Мастер-класс как одна из форм перспективного развития профессиональной деятельности педагога

Разделы: Общепедагогические технологии, Мастер-класс


Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности.

Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».

После проведения многочисленных мастер-классов слышатся реплики:

- Ну, разве это мастер-класс? Это обычный урок, только со взрослыми!

- Нет, это не мастер-класс! Это просто лабораторная работа!

В данном докладе мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

  • Мастер-класс – это главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
  • Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
  • Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2) метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3) создание условий для включения всех в активную деятельность;

4) постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5) приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7) доминирование процесса познания над самим знанием.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Основным условием эффективного мастер-класса является наличие специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего собственный подход к педагогической деятельности.

Мастер-класс может проводиться:

  • для начинающих педагогов,
  • педагогов, имеющих значительный стаж работы,
  • для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов, а так же родителей и детей.

Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников).

Алгоритм технологии мастер-класса

  1. Объяснение причины выбора именно этой темы мастер-класса.
    Обращаем внимание, что тема должна включать метод (технологию, прием) обучения или воспитания. Не столь принципиально, на какой учебной теме будет показ.
  2. Характеристика основных идей метода (технологии, приема).
  3. Результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности метода (технологии, приема).
  4. Система учебных занятий в режиме использования метода (технологии, приема).
  5. Проведение имитационной игры. Учебное занятие со слушателями.
  6. Моделирование. Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера.
  7. Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Судьями оценивается умение выслушать как положительные, так и отрицательные оценки участников и умение аргументированно отстоять свою точку зрения.

Примерный план проведения мастер-класса

  1. Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
  2. Основная демонстрационная часть;
  3. Комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны;
  4. Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
  5. Подведение итогов руководителем мастер-класса.

Мастер-класс сродни семинару, но, в отличие от семинара, мастер-класс – это всегда «практическое» мероприятие.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что – их отдельные элементы. Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное – такое мероприятие не должно быть скучным, оно должно заинтересовывать, «цеплять» слушателя.

Формы проведения мастер-класса

Они могут быть различны: обмен опытом, идеями, лекция с элементами презентации +практическая работа, написание экспресс-сценария и пр.
Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу, имеющему индивидуальную а также разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие качество дополнительного образования.

Алгоритм проведения мастер-класса

Первый этап – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника, личностное начало Мастера.

Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной.

Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса.

Четвертый этап – кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.

Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ.

В роли Мастера, как правило, рядовой учитель. Допускаем, что на мастер-классе он показывает не новую, изобретенную им технологию, а усовершенствованный способ научения, «отточенный», проверенный и дающий результат. Мы предлагаем упростить систему оценки:

  1. Целесообразность технологии, методики и т.д.
  2. Технологичность демонстрации.
  3. Эффективность. Результат – что усвоили слушатели.
  4. Рефлексия. Умение вести диалог в дискуссии.
  5. Общая культура. Внешний вид. Стиль общения.
  6. Артистичность. Способность к импровизации. Умение убедить аудиторию.

На наш взгляд, данные критерии позволят сконцентрироваться на самом главном.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству, но в современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, разрабатывать методические рекомендации.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

«Мастер-класс» – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Литература

  1. Гирба Е.Ю., Орлова Т.Э, Першина Л.А. Конкурс – ступень профессионального роста. Под. редакцией к.п.н. Гирба Е.Ю. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 168 с.
  2. Инчикова Т.А., Родионова Т.Н. Использование «звездочки обдумывания» и технологической карты в проектировании. Мастер-класс // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 11. – С. 47-51.
  3. Литвинова А.Х. Мастер-класс: за или против? // Методист.–2004. – № 5. – С. 36-37.
  4. В статье кратко описаны содержание и формы проведения мастер-классов во время педагогического марафона при подготовке к конкурсу «Учитель года Майкопа-2004».
  5. Мастер-классс, открытое занятие. // Методист-2005.-№4.-стр.37-39
  6. В статье представлен опыт Дворца детского творчества г. Южно-Сахалинска.
  7. Касаткина С.В. Изготовление деревянной игрушки-матрешки. Мастер-класс // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 11. – С. 52-55. В статье описан ход мастер-класса по изготовлению матрешки с использованием элементов открытого занятия.
  8. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н.В., Абдухакимова С.А. / Ред.: Постников А.С., Прыгунова А.П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009. – 200 с.
  9. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00669405_0.html
  10. https://infourok.ru/rekomendacii-pedagogu-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-podgotovke-i-provedeniyu-otkritogo-zanyatiya-masterklassa-2761779.html