Урок по теме "Дикие и домашние животные". 2-й класс, УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, животные


Цель урока:

  • сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях;
  • показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Находить связи в природе, между природой и человеком.
  • Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
  • Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
  • Выделять характерные особенности домашних животных.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные:

  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Выполнять действия по образцу.
  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

  • Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре. 
  • Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

  • Осознание необходимости учения. 
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. 
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. 
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело. 
  • Учиться выражать свое мнение.

Основные понятия: «дикие» и «домашние» животные.

I. Организационный момент

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Презентация

II. Актуализация знаний

Работа с анаграммой:

- Посмотрите, на доске зашифровано одно из главных слов урока. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящён наш урок?

ЕЫНТОВИЖ 

- Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я называю признаки, а вы определяете группу:

  • Есть клюв, 2 лапы, оперенье… это птицы.
  • Животные, у которых 6 ног называются … насекомые.
  • Есть плавники, чешуя, живут в воде… это рыбы.
  • Лягушки и жабы относятся к группе … земноводных.
  • Черепахи и крокодилы – это пресмыкающиеся.
  • 4 лапы, шерсть, детёнышей кормят молоком… это звери.

- Я предлагаю вам сегодня узнать ещё больше интересного о животных. И для этого мы поработаем в группах.

Инструктаж:

Давайте вспомним правила работы в группах.

- При выполнении задания вам понадобятся ножницы и клей. Вспомним и эти правила.

Правила безопасной работы с ножницами: 

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

Правила безопасной работы с клеем.

  1. Работай с клеем аккуратно.
  2. При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.
  3. По окончании тщательно вымойте руки с мылом. 

III. Подготовка к новой теме

Практическая работа. Работа по группам.

- Поработаем в группах.

У нас 4 группы. У каждой из групп на столах лежат карточки с загадками. Отгадав их, вы должны подобрать силуэт. Выберите только ту информацию, которая поможет вам создать проект о вашей отгадке.

живёт с человеком

живёт в лесу

человек строит ему жилье

сам заботится о потомстве

ухаживает за ним человек

сам добывает еду

человек заботится о потомстве

сам строит жильё

Прошу вас красиво оформить свои работы. Проявите фантазию.

Обязательно выберите в группах ответственных, кто будет представлять ваши проекты.

1.

Шишка,
гриб,
лесной орех.
Кто запасливее всех?

2.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …

3.

Серый, злой по лесу рыщет.
На обед зверюшек ищет.
Как найдёт – зубами – щелк
Догадался – это…

4.

На ногах подковы,
Пролетает быстро вдоль дороги.
Питается клевером, ячменём!
Кто вперёд бежит
Всех обгоняет?

5.

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока!

6.

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?

7.

Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою —
Молоко тебе даю.

8.

Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.

9.

Хищник сильный он, зубатый,
Полосатый и усатый.
И клыки большие есть.
Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа,
Может сильно поцарапать,
А издалека на кошку
Этот зверь похож немножко.

10.

Во дворе
поставлен дом,
На цепи -
хозяин в нём.
(белка, волк, лошадь, собака, корова, лиса, коза, лось, тигр, медведь)

Физкультминутка (видеоролик о белочке)

- Сейчас каждая группа представляет свой проект.

- Какие были отгадки?

Выступления ребят

(после выступления каждого участника выводится на экран картинка с отгадкой)

IV. Определение темы и цели

Каким одним словом можно объединить все отгадки? (на экране высвечиваются картинки)

Можно ли разделить животных на группы в зависимости от жизни? Какие это будут группы?

- Определите тему нашего урока?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

 - А как вы думаете, к какой группе можно отнести льва? Почему?

- Живет ли он у нас в России? (нет, не живёт, но это тоже дикое животное)

- Ребята, на земле существует много диких животных. Но все они обитают на разных континентах.

V. Закрепление изученного материала

- Что же мы узнали о жизни животных?

Что узнали о диких животных?

Что узнали о домашних животных?

- Ребята, а как вы думаете приносят ли пользу человеку домашние животные? А дикие?

(на экран вывожу слайд с картинками о пользе животных)

Физкультминутка. Дидактическая игра «Животные»

Молодцы, ребята. Мы многое узнали о жизни домашних и диких животных. А сейчас проверим хорошо ли вы сможете узнать их и различить. Если я назову дикое животное, то вы хлопаете в ладоши, а если домашнее – приседаете.

Волк, коза, белка, лиса, баран, собака, корова, медведь, лось, свинья, кролик, заяц.

Работа с карточками «Найди детёныша»

У человека есть семья. А что для вас означает слово семья? А как вы думаете, у животных есть семья? Давайте сейчас поиграем в игру «Найди детёныша». На столах у вас лежат карточки. Слева – написаны названия диких и домашних животных, а справа – их детёныши. Ваша задача соединить стрелочками животное и его детёныша.

Справились с задачей? Проведите взаимопроверку в группах, поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте правильность ответов у ваших товарищей.

Характеристика животных.

VI. Дидактическая игра «Чьи это следы?»

Слайд №13

Подведение итогов.

- Подведем итог нашего урока.

Как вы думаете, мы достигли цели? Всё ли мы узнали, что планировали?

Продолжите фразы:

  • Дикие животные – это животные, которые (живут сами по себе, сами заботятся о своём потомстве, строят жилища, добывают корм).
  • Домашние животные – это животные, которые … (живут с человеком, человек заботиться о детёнышах, заготавливает корм, оказывает медицинскую помощь, строит жильё).

VII. Дидактическая игра «Чей домик?»

Слайд №17

VIII. Самооценка

Получил удовольствие

 

Узнал что-то новое

Ничего не понял

Я

Научился

Удивился

 

Расстроился

Соедините стрелочками, пожалуйста, своё Я с подходящими для вас сегодня выражениями.

IX. Рефлексия

- Вам есть, что рассказать сегодня дома?

- Кто может себя похвалить?

- Кто может похвалить соседа?