Открытый урок по математике во 2-м классе. Тема: «Умножение и деление на 10 и на 100»

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  • сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;
  • тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Поздоровайтесь с гостями. Сели тихо. Запишите число, классная работа.

СЛАЙД 2

- Девизом к сегодняшнему уроку я выбрала такую пословицу.

Знание лучше богатства!

- Прочитайте пословицу.

- Как вы ее понимаете? (Знание приносит больше пользы, чем ...)

- Согласны ли вы с этой народной мудростью? Почему?

- Как же вы узнаете новое знание?

(Мы понимаем, что мы еще не знаем, а затем стараемся сами «открыть» новое знание.)

- Я желаю вам на уроке, преодолеть все трудности и успешно «открыть новое знание».

- Какие арифметические действия вы изучаете последнее время? (Умножение и деление чисел.)

- Сегодня вы продолжите работать с этими действиями.

- С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний.)

- Тогда в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1) Тренинг вычислительного навыка.

Учитель диктует задания, учащиеся записывают только, один из учащихся работает у доски:

  • Найдите произведения чисел: 7 и 8;
  • 2 увеличить в 4 раза;
  • первый множитель 6, второй множитель 4, найти произведение;
  • 4 увеличить в 3 раза;
  •  чему равно произведение 5 и 5;
  • первый множитель равен 7, а второй – 5?

- Какие ответы вы получили?

- Проверьте свои результаты. На слайде 3 (56, 8, 24, 12, 25, 35.)

- У кого всё правильно?

- Что помогло вам выполнить это задание правильно? (Знание таблицы умножения)

- Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Исправьте ошибки.

- Что нужно сделать, чтобы не совершать ошибки?

- На какие группы можно разбить эти числа? (На четные и нечетные, однозначные и двузначные.

- Назовите четные числа? СЛАЙД 4 (56, 8, 24. 12.)

- Найдите их сумму удобным способом.

Слайд 5 Один из учащихся устно вычисляет:

56 + 8 + 24 +12 = (56 + 24) + (12 + 8) = 100

 Слайд 6

- Какие свойства сложения вы использовали при выполнении задания? (сочетательное и переместительное)

- Назовите нечетные числа. (25, 35.) Слайд 7

- На сколько одно число больше или меньше другого? (На 10.)

- Как вы узнали? 35-25=10 Слайд 8

- Что вы можете сказать о числах 100 и 10? (Эти числа круглые, четные, число 100 – трехзначное, число 10 – двузначное.)

2) Пробное действие.

- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

- Зачем вы его получите? (Чтобы узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-5:

6 · 100 =

СЛАЙД 9

- Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 6 и 100.)

- Что нового в нем? (Умножение на трёхзначное, круглое число.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение на 100.)

- Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите?  (Научиться умножать на 100.)

- Найдите произведение этих чисел.

- Кто не выполнил это задание? Учащиеся поднимают руки.

- Почему вы не смогли сделать?

- Кто выполнил это задание?

Необходимо предвидеть и такой случай, когда учащиеся предложат правильный ответ и назовут правило. Затруднение в таком случае фиксируется так:

- Ты можешь объяснить, как получено правило УМНОЖЕНИЯ НА 100?

Слайд 9???

- Значит, в чем у нас затруднение? (Мы не можем объяснить, как получено это правило.)

- Что же теперь делать? (Будем разбираться с затруднением и попробуем открыть самим правило умножения на 10 и на 100)

3. Построение проекта выхода из затруднения

- Вспомните, в чём заключается смысл умножения? Умножение это сложение одинаковых слагаемых.

- Давайте заменим произведение этих чисел сложением одинаковых слагаемых.

- Что показывает 1 множитель? 2 множитель? Значит, мы берём по 6 сто раз. Удобно ли записать сложением это выражение? (Нет)

- Почему? Очень долго.

- Какое свойство умножения можно применить? (переместительное свойство умножения.)

- Запишите.

Один из учащихся записывает на доске:

6 · 100 = 100 · 6 =

- Что дальше? (Представить произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)

Один из учащихся записывает на доске:

6 · 100 = 100 · 6 = 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 =

- Найдите значение суммы. Вычислите.

Один из учащихся выполняет вычисления на доске:

6 · 100 = 100 · 6 = 100 + 100 + 100 + 100 + 100 + 100 = 600

- Что интересного вы замечаете? (В результате получилось трёхзначное число, в разряде сотен цифра, соответствующая множителю 6, в разрядах десятков и единиц нули, так же, как у числа 100.)

- Как сказать проще? (К 6 приписали два нуля.)

- Какой вывод вы можете сделать? (При умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля.) ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ

Далее работа организуется фронтально со всем классом:

- Как умножить число на 10? (Нужно к числу справа приписать один ноль.)

ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ

- Как изменится правило, если надо разделить на 10 и на 100? Сама запишу примеры на доске (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)

- Почему вы так решили? (Деление обратная операция умножению.)

ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ

- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.) Откройте учебники на странице 54. Проверьте.

Учащиеся читают правила на странице 54.

Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

- Уточните тему урока. Умножение и деление на 10 и на 100

- Что вы можете теперь делать? (Умножать и делить на 10 и на 100.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1) Фронтальная работа. № 2, стр. 54

- Найдите 2 на странице 54. Решите примеры в первом и во втором столбиках.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

- Умножаю 7 на 10. При умножении на 10 нужно справа от числа приписать один ноль. Приписываю к 7 один ноль. Получаю число 70.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

4, стр. 54

- Найдите 4 на странице 54. Решите примеры в первом и во втором столбиках.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

Нужно 50 разделить на 10. При делении на 10, нужно в делимом отбросить один ноль. Получаю частное 5.

5. ФИЗМИНУТКА

- Мы закрепили новое знание?

- Теперь проверим, справитесь ли вы самостоятельно с заданием.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

№ 5, стр. 55

Слайд 10

- Найдите № 5 стр. 55.

- Выполните это задание самостоятельно в парах.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

- Проверка организуется по эталону. Слайд 11

- Кто из вас ошибся?

  • В каком случае? (...)
  • Исправьте ошибку. Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся? Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

7. Включение в систему знаний и повторение

- При выполнении, каких ещё заданий можно встретить умножение и деление на 10 и на 100? (в задачах, в уравнениях.)

- Я предлагаю вам потренироваться в решении уравнений и задач.

7, стр. 55 (первое и третье уравнение)

 Работа в группах. Вспомнить правила работы в группах

  • 1 группа - решает задачу,
  • 2 группа - СОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ И ВЫЧИСЛИТЬ.

800:100 · 3+ (28 ·  10)= 304

400:10 + 640: 10:8·10= 120

  • Остальные выполняют № 7 (1,3 уравнения)

Проверка по эталону Слайд 12

Дети в группах отвечают.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения на 100.)
  • Удалось ли достичь цели?
  • Какие правила вы еще открыли? (Правило умножения на 10, правило деления на 10 и на 100.)

Пожалуйста, приготовьте карандаши. Если вы выполнили все задания без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите зеленый карандаш. Если у вас остались вопросы по новой теме, покажите желтый карандаш. Если вы не поняли новое знание и у вас остались вопросы, покажите красный карандаш.

Учащиеся оценивают себя с помощью цветных карандашей.

  • Отличная работа! Молодцы! -
  • Хорошая работа! Но … -
  • Не очень получилось -

Смогли бы вы без знания таблицы умножения и деления выполнить все задания на сегодняшнем уроке? (Нет, не смогли бы.)

Сможете ли вы дальше изучать математику без знания таблицы? Почему? (Нет, т.к. многие задания связаны с таблицей.)

Подводя итог урока, ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и в нашей жизни. Не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого, к чему мы привыкли в жизни. Составителем таблицы умножения является древнегреческий математик Пифагор, но неизвестно кто изобрёл таблицу умножения. Известно лишь то, что это произошло в Китае более 2000 лет назад. Я предлагаю посвятить наш урок этим людям, им – наши аплодисменты.

9. Домашнее задание

  1. № 7, № 9, стр. 56;
  2. № 12*, стр. 56.