Аннотация
Данный проект разработан в контексте модернизации муниципальной системы образования и направлен на решение проблемы повышения эффективности процессов ее развития. Ключевой идеей проекта является повышение учебной мотивации, повышение образовательных притязаний, мобилизация ресурсов высокомотивированных школьников, развитие метапредметных компетентностей как участников сетевой интенсивной школы, так и педагогов.
Миссия интенсивной школы – повышение учебной мотивации, повышение образовательных притязаний, мобилизация ресурсов высокомотивированных школьников, развитие метапредметных компетентностей учеников и педагогов.
Отличительная особенность данного проекта - системный подход к организации работы через сетевое взаимодействие педагогов разных образовательных учреждений со всеми участниками интенсива. Представлены три профильных направления: гуманитарное, биологическое, физико-математическое. Проект предполагает изменение форм организации управления подготовкой к олимпиадному движению и проектно-исследовательской деятельности. Городская проектная группа, куда вошли специалисты управления образования Лесосибирска, методисты МИМЦ и лучшие педагоги, распределяет ответственности, определяет метапредметные модули для работы, разрабатывает план сетевой деятельности, утверждает ответственных за предметное наполнение профильных «кейсов» содержанием.
В качестве основных механизмов в проекте предложены: командный подход, сетевая форма организации взаимодействия образовательных организаций и педагогов, создание формальных и не формальных площадок взаимодействия. Отличительной особенностью данного проекта является то, что системный подход к организации работы, консолидация сил администрации города (в лице управления образования), методистов городского информационно-методического центра, лучших педагогов Лесосибирска реализуется через сетевую деятельность при помощи интерактивных технологий в сети Интернет.
В предложенной работе будет рассмотрена модель сетевой* организации городской интенсивной школы для высокомотивированных учащихся 6-8 кл. «Территория успеха».
____________________
* Примем определение сетевой в том числе и как «…что-либо доступное on-line, доступное в сети Интернет. Интернет - всемирная компьютерная сеть электронной связи, позволяющая пользователям персональных компьютеров, находясь на любом расстоянии, в любой точке земного шара, иметь связь друг с другом, принимать и передавать текстовую и изобразительную и другую информации.» Большой современный толковый словарь русского языка., М.: Дрофа, 2012
Представлен обзор литературы, посвящённый проблеме сопровождения одарённых (высокомотивированных) школьников; формированию модели сетевой и проектной организации работы; особенностям реализации интенсивных школ для детей с высокими познавательными потребностями.
В работе описан опыт муниципалитета по повышению квалификации педагогов, успешно работающих с одарёнными (высокомотивированными)** детьми, как важная допроектная составляющая. Проанализирована специфика организации городской сетевой интенсивной школы для высокомотивированных учащихся 6-7 кл. Проведён сравнительный анализ участия одарённых школьников Лесосибирска в интенсивных школах, как реализуемых министерством образования Красноярского края, так и организованных с привлечением профессиональных кадров высшей школы за счёт финансирования муниципальной программы «Одарённые дети Лесосибирска».
____________________
** Примем определение мотивации Ф. Монкса «… настойчивость, способность рисковать, ориентация на будущее и эмоциальные компоненты, связанные с субъективной значимостью цели».
Проект представляет интерес для широкого круга муниципалитетов, способствует активизации имеющихся ресурсов в системе образования, является мало затратным и может быть реализован в любом муниципальном образовании.
1. ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью — будущий расцвет государства.
Таким образом, создание системы выявления и развития талантливых и одарённых детей становится одной из основных задач современной школы.
Реалии сегодняшнего дня позволяют утверждать, что образовательные организации используют не все эффективные технологии работы с одаренными детьми для полного раскрытия их потенциала.
Одним из ценностных приоритетов системы образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого обучающегося (целевой группы) индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области. Индивидуальные маршруты для целевых (профильных) групп школьников целесообразно апробировать в рамках интенсивной школы.
Что такое «Интенсивная школа»? Интенсивная школа - это процесс обучения и получения новых знаний и практик за короткий промежуток времени. Интенсивная школа - это дополнительная возможность саморазвития, открывающая таланты, как для учащихся, так и для педагогов. Интенсивная школа - образовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения (длительность варьируется от 5 дней до 3 недель), основанное на деятельном включении в тот или иной предметный и культурный материал. Главной задачей интенсивной школы является обеспечение «шага развития» как для детей, так и для взрослых, инициация интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания. Такие образовательные формы кроме учебного эффекта имеют значительный образовательный эффект, поскольку задают образ определённого сообщества, влияют на формирование ценностей и будущего.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 15 задает рамки современного образовательного процесса, обозначая сетевую форму реализации программ. «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность..). В статье 16 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ прописана еще одна позиция, которая позволит изменить информационно-образовательную среду муниципалитета – это использование дистанционных технологий, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий. Все эти подходы возможно реализовать при организации муниципальной интенсивной школы.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Актуальность выбранной темы
Проведённое предпроектное исследование по вопросу организации интенсивных школ на уровне города и края, анализа участия школьников Лесосибирска в интенсивах различных типов и видов, а также обсуждение результатов участия с руководителями методических объединений показывает, что актуальность данной темы в городском образовательном пространстве – очень высока. У педагогического сообщества Лесосибирска, представителей родительской общественности, одарённых школьников города 6-8 кл. сформировался запрос на собственную городскую «площадку» в формате интенсивной школы для разных профильных направлений; без вложения родительских финансовых средств на организацию поездки и обучения; без жёстких конкурсных квот на участие; открытую для всех желающих в том числе и в сети Интернет; с интерактивным содержанием, адаптированным для школьников младшего подросткового возраста.
2.2.Обоснование проблемы
На предпроектном (исследовательском этапе) работы творческой группой был выделен ряд противоречий:
- Противоречие между растущими потребностями муниципалитета и края в талантливых школьниках и «вялой» работой системы выявления и сопровождения одаренных детей;
- Противоречие между потребностями муниципалитета в инициативных педагогах, успешно работающих с высокомотивированными школьниками и ситуацией «работы на себя»;
- Противоречие между потребностью одаренного ребенка в индивидуальной образовательной программе (траектории развития) и неготовностью системы образования к ее обеспечению;
- Разобщенность работы образовательных учреждений с одарёнными детьми в рамках интенсивных школ;
Группа разработчиков проекта учитывала фактически сложившуюся на муниципальном уровне ситуацию. Положительная динамика результатов (в предмете, в олимпиадном движении, проектно-исследовательской деятельности) с одарёнными детьми невозможна без участия в интенсивных школах разных форматов.
Одарённые (высокомотивированные) школьники Лесосибирска и педагоги, успешно работающие с одарёнными детьми, системно принимали активное участие в интенсивных школах, организованных благодаря реализации целевой программы «Одарённые дети Красноярья». Приобретался ценный опыт работы погружения в профильные и метапредметные темы, освоения новых компетенций, закреплялись знания и навыки проектной и командной деятельности. Параллельно происходило повышение квалификации педагогов, обмен опытом, были созданы условия развития учителей в данном направлении, осуществлялось формирование механизмов взаимодействия в условиях проектной, командной и сетевой работы. Наращивался опыт тьюторского сопровождения, обогащался круг общения с коллегами-профессионалами высшей школы, завязывались дистанционные связи в рамках постмодульного сопровождения.
Во всех представленных интенсивных школах одно из определяющих условий участия – имеющиеся достижения и результаты в олимпиадном движении и проектно-исследовательской деятельности, а также установленные возрастные рамки 8-10 кл. Кроме этого участие в подобных интенсивах возможно только через конкурсный отбор. Определяющим фактором служит рейтинг кандидата в базе достижений краевого портала «Одарённые дети Красноярья». Школьники Лесосибирска с высокими познавательными потребностями имели весьма ограниченную возможность стать участниками интенсивных школ, реализуемых министерством образования Красноярского края. В то же время Лесосибирские выпускники данных интенсивных школ становились лидерами, отмечались дипломами и показывали положительную динамику результатов в интеллектуальных мероприятиях.
В муниципалитете давно назрела необходимость приблизить высококвалифицированные, имеющие опыт работы и организации интенсивных школ кадры к одарённым детям города. Дать возможность школьникам Лесосибирска получить возможность участия в интенсивных школах краевого уровня, но в своём городе.
Для решения данной проблемы были задействованы образовательные связи с КГАОУ «Школа космонавтики». Данное образовательное учреждение является краевым оператором регионального этапа ВсОШ и имеет прочные связи с профессорско-преподавательским составом вузов края, разработчиками заданий регионального этапа, а также руководителями и членами экспертных групп.
Запланированы и реализованы (с 2014г.) 7 модулей (в октябре и апреле) интенсивной школы «Олимп» для подготовки школьников Лесосибирска к муниципальному и региональному этапам ВсОШ. Приглашён преподавательский состав СФУ, СибГУ и «Школы космонавтики». Режим работы – интенсивное погружение в решение олимпиадных задач. Отработаны модули по математике, химии, биологии, физике и английскому языку. Участники данного интенсива – школьники города из числа победителей и призёров ВсОШ по данным предметам за два последних учебных года.
Качественный отбор мотивированных участников интенсивной школы обеспечивает заинтересованность школьников, продуктивную работу и оптимальный результат.
1. В 2015-16 учебном году участники интенсива по физике показали высокие результаты на муниципальном этапе ВсОШ и были приглашены на региональный этап в количестве 9 человек. Результат – 3 призёра регионального этапа ВсОШ по физике.
2. В 2016-17 г. впервые на региональный этапе ВсОШ от Лесосибирска прошли, в соответствии с рейтингом баллов, 59 участников. Впервые – 6 призёров регионального этапа: 2 призёра по экологии, 2 призёра по ОБЖ, по одному призёру по биологии и физической культуре.
3. В 2017-18 учебном году подтвердился результат работы модулей ИШ «Олимп». На региональном этапе ВсОШ 6 призёров: география, история, обществознание, химия, физика, информатика.
В городе имеется разрозненный опыт реализации интенсивных школ в отдельных образовательных учреждениях. В МБОУ «ООШ № 5» - математическая интенсивная школа на каникулах; МБОУ «СОШ № 6» - электив в формате каникулярных занятий по биологии и экологии; летняя интенсивная школа – экспедиция по физике в МБОУ «СОШ № 1»; гуманитарная школа в МБОУ «Гимназия». Для следующего «шага развития» в муниципалитете необходимо сформировать системную работу по повышению квалификации педагогов. Что и было организовано.
В МИМЦ г.Лесосибирска состоялся обучающий методический семинар (16 часов) для методистов и педагогов, успешно работающих с одаренными детьми "Разработка индивидуальных образовательных программ сопровождения интеллектуально одаренных обучающихся". Ведущий семинара Абакумов Андрей Дмитриевич - кандидат педагогических наук, заместитель директора по развитию, КГАОУ "Школа космонавтики.
В соответствии с планом мероприятий управления образования администрации г. Лесосибирска на 2017-2018 учебный год и планом мероприятий программы «Развитие образования города Лесосибирска» подпрограммы 4 «Одарённые дети Лесосибирска» в 2018 г. организован для педагогов, работающих с одарёнными детьми, методический семинар-погружение по теме «Проектно-исследовательская деятельность как ведущая технология обеспечения результатов ФГОС ОУ». Ладухин Павел Викторович,методист КГБОУ ДО «Краевой Дворец пионеров». (34 участника). Реализована серия учебно-методических семинаров для педагогов, успешно работающих с одарёнными детьми «Повышение эффективности взаимодействия педагогов по организации работы с одаренными детьми». В течение учебного года состоялась работа пяти семинаров. Завершением работы данной площадки стала защита выпускных работ – ИОП (индивидуальных образовательных программ) и индивидуальных маршрутов для школьников с высокими образовательными потребностями.
Можно констатировать факт, что сегодня в муниципалитете есть квалифицированные кадры по работе с одаренными детьми, но при этом ресурсы концентрируются в отдельно взятых образовательных организациях. Поэтому назрела необходимость сетевого взаимодействия на муниципальном уровне педагогов, работающих с высокомотивированными детьми.
Итак, анализ образовательной практики показал системную включённость высокомотивированных школьников Лесосибирска в интеллектуальную деятельность, в том числе, в формате интенсивных школ.
2.3. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов
В образовательной практике сложились различные модели работы с одаренными детьми в условиях региона, такие как центр дополнительного образования при вузе, научное общество учащихся, ассоциация инновационных школ, летние и зимние профильные школы для работы с академически одаренными детьми. Спектр перечисленных моделей обуславливается спецификой региона: наличием материально-технического и кадрового потенциала и других условий. Для успешной реализации проекта важно оценить и оптимально использовать все ресурсы***, имеющиеся в муниципальной системе образования. При реализации данного проекта необходимо задействовать следующие ресурсы: кадровые, нормативно-правовые, финансово-экономические, материально-технические, научно-методические, организационно-управленческие, информационные.
____________________
***Ресурсы рассматриваются в широком смысле - как совокупность самых разнообразных средств, возможностей и способностей, которые можно задействовать в достижении желаемых целей и задач (от французского resource - вспомогательное средство).
При планировании ресурсов учитываются исходные условия и время реализации проекта. Создание условий функционирования виртуальной сетевой муниципальной «площадки» для всех участников городской интенсивной школы «Территория успеха» обеспечивается следующими ресурсами:
№ |
Наименование ресурса |
Характеристика и форма предоставления ресурса |
I. Информационные ресурсы |
||
1 |
Система информирования участников проектной деятельности |
Использование имеющихся ресурсов и создание дополнительных: |
2 |
Система информирования общественности |
Использование имеющихся ресурсов и создание дополнительных: |
II. Организационные ресурсы |
||
1 |
Управление образования |
- организация базовой площадки (МБУ «МИМЦ»); |
2 |
МБУ «МИМЦ» |
- организация сбора и систематизации материалов по реализации предметных профилей и метапредметных модулей; |
III. Материальные ресурсы |
||
Организация деятельности профильных отрядов ИШ «Территория успеха» на базе ОУ |
||
1 |
Помещение |
Зал, способный вместить не менее 50 человек, с раздвигающимися столами (предоставляет образовательная организация) |
2 |
Представительские расходы |
Бланки дипломов, сертификатов |
3 |
Проезд и питание участников |
За свой счет |
4 |
Помещения для проведения мероприятий по обучению |
помещения образовательных организаций и социальных партнёров проекта |
5 |
Технические средства |
оргтехника, персональные компьютеры образовательных организаций и партнёров, гаджеты участников проекта (как вариант) |
6 |
Канцелярские принадлежности |
Маркерная доска. Маркеры. Бумага для принтеров. Ватман. Расходные материалы образовательных организаций |
7 |
Коммунальные услуги |
Подключение к интернет сети |
IV. Кадровые ресурсы |
||
1 |
Специалисты для формирования проектной команды |
- специалисты управления образования; |
2 |
Специалисты для координации участников проекта |
- специалисты органа управления образования, методической службы |
3 |
Специалисты для проведения обучения в рамках ИШ и экспертизы итоговых метапредметных проектов детей |
- тьюторы, преподаватели ИШ; |
V. Нормативно-правовые ресурсы |
||
1 |
Приказы |
- о создании рабочей проектной группы; |
2 |
Письма и документы |
- информационные письма директорам ОУ; |
VI. Финансовые ресурсы |
||
1 |
Денежные средства |
- финансовые средства муниципальной программы развития образования Лесосибирска, подпрограммы 4 «Одарённые дети Лесосибирска» |
2.4. Цели и задачи проекта
Проект рассчитан на муниципальный уровень исполнения. Срок реализации проекта - на летних каникулах.
Цель: создание муниципальной интенсивной школы через сетевое взаимодействие образовательных организаций.
Задачи:
- Создать организационные, кадровые, научно-методические, материально-технические условия для целенаправленной подготовки лучших учащихся ОУ к олимпиадному движению и проектно-исследовательской деятельности;
- Разработать механизмы сетевого взаимодействия партнёров проекта (УО, МИМЦ, ОО, руководителей ГМО, ММК), используя информационно-коммуникативные технологии, дистанционное взаимодействие;
- Организовать работу городской интенсивных школы - открытой интерактивной площадки для осуществления проб и предъявления результатов деятельности интеллектуально одаренных детей.
В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе работа с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической базы.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
- Культурологический подход,обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Реализация этих методологических принципов позволит определить основные способы решения проблем, осуществить планирование и прогнозирование деятельности при работе с одаренными детьми.
2.5. Ожидаемые результаты
- Новые формы интеграции, коммуникации и взаимодействия в городской образовательной среде (интерактивные технологии; кроссплатформенное решение, интуитивные инструменты, облачные технологии и т.п.);
- Повышение уровня мотивации к целенаправленной работе с одарёнными учащимися, развитие профессиональных и метапредметных компетентностей педагогов, успешно работающих с одарёнными детьми;
- Создание сетевой городской летней интенсивной школы (профильных отрядов в ОУ) для высокомотивированных школьников города;
- Разработка предметных профильных программ интенсивной школы; разработка метапредметных модулей; наполнение метапредметных «кейсов» предметным (профильным) содержанием; разработка индивидуальных маршрутов развития одаренных детей.
2.6. Особенности реализации проекта
Целевая аудитория: высокомотивированные школьники 6-8 кл.
Профили: гуманитарный, физико-математический, биологический.
Проектирование программы: проблемное обучение, активное обучение, технология «погружения».
Технология модульного обучения позволяет гибко наполнять содержание программы. Выстраивать индивидуальные маршруты участникам. Формат работы профилей – «исследовательская лаборатория». Эпиграфом к работе одаренных детей в новой, какой является исследовательская лаборатория, деятельности можно взять слова основоположника современной космонавтики К.Э.Циолковского, всю жизнь проработавшего учителем, который в ответ на вопрос о его пути в науку сказал: «Сначала я познавал истины, известные всем; потом я познавал истины, известные не многим; и наконец, я открыл истину, известную мне одному».
В исследовательской лаборатории учащийся осваивает всю «атрибутику» проведения научной работы, включающую выбор темы исследования, обзор научной литературы, ознакомление со справочной и иной информацией по данной теме, постановку задачи и определение цели исследования, проведение экспериментальных наблюдений, сбора и статистической обработки данных, а при необходимости – и графических построений, возможное теоретическое обоснование полученных результатов, формулирование выводов, а также предварительное обсуждение научной работы, подготовку к научному форуму, апробацию доклада, оформление результатов исследований, овладение навыками презентации, подготовка тезисов и в целом работы.
Кроме привития, освоения и развития навыков исследовательской работы, занятия в лабораториях способствуют формированию научного мышления учащихся, расширению кругозора и знаний в различных образовательных областях, что является важной частью общего развития личности. Программы работы исследовательских лабораторий, помимо того, ориентированы на углубленное изучение того или иного предмета, выходя за рамки базового учебного плана. Научный руководитель (в нашем случае это куратор предметного профиля) лаборатории, составляя программу работы, должен учитывать характер занятий с одаренными учащимися – лекционные или практические, с группой или индивидуально, а также то обстоятельство, что каждая образовательная область или отдельная дисциплина выдвигает свои требования к занятиям наукой в условиях школы, имеет свои специфические особенности, свои нерешенные вопросы и достижения. Сам процесс исследований и экспериментов в исследовательских лабораториях тоже имеет различный характер: многое зависит от предложенной тематики, технической базы, подготовки юных исследователей, круга интересов самого руководителя и т.д.
Занятия в лабораториях создают для одаренных детей определенную микросреду, в которой они объединены общими целями самоутверждения, лидерства, условиями для реализации своей индивидуальности в той или иной области знаний. Групповое обучение, использование которого осуществлялось в исследовательских лабораториях, обеспечивает развитие таких мыслительных навыков, как анализ, сравнение, классификация, систематизация, формулирование гипотез, построение закономерностей и т.д. Занятия основываются на предметном содержании той области научного познания, которую выбирает ученик в соответствии со своими способностями и интересами. Это работа, которая представляет собой исследование и решение каких-либо задач в малых группах или индивидуально, позволяющая приобщить учащихся к продуктивной творческой деятельности.
Работа интенсивной школы строится на разумном сочетании теоретических и практических занятий и познавательного отдыха, с учетом интересов учащихся. Программа учебно-познавательной и культурно-досуговой деятельности профильных лабораторий разрабатывается кураторами профилей. Метапредметные модули разрабатываются и реализуются координаторами модулей. Всё содержание утверждается творческой рабочей группой педагогов и методистов.
Отличительной особенностью данного проекта является системный подход к организации работы через сетевое взаимодействие педагогов разных образовательных учреждений со всеми участниками интенсива. Реализуются три профильных направления: гуманитарное (для школы № 5 и № 6 – английский язык), биологическое, физико-математическое. Проект предполагает изменение форм организации управления подготовкой к олимпиадному движению и проектно-исследовательской деятельности. Городской проектной группой, куда вошли методисты МИМЦ и лучшие педагоги Лесосибирска, распределены ответственности, определены метапредметные модули для работы, разработан план сетевой деятельности, утверждены ответственные за предметное наполнение профильных «кейсов» содержанием.
Городской творческой проектной группой определены метапредметные модули:
Модуль 1: «Мы – команда!»
Модудь 2: «Я – исследователь!»
Модуль 3: «Я – олимпиадник!»
Модуль 4: «Я – проектировщик!»
У каждого модуля – координатор для всех профилей. Готовит и реализует содержание метапредметного модуля.
Куратор предметного профиля распределяет ответственности внутри предмета, совместно с командой педагогов-предметников готовит содержание профиля (кейсы) по каждому модулю.
В нашей сетевой интенсивной школе собственные исследования проводили «физики», «биологи» и «гуманитарии», объединённые общим содержанием метапредметной темы и проектным предметным содержанием внутри профиля. Для этого были разработаны предметные «кейсы» с материалами для работы внутри модуля.
Структура управления ИШ на муниципальном уровне.