Современный урок должен обеспечивать качественные результаты обучения. Добиться этого возможно формируя универсальные учебные действия и планируя метапредметные результаты.
Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказываются в конкретных жизненных обстоятельствах. В связи с этим важным методическим ресурсом на уроках математики являются ситуационные задачи, позволяющие достичь универсальных учебных действий (личностных, метапредметных), а также предметных результатов.
Под ситуационной задачей понимают методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания образования [5]. То есть ситуационная задача – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности.
Метод решения ситуационных задач – это:
- одна из интерактивных технологий,
- метод реализации компетентностного подхода,
- метод обучения на основе реальных ситуаций,
- метод, отличающийся практической направленностью,
- метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как аудиторной, так и внеаудиторной,
- методика, ориентированная на работу в проблемном поле,
- активный педагогический прием, используемый для обучения,
- метод, позволяющий интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных дисциплин, т.е. направлен на достижение межпредметных результатов,
- технология способствующая развитию компетенций обучающихся: социально-личностной (гражданской компетенции), учебно-познавательной, социокультурной и др.,
- это средство оценки освоения компетенций.
В ходе решения ситуационных задач формируются универсальные способы работы с информацией такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии.
Проектирование ситуационных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Существует несколько подходов к проектированию учебных ситуационных задач, которые подробно описаны О.В.Акуловой [1]:
- Первый, наиболее простой, подход — это построение задач на основе соответствующих вопросов учебника.
- Второй подход может быть основан на выделенных в научных
исследованиях типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику.
- Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
- Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика.
Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:
1. Название ситуационной задачи (задача должна иметь привлекательное название).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность ситуационной задачи в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).
3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные).
4. Далее следуют шесть заданий по работе с текстом ситуационной задачи (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.
Таксономия представляет собой упорядоченную систему из шести последовательных целей, которые должен реализовать педагог, чтобы добиться полного усвоения знаний учеником (Приложение 1).
При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач петербургского ученого Леонида Сергеевича Илюшина (доктор педагогических наук, начальник отдела модернизации образования Комитета по образованию) (Приложение 2).
5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос ситуационной задачи. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность (Приложение 3).
В силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний.
Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.
Ситуационные задания могут выполняться индивидуально и в группе. Но в любом случае целесообразно для каждого ученика вести отдельную карточку для оценки выполнения заданий. В данной карточке может располагаться матрица оценивания выполнения ситуационных заданий учеником (Приложение 4), вывод педагога о сформированности у ученика навыков решения практических проблем и соответствующих функциональных умений, рекомендации о том, какие задания ученику необходимо повторить, и т.д.
Таким образом, ситуационная задача - это методический ресурс, позволяющий осуществлять практико-ориентированное обучение школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Пример ситуационной задачи по теме "Площади"
Название задачи |
«Квартирный вопрос» |
|||||||||||||||||||||||
Личностно-значимый познавательный вопрос |
Семья Соколовых решила отремонтировать свой дом и начать работу с ремонта пола в своей квартире, было также решено, что их расходы на ремонт пола не должны превышать 60000 руб. На семейном совете было решено постелить в гостиной ламинат, в спальне, детской и на кухне – линолеум, в санузле положить кафельную плитку, а в коридоре покрасить пол лаком. Используя предложенные источники, произведите необходимые расчеты и дайте практические рекомендации семье Соколовых. |
|||||||||||||||||||||||
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде |
Текст 1. Площадь. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину. Текст 2. План квартиры Текст 3. Расходные материалы
|
|||||||||||||||||||||||
Задания на работу с данной информацией |
||||||||||||||||||||||||
Ознакомление |
Воспользовавшись планом квартиры, найдите площадь пола каждой комнаты. |
|||||||||||||||||||||||
Понимание |
Выясните, какое количество материалов вам потребуется для ремонта пола каждого помещения квартиры. |
|||||||||||||||||||||||
Применение |
Рассчитайте количество упаковок кафельной плитки и ламината, необходимых для ремонта, если в одной упаковке кафельной плитки 6 штук, а ламината – 8. Найдите количество банок лака, необходимых для покраски пола, если в одной банке 1,9 кг лака и надо нанести 2 слоя. |
|||||||||||||||||||||||
Анализ |
Какой из трех магазинов будет самым выгодным для покупки стройматериалов для семьи Соколовых?
|
|||||||||||||||||||||||
Синтез |
Придумайте игру для младших школьников, играя в которую они будут делать ремонт в своей комнате. |
|||||||||||||||||||||||
Оценка |
Чтобы быстро и качественно провести ремонт семья Соколовых решила обратиться в строительную фирму «Комфорткласс» и нанять бригаду из 2-х человек. Данная бригада может постелить ламинат в комнате за 3 дня, если будет работать по 5 часов в день, постелить линолеум в одной комнате за 1 день, если будет работать по 5 часов в день, положить плитку в санузле за 2 дня, если будет работать по 5 часов в день, и покрасить полы в одной комнате за 2 дня, если будет работать по 5 часов в день.
Рассчитайте стоимость услуг ремонтной фирмы, общую стоимость ремонта. Оцените возможности семьи Сидоровых, могут ли они уложиться в запланированную сумму в 60000 рублей? Дайте практические рекомендации семье Соколовых. |
Список литературы
- Акулова О.В. Конструктирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. СПб.: КАРО, 2008, 96 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897)
- Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно – методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю.В. – Киров, 2012. – 72с.
- Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кН. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / сост. О.Е. Лебедев. – СПб.: «Бизнес - пресса», 2006. – 160с.
- Павленко У.К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/457.pdf