это формы эвристической технологии. Эврика, значит «нашёл», «открыл».Цель данной технологии – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.
Метод придумывания – это способ создания неизвестного воспитанникам ранее продукта в результате их определённых творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Ментальная карта или «Карта ума» – это техника визуализации мышления и альтернативной записи. Её можно применить для создания и фиксации идей, анализа и упорядочивания информации и принятия решении.
Ментальная карта «Как профессии моих предков повлияли на мои увлечения»
Огромный плюс в использовании ментальной карты состоит в том, что здесь не может быть лишней информации. Все подробности найдут здесь своё место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей на более мелких веточках.
Рекомендации к применению: яркие цвета, особенные стили, система обозначений, иллюстрации и изображения, дополнительные заметки, однозначность.
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных наших задач.
Приём «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
Приём кластер – помогает развить вариантность решения, способность устанавливать всесторонние связи.
Детям нравится работать в группах. Цель групповой работы – это активное включение каждого воспитанника в процесс усвоения материала. Здесь снижается уровень тревожности, совершенствуется межличностные отношения.
Проектная работа - самостоятельная творческая работа, направленная на достижения решения проблемы, оформленная в виде конечного результата. Это сложный процесс, поэтому привлечение родителей имеет большую ценность. Родители помогают при сборе информации. Они вместе с детьми посещают музеи, библиотеки и памятные места Республики по тематике; помогают детям проводить опыты, наблюдения, эксперименты; проводить апробацию анкет, интервьюировать и фотографировать. Но важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы, иначе губится сама идея методов проекта.
Публичное выступление – это искусство, которому можно и нужно учиться. Овладение ребятами коммуникативной компетентностью – одно из важнейших условий самореализации, социализации. А в нашем высокоскоростном обществе, управляемом компьютерами и технологиями эффективное вербальное общение крайне необходимо.
Использование перечисленных технологии значительно расширяет мои возможности внедрить проектную технологию в практику, делает занятия интересными, а материал доступным. Всё это развивает познавательную активность воспитанников, повышает творческий потенциал, предполагает овладение ребятами рядом исследовательских, проектных умений. И как результат этой работы хочу отметить высокую заинтересованность ребят в учебной деятельности.
Результативность проектной деятельности воспитанников кружка «Умники и Умницы»