Задачи занятия.
- Коррекционно-образовательные: уточнить произношение звука [А]; определить позицию звука в слове; учить детей выделять звук [А] из состава слогов, слов, познакомить с буквой А. Дифференциация звука и буквы.
- Коррекционно-развивающие: развитие чёткости произнесения, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей изменению силы и высоты голоса. Развивать фонематический слух и восприятие.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки организационного поведения, воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.
Материалы и оборудование: символ звука [А], предметные картинки: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза. Карточка для определения места звуков в слове, фонетический символ звука [А], карточки с заданиями, массажный набор «Каштан» (Су-Джок), счетные палочки, зеркала.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
- Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук [А])
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [А].
2. Развитие артикуляционной моторики. Включить слайды с артикуляционной гимнастикой.
Давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ: улыбка-хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
- Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
4. Акустико-артикуляционный образ звука. Работа с зеркалами.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.
Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
6. Физминутка «Буратино», «Хомка».
7. Развитие фонематического слуха.
- Ребята, а теперь поиграем. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [А]
У, О, А, Ы, А, М, О, Ф, А, О.
8. Вывод, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.
Символ звука [А] - большой красный квадрат. (выставить символ звука на карточке)
9. Определение места звука в слове.
Картинки и карточки со схемами звуков.
Слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза.
10. Соотношение звука с буквой.
- Ребята, звук [А] обозначасется буквой А. Посмотрите - это буква А (выставить карточку с буквой). Запомните, звук [А] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек и пропишем на листочка
11. Игры с «Су-Джоком».
Ребята, а чтобы пальчики хорошо писали, предлагаю вам поиграть с необычным шариком, который называется «Су-Джок».
«Шарик»
Этот шарик не простой
Этот шарик не простой:
Весь колючий вот какой
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои руки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекатывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
(движения соответствуют тексту)
«Колючий ёж»
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)
«Мячик»
Я мячом круги катаю,
Назад - вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук!
(движения соответствуют тексту)
11. Работа на листочках. Раздать листочки. Проверить листы с работой, поставить печатки. Похвалить.
12. Подведение итогов занятия.
- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
Литература
- Н.Ю.Григоренко. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Рабочая тетрадь. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 32 с. (Развитие и коррекция.)
- Л.Н.Смирнова. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –М.: «Мозаика-Синтез», 2006. - 56с.
- Н.С.Жукова. Букварь: учебное пособие / Н.С.Жукова; ил. В.Трубицына и Ю.Трубицыной. – Москва: Эксмо, 2016. – 96 с. : ил.
- М.А.Поваляева. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -80 с. с илл.
- Е.В.Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 80 с.: ил.