Цель урока:
- сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях;
- показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Планируемый результат:
Предметные:
- Находить связи в природе, между природой и человеком.
- Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
- Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
- Выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
- Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
- Выполнять действия по образцу.
- Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
- Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
- Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
- Осознание необходимости учения.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
- Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
- Учиться выражать свое мнение.
Основные понятия: «дикие» и «домашние» животные.
I. Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Актуализация знаний
Работа с анаграммой:
- Посмотрите, на доске зашифровано одно из главных слов урока. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящён наш урок?
ЕЫНТОВИЖ
- Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я называю признаки, а вы определяете группу:
- Есть клюв, 2 лапы, оперенье… это птицы.
- Животные, у которых 6 ног называются … насекомые.
- Есть плавники, чешуя, живут в воде… это рыбы.
- Лягушки и жабы относятся к группе … земноводных.
- Черепахи и крокодилы – это пресмыкающиеся.
- 4 лапы, шерсть, детёнышей кормят молоком… это звери.
- Я предлагаю вам сегодня узнать ещё больше интересного о животных. И для этого мы поработаем в группах.
Инструктаж:
Давайте вспомним правила работы в группах.
- При выполнении задания вам понадобятся ножницы и клей. Вспомним и эти правила.
Правила безопасной работы с ножницами:
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Правила безопасной работы с клеем.
- Работай с клеем аккуратно.
- При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.
- По окончании тщательно вымойте руки с мылом.
III. Подготовка к новой теме
Практическая работа. Работа по группам.
- Поработаем в группах.
У нас 4 группы. У каждой из групп на столах лежат карточки с загадками. Отгадав их, вы должны подобрать силуэт. Выберите только ту информацию, которая поможет вам создать проект о вашей отгадке.
живёт с человеком | живёт в лесу |
человек строит ему жилье |
сам заботится о потомстве |
ухаживает за ним человек |
сам добывает еду |
человек заботится о потомстве |
сам строит жильё |
Прошу вас красиво оформить свои работы. Проявите фантазию.
Обязательно выберите в группах ответственных, кто будет представлять ваши проекты.
1.
Шишка,
гриб,
лесной орех.
Кто запасливее всех?
2.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …
3.
Серый, злой по лесу рыщет.
На обед зверюшек ищет.
Как найдёт – зубами – щелк
Догадался – это…
4.
На ногах подковы,
Пролетает быстро вдоль дороги.
Питается клевером, ячменём!
Кто вперёд бежит
Всех обгоняет?
5.
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока!
6.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
7.
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою —
Молоко тебе даю.
8.
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
9.
Хищник сильный он, зубатый,
Полосатый и усатый.
И клыки большие есть.
Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа,
Может сильно поцарапать,
А издалека на кошку
Этот зверь похож немножко.
10.
Во дворе
поставлен дом,
На цепи -
хозяин в нём.
(белка, волк, лошадь, собака, корова, лиса, коза, лось, тигр, медведь)
Физкультминутка (видеоролик о белочке)
- Сейчас каждая группа представляет свой проект.
- Какие были отгадки?
Выступления ребят
(после выступления каждого участника выводится на экран картинка с отгадкой)
IV. Определение темы и цели
Каким одним словом можно объединить все отгадки? (на экране высвечиваются картинки)
Можно ли разделить животных на группы в зависимости от жизни? Какие это будут группы?
- Определите тему нашего урока?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- А как вы думаете, к какой группе можно отнести льва? Почему?
- Живет ли он у нас в России? (нет, не живёт, но это тоже дикое животное)
- Ребята, на земле существует много диких животных. Но все они обитают на разных континентах.
V. Закрепление изученного материала
- Что же мы узнали о жизни животных?
Что узнали о диких животных?
Что узнали о домашних животных?
- Ребята, а как вы думаете приносят ли пользу человеку домашние животные? А дикие?
(на экран вывожу слайд с картинками о пользе животных)
Физкультминутка. Дидактическая игра «Животные»
Молодцы, ребята. Мы многое узнали о жизни домашних и диких животных. А сейчас проверим хорошо ли вы сможете узнать их и различить. Если я назову дикое животное, то вы хлопаете в ладоши, а если домашнее – приседаете.
Волк, коза, белка, лиса, баран, собака, корова, медведь, лось, свинья, кролик, заяц.
Работа с карточками «Найди детёныша»
У человека есть семья. А что для вас означает слово семья? А как вы думаете, у животных есть семья? Давайте сейчас поиграем в игру «Найди детёныша». На столах у вас лежат карточки. Слева – написаны названия диких и домашних животных, а справа – их детёныши. Ваша задача соединить стрелочками животное и его детёныша.
Справились с задачей? Проведите взаимопроверку в группах, поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте правильность ответов у ваших товарищей.
VI. Дидактическая игра «Чьи это следы?»
Слайд №13
Подведение итогов.
- Подведем итог нашего урока.
Как вы думаете, мы достигли цели? Всё ли мы узнали, что планировали?
Продолжите фразы:
- Дикие животные – это животные, которые (живут сами по себе, сами заботятся о своём потомстве, строят жилища, добывают корм).
- Домашние животные – это животные, которые … (живут с человеком, человек заботиться о детёнышах, заготавливает корм, оказывает медицинскую помощь, строит жильё).
VII. Дидактическая игра «Чей домик?»
Слайд №17
VIII. Самооценка
Получил удовольствие |
|
Узнал что-то новое |
Ничего не понял |
Я |
Научился |
Удивился |
|
Расстроился |
Соедините стрелочками, пожалуйста, своё Я с подходящими для вас сегодня выражениями.
IX. Рефлексия
- Вам есть, что рассказать сегодня дома?
- Кто может себя похвалить?
- Кто может похвалить соседа?