Цели:
- Научить применять знания в новой ситуации; показать связь между различными науками и, следовательно, единство картины мира.
- Развить интерес к предметам, внимание, творческие способности учащихся, активность и самостоятельность в процессе коллективной деятельности, развитие речи, умение связывать имеющиеся знания со знаниями из других областей; привить интерес к естественным наукам; расширить кругозор учащихся.
- Воспитать умение работать в команде, чувство поддержки, умение слушать других людей, дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся.
Игру можно рассматривать как вид свободного общения. В ней участвуют три команды, ведущие. Игра сопровождается компьютерной презентацией.
Игру можно проводить для детей практически любого возраста, заменяя или добавляя области науки (можно добавить химию, географию, информатику и т.п.)
Ход игры
Ведущий поздравляет участников, представляет членов жюри.
Команда выбирает свой цвет и порядок распределения ходов с помощью кубика.
Ведущий объясняет правила игры:
1. Каждая команда имеет право сделать семь результативных ходов (для этого необходимо бросить кубик, который определит цвет лепестка).
2.
Красный – математика |
Серебристый – помощь зала |
3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Победитель - команда, набравшая большее количество баллов.
4. Подведение итогов.
Награждение команд и наиболее активных болельщиков.
Примерные вопросы викторины
Биология
1. Какое растение считается символом мира? (Олива)
2. Какое растение считается главным овощем мира? (Капуста)
3. Система органов, которую можно назвать «дорогой жизни». Ответ по возможности поясните. (Кровеносная)
4. Почему считается, что у цветковых растений двойное оплодотворение? (Оплодотворяется не только яйцеклетка, но и центральное ядро. В процессе участвуют два спермия)
5. Даны два названия животных: амеба обыкновенная и амеба дизентерийная.
Объясните, о чем говорят двойное (бинарное) название данного животного: а) ученому-систематику; б) врачу-практику. (Для систематика – видовое название (названо два вида животных). Для врача – сигнал о присутствии возбудителя опасного заболевания, а не только обыкновенной амебы)
6. Это животное глотает камни, чтобы не всплывать во время охоты. (Нильский крокодил)
7. Назовите птицу, самки которой являются символом смешного и нелепого, символом беспомощности, а самцов этих птиц называют «солнечными птицами. (Курица – символ смешного и нелепого – «мокрая курица», символ беспомощности «слепые курицы»; петух)
8. Правда ли одинокие волки воют на луну? (Волки действительно воют по ночам, но этот вой предупреждает волков из других стай, чтобы они покинули чужую территорию)
9. Правда или ложь: первобытные люди и динозавры жили в одно время. Пещерные люди и динозавры часто сражались друг с другом. (Ложь. Последние динозавры вымерли около 65 млн. лет назад, т.е. до того, как появились первые люди (около 2 млн. лет назад). Ни один человек никогда не видел живого динозавра)
10. Человек живет в доме с четырьмя стенами. В каждой стене – окно и все они выходят на юг. Неожиданно к дому подходит медведь. Какого он цвета? (Белого, потому что дом стоит на северном полюсе)
11. У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (Четыре
12. Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными? (Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья)
Спорт и туризм
1. Назовите символы олимпийского движения. (Пять колец)
2. Кого можно назвать настоящим туристом? (Того, кто бережет природу)
3. Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
4. Какой вид спорта был узаконен только в 1900 году? – из-за жестокости он считался малопригодным для публики. (Бокс)
5. Загадка:
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это?
(Географическая карта)
6. У какой международной спортивной организации девиз «Мы все – одна семья»? (ФИДЕ – международная шахматная федерация)
7. Самая длинная дистанция в лёгкой атлетике? (Марафонская - 42 км 195 м.)
8. Самый быстрый способ спортивного плавания? (Кроль)
Астрономия
1. Назовите фамилию женщины, которая совершила первый одиночный полет в космос. (Светлана Савицкая)
2. Где находится море спокойствия? (На Луне)
3. Как называются спутники Марса, что означают их названия в переводе с латинского языка? (Фобос – страх, Деймос – ужас)
4. В каком созвездии находится полярная звезда? (В созвездии «Малая Медведица», Полярная звезда – α Малой Медведицы)
5. Как называется созвездие, находящееся по другую сторону от Полярной звезды, приблизительно на таком же расстоянии, как и до Большой Медведицы, очень яркое и красивое созвездие, похожее на «дубль – ве»? (Кассиопея)
6. Какая планета Солнечной системы получила свое название в честь римского бога торговли? (Меркурий)
7. Какие планеты называют планеты-близнецы? (Уран и Нептун)
Физика
1. Этот прибор используют в кинотеатрах и в театрах. Все вы наблюдали, как медленно и постепенно гаснет свет в театрах, когда начинается спектакль. Это необходимо для зрения: глаз успевает адаптироваться на темноту, но, самое главное, медленное гашение света с помощью этих приборов создает настроение торжественности происходящего. Как называются эти приборы? (Реостаты рычажные)
2. Некоторые мелкие прибрежные рачки (креветки) всплывают к поверхности воды большими роями, напоминающими шлейф дыма. Эти «шлейфы», которые иногда занимают несколько кубических метров, всегда наблюдаются над подводными камнями. Более того, креветки никогда не собираются над камнями, лежащими в тени, а только над теми, которые освещены солнцем. Какое явление помогает образовываться шлейфам из креветок? (Камень на дне нагревается солнечными лучами, и теплая менее плотная вода конвекционным потоком увлекается от него к поверхности)
3. У химии их только 5, у физики – 6, у алгебры – 7, а у геометрии целых 9. О чем идет речь? (Количество букв в названии)
4. В магазине посуды продавец, перед тем как упаковать купленные вами фарфоровые чашки, постукивает по ним карандашом. Для чего это делается? (Таким образом продавец проверяет, нет ли трещин. Любые твердые тела имеют свою собственную частоту колебаний. Если чашка с трещиной, звук будет другой)
5. Две одинаковые по размеру книги положите на стол на расстоянии 10 см друг от друга. Положите лист бумаги на края обеих книг, чтобы он выгнулся мостиком между ними. Подуйте через соломинку под лист бумаги – он прогнется вниз. Почему? (Под листом образуется область пониженного давления, поэтому атмосферное давление прижимает лист к столу)
6. Этот ботаник рассматривал в микроскоп цветочную пыльцу. Но то, что он увидел, не имело к цветам особого отношения. Назовите этого ученого. (Роберт Броун)
7. Андре-Мари Ампер, Исаак Ньютон, Блез Паскаль, Джеймс Джоуль, Джеймс Уатт, Шарль Кулон, Алессандро Вольта, Георг Ом, Майкл Фарадей – все они были знаменитыми физиками. А что, кроме этого их объединяет? (В их честь названы единицы физических величин)
8. Изобретенный в III в н.э. в Китае прибор «чи-нан» заменил мореходам птиц. Что это за прибор? (Компас: «чи-нан» - указатель направления на юг, а раньше дорогу к берегу находили по направлению полета птиц)
9. Какой олимпийский девиз напрямую связан с изображенными здесь буквами: v, h, F ? («Быстрее, выше, сильнее»)
Математика
1. Является ли число 1234535+711 простым? (Первое число – нечетное, второе число – нечетное. Сумма двух нечетных чисел - число четное. Следовательно, число не может быть простым).
2. Всем известна поговорка «От горшка два вершка». Сколько это сантиметров? (С конца XV в. в России употребляется новая мера длины – аршин. Аршин – мера восточного происхождения, в основном применялась для измерения тканей – 72 см. Аршин делился на четверти, четверть на 4 вершка. 72:8=9 см – 2 вершка)
3. Буквы разбиты на группы:
I - А Д Л М П Т Ф Ш, II - В Е З К С Э Ю, |
III - Ж И О Х Н, |
По какому принципу выполнено разбиение? (I – осевая симметрия с вертикальной осью, II – осевая симметрия с горизонтальной осью, III – центральная симметрия, IV – несимметричные)
4.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен,
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошли столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
(III в до н.э. Сиракузы, захват римлянами. Архимед сидел на песке, увлеченный задачей. Римский солдат, не зная о приказе – сохранить жизнь Архимеду)
5. Чему равно 84, если 8*8=54.
(Числа записаны в другой системе счисления Х – основание новой системы, тогда «84»=8Х=4 «54»=5Х+4 8*8=5Х+4 64=5х+4 Х=12 «84»=8*12+4=100, т.е. 8*8=«54», то «84»=100)
6. Этот прибор привез из России во Францию математик Жан Виктор Понселе, находившийся в плену после Отечественной войны 1812 года. Он был восхищен простотой и удобством этого прибора и содействовал его распространению в Европе. (Счеты)
Загадки о человеке
1. Белая пашня, черное семя, кто умеет, тот его сеет, кто знает, тот отгадает. (Письмо, чтение)
2. Я хожу, а он остается. (След от ноги)
3. По белой земле ходят – трое работают, двое надзирают, один размышляет. (Пальцы, глаза, ум)
4. У меня есть два камушка, куда закину – везде достанут. (Глаза)
5. Один – говорит, двое – смотрят, двое – слушают. (Язык, глаза, уши)
6. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
7. Десять мальчиков на спинках льдинки несут. (Пальцы и ногти)
8. Тридцать два молотят – один поворачивает. (Зубы и язык)
9. У двух матерей по пяти сыновей, все - одно имя. (Руки и пальцы)
Химия
1. Какой знаменитый художник средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо до Винчи)
2. Кто первым изготовил волокно? (Паук)
3. Какой известный химик занимался коллекционированием чемоданов, и даже сам изготавливал их? (Д.И.Менделеев)
4.
Найди меня. Я газ. Я прост.
Я рыжий, словно лисий хвост.
Я образуюсь из нитрата,
А в воздухе – из газа-брата.
А если встречусь я с водой,
То стану сильной кислотой.
Назовите все упоминающиеся вещества, запишите их формулы и составьте уравнения реакций, упоминающихся в тексте.
(Диоксид азота - NO2 – бурый газ; соль азотной кислоты – NO3; азот – N2; азотная кислота – HNO3)
5.
Добрый старый аммиак,
Он богач, и он – бедняк.
Богат неподеленными
Своими электронами;
Но только (вот беда!) ему
В растворе скучно одному.
Он погулять готов всегда:
Там кислота, а тут – вода…
Потом, обобранный до нитки,
Он плачет: «Где мои пожитки?
Какое это беззаконие:
Стал катионом я аммония!»
В чем главное богатство аммиака и почему он становится нищим? (Аммиак стал катионом аммония – в кислой среде и в водном растворе)
6.
Я – всюду – только понемножку.
Черню серебряную ложку,
Когда испорчено яйцо
Я тоже сразу налицо.
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит.
(Сероводород)
7.
На земле живут три брата
Из семейства карбонатов
Старший брат – красавец Мрамор
Самый ценный из Каррары
Превосходный скульптор он,
Славил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк
Потому и назван так
Из него своим трудом
Возведем за домом дом.
И способен и умел
Младший мягкий братец Мел.
Сам им пишешь, посмотри!
Все три брата - ……………………
Если братьев нагревать,
Они не могут устоять
Разлагаются легко на…………… и …………
……….. – бесцветный газ,
Выдыхаем каждый раз.
Ну а твердый……………………-
Это кипелка жженая, известь негашеная.
Заполните пропуски химическими формулами и закончите стихотворение. (CaCO3 - карбонат, CO2 – углекислый газ, CaO – оксид кальция).