Основные цели:
- сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;
- тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Поздоровайтесь с гостями. Сели тихо. Запишите число, классная работа.
СЛАЙД 2
- Девизом к сегодняшнему уроку я выбрала такую пословицу.
Знание лучше богатства!
- Прочитайте пословицу.
- Как вы ее понимаете? (Знание приносит больше пользы, чем ...)
- Согласны ли вы с этой народной мудростью? Почему?
- Как же вы узнаете новое знание?
(Мы понимаем, что мы еще не знаем, а затем стараемся сами «открыть» новое знание.)
- Я желаю вам на уроке, преодолеть все трудности и успешно «открыть новое знание».
- Какие арифметические действия вы изучаете последнее время? (Умножение и деление чисел.)
- Сегодня вы продолжите работать с этими действиями.
- С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний.)
- Тогда в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1) Тренинг вычислительного навыка.
Учитель диктует задания, учащиеся записывают только, один из учащихся работает у доски:
- Найдите произведения чисел: 7 и 8;
- 2 увеличить в 4 раза;
- первый множитель 6, второй множитель 4, найти произведение;
- 4 увеличить в 3 раза;
- чему равно произведение 5 и 5;
- первый множитель равен 7, а второй – 5?
- Какие ответы вы получили?
- Проверьте свои результаты. На слайде 3 (56, 8, 24, 12, 25, 35.)
- У кого всё правильно?
- Что помогло вам выполнить это задание правильно? (Знание таблицы умножения)
- Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Исправьте ошибки.
- Что нужно сделать, чтобы не совершать ошибки?
- На какие группы можно разбить эти числа? (На четные и нечетные, однозначные и двузначные.
- Назовите четные числа? СЛАЙД 4 (56, 8, 24. 12.)
- Найдите их сумму удобным способом.
Слайд 5 Один из учащихся устно вычисляет:
Слайд 656 + 8 + 24 +12 = (56 + 24) + (12 + 8) = 100
- Какие свойства сложения вы использовали при выполнении задания? (сочетательное и переместительное)
- Назовите нечетные числа. (25, 35.) Слайд 7
- На сколько одно число больше или меньше другого? (На 10.)
- Как вы узнали? 35-25=10 Слайд 8
- Что вы можете сказать о числах 100 и 10? (Эти числа круглые, четные, число 100 – трехзначное, число 10 – двузначное.)
2) Пробное действие.
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы узнали, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-5:
СЛАЙД 96 · 100 =
- Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 6 и 100.)
- Что нового в нем? (Умножение на трёхзначное, круглое число.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение на 100.)
- Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? (Научиться умножать на 100.)
- Найдите произведение этих чисел.
- Кто не выполнил это задание? Учащиеся поднимают руки.
- Почему вы не смогли сделать?
- Кто выполнил это задание?
Необходимо предвидеть и такой случай, когда учащиеся предложат правильный ответ и назовут правило. Затруднение в таком случае фиксируется так:
- Ты можешь объяснить, как получено правило УМНОЖЕНИЯ НА 100?
Слайд 9???
- Значит, в чем у нас затруднение? (Мы не можем объяснить, как получено это правило.)
- Что же теперь делать? (Будем разбираться с затруднением и попробуем открыть самим правило умножения на 10 и на 100)
3. Построение проекта выхода из затруднения
- Вспомните, в чём заключается смысл умножения? Умножение это сложение одинаковых слагаемых.
- Давайте заменим произведение этих чисел сложением одинаковых слагаемых.
- Что показывает 1 множитель? 2 множитель? Значит, мы берём по 6 сто раз. Удобно ли записать сложением это выражение? (Нет)
- Почему? Очень долго.
- Какое свойство умножения можно применить? (переместительное свойство умножения.)
- Запишите.
Один из учащихся записывает на доске:
6 · 100 = 100 · 6 =
- Что дальше? (Представить произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)
Один из учащихся записывает на доске:
6 · 100 = 100 · 6 = 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 =
Один из учащихся выполняет вычисления на доске:
6 · 100 = 100 · 6 = 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 = 600
- Что интересного вы замечаете? (В результате получилось трёхзначное число, в разряде сотен цифра, соответствующая множителю 6, в разрядах десятков и единиц нули, так же, как у числа 100.)
- Как сказать проще? (К 6 приписали два нуля.)
- Какой вывод вы можете сделать? (При умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля.) ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ
Далее работа организуется фронтально со всем классом:
- Как умножить число на 10? (Нужно к числу справа приписать один ноль.)
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ
- Как изменится правило, если надо разделить на 10 и на 100? Сама запишу примеры на доске (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)
- Почему вы так решили? (Деление обратная операция умножению.)
ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ
- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.) Откройте учебники на странице 54. Проверьте.
Учащиеся читают правила на странице 54.
Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Уточните тему урока. Умножение и деление на 10 и на 100
- Что вы можете теперь делать? (Умножать и делить на 10 и на 100.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1) Фронтальная работа. № 2, стр. 54
- Найдите № 2 на странице 54. Решите примеры в первом и во втором столбиках.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
- Умножаю 7 на 10. При умножении на 10 нужно справа от числа приписать один ноль. Приписываю к 7 один ноль. Получаю число 70.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
№ 4, стр. 54
- Найдите № 4 на странице 54. Решите примеры в первом и во втором столбиках.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Нужно 50 разделить на 10. При делении на 10, нужно в делимом отбросить один ноль. Получаю частное 5.
5. ФИЗМИНУТКА
- Мы закрепили новое знание?
- Теперь проверим, справитесь ли вы самостоятельно с заданием.
6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
№ 5, стр. 55
Слайд 10
- Найдите № 5 стр. 55.
- Выполните это задание самостоятельно в парах.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
- Проверка организуется по эталону. Слайд 11
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку. Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся? Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
7. Включение в систему знаний и повторение
- При выполнении, каких ещё заданий можно встретить умножение и деление на 10 и на 100? (в задачах, в уравнениях.)
- Я предлагаю вам потренироваться в решении уравнений и задач.
№ 7, стр. 55 (первое и третье уравнение)
Работа в группах. Вспомнить правила работы в группах
- 1 группа - решает задачу,
- 2 группа - СОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ И ВЫЧИСЛИТЬ.
800:100 · 3+ (28 · 10)= 304
400:10 + 640: 10:8·10= 120
- Остальные выполняют № 7 (1,3 уравнения)
Проверка по эталону Слайд 12
Дети в группах отвечают.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения на 100.)
- Удалось ли достичь цели?
- Какие правила вы еще открыли? (Правило умножения на 10, правило деления на 10 и на 100.)
Пожалуйста, приготовьте карандаши. Если вы выполнили все задания без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите зеленый карандаш. Если у вас остались вопросы по новой теме, покажите желтый карандаш. Если вы не поняли новое знание и у вас остались вопросы, покажите красный карандаш.
Учащиеся оценивают себя с помощью цветных карандашей.
- Отличная работа! Молодцы! -
- Хорошая работа! Но … -
- Не очень получилось -
Смогли бы вы без знания таблицы умножения и деления выполнить все задания на сегодняшнем уроке? (Нет, не смогли бы.)
Сможете ли вы дальше изучать математику без знания таблицы? Почему? (Нет, т.к. многие задания связаны с таблицей.)
Подводя итог урока, ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и в нашей жизни. Не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого, к чему мы привыкли в жизни. Составителем таблицы умножения является древнегреческий математик Пифагор, но неизвестно кто изобрёл таблицу умножения. Известно лишь то, что это произошло в Китае более 2000 лет назад. Я предлагаю посвятить наш урок этим людям, им – наши аплодисменты.
9. Домашнее задание
- № 7, № 9, стр. 56;
- № 12*, стр. 56.