Планирование собственной деятельности на дополнительных занятиях с учащимися при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку (из опыта работы учителя)

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: русский язык, итоговая аттестация, консультация


Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.

Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а значит, и решить её.

В 2011/12 учебном году я выпустил 9-й класс в количестве 22 учеников. Из них:

  • 9 учеников сдали на оценку - «5»,
  • 9 учеников сдали на оценку - «4» и
  • 4 ученика сдали на оценку - «3».

Средний балл составил-40,59 баллов; качество составило - 81,7%. В 2017/18 учебном году средний балл ЕГЭ составил 75 баллов (из 23 учеников на оценку «5» сдали 15 учеников). Как видите, показатели ОГЭ и ЕГЭ выше районного и республиканского уровня.

Успешную сдачу экзаменов обеспечили дополнительные общие, групповые и индивидуальные занятия – консультации. Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – я их называю тематическими консультациями. Предлагаю вашему вниманию одну из таких консультаций по теме «Основа предложения». Его тип - рефлексия. Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.

Общим итогом таких консультаций является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:

  • Для учителя: организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии.
  • Для учащихся: обобщить знания о грамматической основе (предикативной) предложения, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.

ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ

У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о грамматической основе?”

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

1. научное понятие, определение грамматической основы

1. уметь правильно находить основу в предложении

2. простое глагольное сказуемое

2. различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений

3. составное глагольное сказуемое

3. стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые

4. составное именное сказуемое

4. определять способы выражения именной части составного именного сказуемого

1 ЭТАП: Заполнение рефлексивной таблицы

Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: «Что мы должны знать о грамматической основе и уметь, чтобы быть успешными при правильном нахождении её в предложениях?» (Форма работы – фронтальная).

Выражение сказуемого простым глагольным сказуемым:

1) Сестра учится на первом курсе педагогического университета.
(изъявительное наклонение, настоящее время)

2) Моя сестра училась в Казани три года.
(изъявительное наклонение, прошедшее время)

3) Сестра моя будет учиться в Казани.
(изъявительное наклонение, будущее сложное время)

4) Мой брат быстро научится всему, у него большие способности.
(изъявительное наклонение, будущее простое время)

5) Я училась бы только на «пятёрки» (условное наклонение).

6) Ребята! Учитесь с большим желанием и старанием.
(повелительное наклонение)

Выражение сказуемого составным глагольным сказуемым:

- Мы начнём (начинаем) прогуливать собаку ровно в восемь вечера.

- Ребята продолжают думать о предстоящей сделке.

- Они могут выиграть в два счёта команду противника.

- Папа хотел мне купить велосипед.

(составное глагольное сказуемое выражается: вспомогательным глаголом и глаголом в неопределенной форме).

Вспомогательный глагол выражает (не)возможность, (не)желаемость, начало, продолжение, конец действия.

Основное действие заложено в инфинитиве, то есть в неопределённой форме)

Выражение сказуемого составным именным сказуемым:

1) Мой дедушка когда-то был учителем иностранного языка.

2) Дело было в шляпе, и это все поняли.

3) Мальчик казался умным и порядочным.

4) Мой брат стал героем.

5) Митрофанушка жил недорослем и ничем не интересовался.

6) Сегодня с работы мама пришла усталая.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

  1. Лес стоит праздничный и нарядный. Дом стоит на перекрёстке.
  2. Отец и мальчик сидят без неё голодные. Все сидят на своих местах.
  3. Он пришёл с работы раздражённый. Он пришёл с работы поздно.

КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАГОЛ КУРИТЬ В ДАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:

  1. Курить – здоровью вредить.
  2. Плохая привычка – курить.
  3. Доктора запретили ему курить.
  4. Привычка курить ему сильно навредила.
  5. Он вышел курить.

(1 - подлежащее, 2 - сказуемое, 3 - дополнение, 4 - определение, 5 - обстоятельство цели)

1. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1) В аудитории находилось сорок пять человек.

2) Поймать ерша или окуня – это такое блаженство.

3) Наступило наконец пятнадцатое мая.

4) Почему случилось это?

2. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1) Нашего учителя мы считали другом.

2) Пользоваться электроинструментом нужно очень осторожно.

3) Десять ночей подряд она не находила себе места, переживая за сына.

4) Мы с ним опоздали на встречу с товарищами.

3. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1) Её глаза были заплаканы.

2) Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе.

3) Особенно красивы поздней осенью ярко-жёлтые хризантемы.

4) Посредине поляны стояли красавицы-берёзки, небольшие ещё, в рост человека.

4. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1) Деревья в садах так полотно склеены тьмою.

2) Уметь хорошо выражать свои мысли – важнейшее условие успеха.

3) Курганы в степи похожи на спелые арбузы.

4) Труд для человека – это борьба с самим собой.

5. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:

1) Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.

2) Один мальчик две девочки – всего трое.

3) Природа словно оживает на холсте под рукой художника-пейзажиста.

4) Трижды три – девять

ОТВЕТЫ:

  • 1-1;
  • 2-4;
  • 3-2;
  • 4-3;
  • 5-3.

Из предложения выпишите грамматическую основу:

1. Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (А.Рыбаков)

2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

3. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Д.Гранин)

4. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (И.Соколов-Микитов)

5. Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки. (Е.Дубровский)

6. Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Б.Пастернак)

7. Тёмное облако дыма заволакивало небо. (Ю.Колесников)

8. Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости. (К.Паустовский)

9. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)

10. Туман - отличное прикрытие от вражеской авиации. (Л.Платов)

ОТВЕТЫ:

1) Три палатки стояли
2) Пинчук решил заштопать
3) Приезжали директора
4) Хорош лес
5) Ветер нёс
6) Пылилось несколько коробок
7) Облако заволакивало
8) Не взяли
9) Вижу
10) Туман – прикрытие

Следующий этап работы – это работа с тестовыми заданиями из ОГЭ и ЕГЭ

Цель данного этапа – показать, в каком ракурсе даётся материал, связанный с грамматической основой, в скольких заданиях и в какой формулировке.

Если в ОГЭ впрямую задания № 8 и 11 связаны с правильным нахождением грамматической основы, то задания №13,14 тоже требуют знаний по предикативной основе, так как работаем со сложными предложениями с одним или несколькими придаточными. В ЕГЭ у нас связаны задания №8,16,19, 20.

Например, так выглядят задания №8 и 11 в ОГЭ:

  • Выпишите грамматическую основу из предложения 18:
    (18) А земля становится всё шире.
  • Укажите количество грамматических основ в предложении 32:
    (32) И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые – все мои.
  • Выпишите грамматическую основу из предложения 28:
    (28) –Сын, ты оказался героем.
  • Укажите количество грамматических основ в предложении 30:
    (30) –Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, - ответил принц.
  • Выпишите грамматическую основу из предложения 22:
    (22) И охранять природу – значит охранять родину.
  • Укажите количество грамматических основ в предложении 4:
    (4) Молоко это кипятилось в глиняном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Задания даются по усмотрению учителя, а вот коллективная проверка и обсуждение заданий обязательны. На этом этапе важно проверить не только правильность ответов, но и ещё раз остановиться на способах решения.

Затем учащимся предлагаю соотнести содержание предложенных заданий с таблицей, заполненной в начале урока. Для этого они должны ответить на вопрос: «Каждый тест контролирует один из навыков, обозначенных в таблице. Какой именно?»

На этапе самооценки учащимся предлагаю вернуться к первичной самооценке и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты самостоятельной работы. Они должны отметить в таблице каким-либо знаком (например ? или !) те моменты, которые требуют доработки: где были допущены ошибки или возникли трудности. (Форма работы – индивидуальная).

Далее идёт работа в группах или парах по следующему плану:

  • главные и второстепенные члены предложения;
  • главные члены предложения: что они обозначают и какими частями речи выражаются (на конкретных примерах самих учащихся);
  • грамматическая основа в двусоставных и односоставных предложениях (на конкретных примерах из художественной литературы);
  • грамматическая основа в осложнённых простых и сложных предложениях (предложения готовит учитель на каждого ученика для индивидуальной работы, а анализ ответов пойдёт с комментариями);
  • нахождение грамматических основ предложений по тексту, определяя при этом типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС);
  • выполнение заданий В3 и В6 по КИМам (оценивание учащихся, фиксация их ответов и оценок в отдельной тетради или отдельном журнале с последующими анализами и доработками.

Консультация – это дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета. Такая форма работы – тематическая консультация для учащихся – поможет без проблем справиться с заданиями №8,11,13,14 в ОГЭ и заданиями №16,18,19,20 в ЕГЭ.