Цель: Познакомить с основами совершенствования техники речи, способствующие оптимизации педагогического общения с родителями.
Задачи: Совершенствовать коммуникативно-речевые умения анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения по тембру, интонационной окраске, темпу и другим качествам голоса.
Форма работы: Тренинг, коллективные игры, индивидуальная работа, работа в парах.
Информация для педагогов
Голос обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда , он может быть обращен ко многим участникам коммуникации. Кроме того, голос при известных условиях позволяет расположить к себе собеседника (это особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаимопонимание.
Голос, используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью выдерживать длительную голосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Во многих случаях необходимыми атрибутами профессионального голоса также являются полетность, адаптивность, помехоустойчивость и суггестивность.
Речеголосовой тренинг
Развитие речевой культуры – серьезная и каждодневная работа, первый этап который –овладение техникой речи (работа над речевым дыханием, речевым голосом, дикцией). Все типы упражнений необходимо выполнять систематически. Начинать надо с тренировки дыхания, затем переходить к артикуляционным упражнениям, которые обеспечивают четкую дикцию, после чего к упражнениям на мимику и интонацию.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения выполняются при открытой форточке или сразу после проветривания помещения.
«Дыхание жизни». И.П. - стоя руки опущены вдоль тела, ноги шире плеч. Расслабьтесь. Вдох производите медленно через нос, как бы принюхиваетесь. Сначала заполняйте воздухом живот, пока он не станет выпуклым, затем диафрагму, а затем грудь. При окончании вдоха грудь должна быть приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, затем медленно выдыхайте: грудь – диафрагма – живот (6 сек вдох, 6 сек. выдох). Упражнение следует повторить 10-12 раз, пока вы не почувствуете прилив бодрости.
Самоконтроль: не надо сосредотачиваться и мысленно контролировать последовательность дыхания. Процесс должен происходить автоматически, равномерно. Это упражнение снимает сонливость и создает бодрое настроение.
«Объем дыхания».
И.П.- стоя ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, а затем очень громко, с выражением, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение «Наша Таня».
Читая стихотворение, медленно наклоняйтесь: концовка стихотворения должна совпасть с окончанием наклона. Цель упражнения – расширить объем дыхания. Делая его, не вдыхайте воздух. Нужно распределить вдох, так чтобы его хватило на все стихотворение и возвращение тела в исходное положение. Повторите упражнение 3-5 раз.
Самоконтроль: Постарайтесь не задыхаться и не хватать ртом воздух. При чтении стихотворения воздух необходимо распределить, так чтобы не пришлось читать на голосовых связках, напрягая мышцы шеи.
«Сила дыхания». И.П.- стоя, ноги на ширине плеч. Медленно, как в предыдущем упражнении, наклоняясь, громко прочтите стихотворение через нос с закрытым ртом. Следите за тем, чтобы воздух при первом же слове не ушел через нос. Это упражнение нужно выполнить 3 раза.
Самокнтроль: Помимо требований, изложенных в предыдущем упражнении, надо добиваться того, чтобы слава звучали внятно, чтобы окружающие могли понять, что вы читаете.
«Длительность дыхания»
И.П.- стоя, ноги на ширине плеч. Глубоко вдохните, задержите дыхание и произносите : как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки, Раз Егорка, два Егорка, три Егорка….
Самоконтроль: Долгое дыхание появляется не сразу. Но постоянными тренировками вы добьетесь того, что сможете на едином выдохе сосчитать всех Егорок. С помощью этого упражнения можно провести самодиагностику и выявить успехи за определенный период времени.
Речевое (диафрагмально – брюшное) дыхание играет в работе педагога первостепенную роль: если он не владеет таким дыханием, его голосовые связки подвергаются большой опасности, проявляющейся в различных профессиональных болезнях (ларингит). Фонационное дыхание характеризуется быстрым вдохом и долгим выдохом.
- Тренировка вдоха (всегда носом и незаметно);
- Тренировка выдоха (порционность выдоха);
Артикуляционная гимнастика для губ
«Рекламная растяжка». Представляем огромную рекламную растяжку через улицу и начинаем губами вытянутыми в «пятачок», писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию.
«Шторки».1- верхняя губа поднимается так, что зубы обнажаются; 2- губы принимают и.п.; 3- нижняя губа опускается, обнажая зубы; 4- губы возвращаются на место. Сначала делаем упражнение беззвучно. Потом подключаем звучание: «верхняя шторка» - В; нормальное положение губ – М; «нижняя шторка» - З; возвращение губ в и.п. – М; После каждого упражнения или усталости губ сильной струей воздуха заставляем вибрировать губы со звуками ТПРРУ.
Самоконтроль. Следите за тем, чтобы работали губы. Иногда полезно придерживать рукой нижнюю челюсть , чтобы исключить её движение.
«Покусывание». Начинаем гимнастику с поочередных покусываний верхней и нижней губы с убыстрением темпа.
«Жвачка». Делаем активные крупные жевательные движения; при смыкании челюстей происходит «почесывание»губ с внутренней стороны.
«Почесывание». Нижние зубы почесывают нижнюю губу. Начинаем медленно, затем увеличиваем темп движений.
«Хоботок – улыбка». Губы вытягиваем вперед, как для поцелуя. Фиксируем их в таком положении на 3 сек.; затем растягиваем их в улыбку, не обнажая зубов, и снова фиксируем; снова вытягиваем; растягиваем в улыбку, обнажая зубы. По мере выполнения упражнения увеличиваем темп.
Артикуляционная гимнастика для языка
«Двойные уколы в щеки». При сомкнутых губах и разомкнутых челюстях делаем резкие и сильные двойные колы языком попеременно то в левую, то в правую щеку.
«Жало». Острым и длинным языком, подобно змее, производим двойные уколы в выбранную условную точку, которая может располагаться с любом месте нашей аудитории(внизу, слева, справа, вверху).
«Часовая стрелка». Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Производим вращательные движения языком за сомкнутыми губами, язык гладит верхние и нижние десны. Направление движения языка меняем.
«Чаша». Широко открыть рот, язык высунуть, поднять кверху, подерэжать в таком положении и убрать. Только после того, как кончик языка коснется верхнего нёба, закрыть рот.
«Окно» Широко открываем рот(окно) и оставляем его в таком положении до конца выполнения каждого упражнения. Максимально работает высунутый язык: «горизонтальны»(язык перемещается влево-вправо); «вертикаль» - (вверх-вниз); «крест» - (вверх, вправо, вниз, влево); «круги» (движение по часовой стрелке и против нее); Если язык устает, положить расслабленный язык и потрясти головой, так чтобы язык болтался из стороны в сторону. В этом положении очень быстро отдыхают все мышцы языка.
Самоконтроль. Оцените, удалось ли разнообразить средства интонационной выразительности речи и над чем необходимо работать.
Работа над голосом
Над этим можно работать с помощью простых упражнений, направленных на озвучивание дыхания: «Шмель», «Ветер», «Гудок». Вдох через нос (короткий), пауза, выдох через рот с подключением голоса в виде звукоподражания полету шмеля, шуму ветра, гудку паровоза.
Работа над дикцией
Дикция зависит от грамотной работы органов речи, играет важную роль в работе педагога, так как привлекает слушателей своей красотой или отталкивает неотесанностью звучания фраз. Упражнения на дикцию и артикуляцию направлены на выработку умения правильно произносить звуки, что достигается с помощью скороговорок, которые важно произносить, не сколько быстро, сколько отчетливо.
- Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Дал взятку – ты взяткодатель, а взял взятку – ты взятковзятель.
- Врал крал в ларь, враля брала из ларя.
- Не только у прокурора компромат на вора, но и у вора компромат на прокурора.
Важно! После того как сказали, запишите, затем прорговорите тих и медленно, беззвучно и, шепотом, тихо. Громко, можно и пропеть.
Четкость дикции достижима при автоматической рефлекторной, хорошо скоординированной работе артикуляционного аппарата.