Культурное пространство российской империи во второй половине XIX века. 9-й класс

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО

Класс: 9

Ключевые слова: история, культура России, XIX век, живопись, жанр


Урок 2

Цели урока:

  • создать у учащихся представление о российской культуре второй  половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество композиторов, литераторов, и художников данного периода;
  • развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательно­сти, вежливости, дисциплинированности;
  • пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие листы с заданиями, карточки для проведения групповой работы у доски.

Предварительная подготовка: сообщения о деятелях культуры, наиболее интересных фактах их биографии.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут. Начинаем наш урок.

Презентация

2. Актуализация знаний

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали внутреннюю и внешнюю политику, политическое развитие России во второй половине 19 века. Изучив три сферы общественной жизни, нераскрытой осталась одна, формирующая духовные ценности и представления, мировоззрение у людей. Из курса обществознания вам известно, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других.

Давайте вместе поразмышляем:

- Какие исторические события, процессы политической и общественной жизни, произошедшие во второй половине 19 века, оказали наибольшее влияние на развитие культуры страны в изучаемый период?

- Действительно, падение крепостного права, проведение Александром II либеральных реформ способствовали развитию науки, образования и, конечно же, культурному росту нашего государства.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться культурой России второй половины XIX века. На прошлом уроке мы рассмотрели такие направления:

  • Наука,
  • Образование,
  • Литература.

Продолжим урок проверкой домашнего задания.

3. Повторение домашнего задания

Историческая мозаика. Работа у доски по карточкам

Задание 1. Для первой группы составить квартет (из 4 позиций) имя писателя, портрет, годы его жизни и произведения.

Вторая группа должна найти соответствие между портретом ученого, областью научных знаний и открытием. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

(Работа с иллюстрацией А.И.Морозова «Сельская бесплатная школа», «У дверей школы» Н.П.Богданова-Бельского)

Вы видите две картины: художника Николая Богданова Бельского «У дверей школы» и Александра Ивановича Морозова «Сельская бесплатная школа».

О каких особенностях организации начального образования можно сказать глядя на данные картины? Какой тип учебного заведения представлен на картине?

Возможно так проходили уроки и в школе в Заворонежской слободе, куда в сентябре 1861 года в 35 мальчиков и 12 девочек впервые пошли учиться. В конце 70-х годов Козловское уездное земство половину расходов по содержанию Заворонежской школы включило в свой бюджет. Школа стала именоваться земской. Уже в 1885 году численность учащихся удвоилась: в школе обучались 90 мальчиков и 8 девочек. Одними из первых учителей были Нил Иванушкин, окончивший Екатерининский институт в Тамбове, и его жена Надежда, выпускница Тамбовской прогимназии. Во второй половине 90-х годов XIX века в Заворонежской слободе была открыта церковно-приходская школа, которая просуществовала до 1917 года.

Ребята, в чем отличие земской и церковно-приходской школы?

Обратите внимания на здания. (Рисунок Б) Известны ли вам они? А теперь посмотрим на их современный вид.

На верхней фотографии располагалась казенная женская гимназия, а на нижней - частная госпожи Сатиной. Ныне здание школы №18 г. Мичуринска и педагогического института. Вы знаете, что в второй половине 19 века продолжает развиваться женское образование. К сожалению мужская гимназия так и не появилась в нашем городе.

Расскажите, что вы знаете об особенностях обучения в гимназиях?

Ну а это здание Вам тоже хорошо известно (рисунок В). Это Мичуринский аграрный университет.

Ощущая потребность в торговых специалистах, городская Дума г.Козлова решила открыть в 1897 г. коммерческое училище первоначально оно размещалось в  здании женской гимназии на Московской, где в настоящее время находится школа №18. В 1902  было построено собственное городское здание коммерческого училища в центре торговли на Базарной площади. Студентами изучались химия, физика, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, товароведение, коммерческая география.

Сюда поступали дети в возрасте от 10 лет и обучались на протяжении 7-8 лет, после чего получали возможность поступать в коммерческие институты и в технические высшие учебные заведения. В Козловском коммерческом училище учились представители всех сословий: купцов, мещан, дворян, даже крестьян. Но в основной массе это были дети состоятельных людей, так как за учёбу платились немалые деньги.

Проверка выполненных заданий у доски.

Выполним следующее задание. Прочитайте термины.

Романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм, ампир, академизм, натурализм критический реализм.

Найдите тот, который относится к культуре второй половины XIX века Дайте его определение. Вспомните, изучая какое направление культуры, мы говорили об этом художественном стиле.

(Критический реализм – художественный стиль, сочетающий остроту коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.)

4. Изучение нового материала

Живопись

Учитель: Русская живопись второй половины XIX в. так же как и русская литература решала те же общественные вопросы. Ведущим в ней также стало направление критического реализма.

В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии объяснив это тем, что в жизни есть более достойные темы для кисти. Не получив разрешения на свободную тему художники покинули Академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижников. Основателями Товарищества были Н.Крамской, Н.Ге, Мясоедов и Перов.

Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью, - значилось в нем, - устройство с надлежащего разрешения во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах:

а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами,

б) развития любви к искусству в обществе,

в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Первая передвижная художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. В Петербурге. Она была невелика - участвовали 15 живописцев, но зато очень интересная. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая и так на протяжении почти полувека, до 48-ой в 1923 г. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России.

Многие картины передвижников хранятся в Третьяковской галерее. Посмотрим небольшой сюжет.

(видеофрагмент о Третьякове)

Вспомните, как называют таких людей как Павел Третьяков. За подсказкой можете обратиться к словарю исторических терминов.

Учитель: Мы совершим небольшую виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Во время нашей виртуальной экскурсии не забывайте заполнять задание №3.

Жанр: Портретный

Учитель: Крамской, Ге, Перов, Репин оставили прекрасную галерею знаменитых современников

(Выступление учащихся)

Жанр: Социально-Бытовая живопись

Учитель: Болью и сочувствием к людям были пронизаны социально-острые картины Василия Перова, Ильи.Репина, Григория Мясоедова.

(Выступление учащихся)

Жанр: Пейзаж

Учитель: Тонкими пейзажистами в историю русского искусства вошли Саврасов, Шишкин, Левитан, Куинджи, Паленов.

(Выступление учащихся)

Жанр: Историческое прошлое

Учитель: Сильнейшее впечатление производили на публику картины исторического жанра, написанные Ильей Репиным, Василием Суриковым и Николаем Ге. И наоборот в сказочный мир прошлого погружал зрителей Виктор Васнецов.

(Выступление учащихся)

Самопроверка выполнения задания №3 рабочего листа

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой видеролик, по ходу которого вы должны заполнить пропуски в тексте. Не волнуйтесь, если вы что-нибудь не успели записать, вашим помощником будет учебник. (стр. 170-171)

Заполните пропуски в тексте (задание 4 рабочего листа)

1. На развитие музыки оказало большое влияние творческое объединение _______________, куда входили М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский. В 60-е годы XIX века братья _____________ основывают консерватории. Петр Ильич Чайковский автор опер___________, _________, ____________ и многих других музыкальных произведений. В России появились выдающиеся мастера скульптуры. Марк Антакольский создал скульптуру «____________», а __________ - Памятник А.С.Пушкину. Памятник. «Тысячелетие Руси» был воздвигнут в ____________ М.О.Микешиным. В архитектуре господствовали два стиля: ___________и псевдорусский стиль.

Самопроверка выполнения задания №4 рабочего листа

3.3. "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них…. значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране". Писал Д.С.Лихачев - крупнейший ученый и защитник русской культуры. Эти слова как никогда подходят с теме нашего урока. (Задание 5 в рабочем листе)

Во второй половине 19 века в городской застройки города Козлова появляются особняки особо богатых купцов. Каждое здание имеет свой неповторимый облик, свою историю. В городе сохранились целые кварталы старинной застройки. Около 40 старинных зданий, неповторимых по своей архитектуре, напоминают по своему стилю улицы старого Петербурга. Одни из них очень хорошо сохранились, другие нет. Здесь вы найдете и здания построенные в стиле классицизма, барокко, более позднего модерна и конечно же эклектики. Одно из самых известных зданий построенных в этом стиле дворянская усадьба на берегу реки Лесной Воронеж принадлежал Василию Снежкову – рязанскому помещику, обосновавшемуся в Козлове в конце XIX века. Предводитель Козловского дворянства Василий Николаевич являлся публицистом, общественным деятелем, председателем земского собрания Козловского уезда, депутатом четвёртой Госдумы (1912–1917 гг.) и вообще был личностью яркой и незаурядной.

5. Рефлексия

В качестве завершающего штриха нашей работы на уроке я предлагаю вам заполнить небольшую таблицу.

В результате урока «Культурное пространство России во второй половине XIX века»

УРОК

Я на Уроке

ИТОГ

1. Интересно

1. Работал(а)

1. Понял(а) материал

2. Скучно

2. Отдыхал(а)

2. Узнал(а) больше, чем знал

3. Безразлично

3. Помогал(а) другим

3. Не понял (а)

Домашнее задание: Параграф 22, составить кроссворд.

Ссылки на видеофрагменты

  1. https://disk.yandex.ru/client/recent?idApp=client&display=normal&groupBy=none&order=
    0&seleced=%2Fdisk%2FИстория%209%20класс.mp4&sort=mtime&view=
    icons&typeClustering=geo&action=null&idAlbum=undefined&dialog=slider&idDialog=
    %2Fdisk%2FПравила%20жизни%20Павла%20Третьякова%2C%
    20русского%20предпринимателя%20и%20мецената.mp2.
  2. https://disk.yandex.ru/client/recent?idApp=client&display=normal&groupBy=
    none&order=0&sort=mtime&view=icons&typeClustering=geo&action=
    null&idAlbum=undefined&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2FИстория%209%20класс.mp4&selected=%2Fdisk%2
    FИстория%209%20класс%20(Урок№29%20%20
    Культурное%20пространство%20империи%20во%20второй%20половине%20XIX%20в.).mp4)