Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а значит, и решить её.
В 2011/12 учебном году я выпустил 9-й класс в количестве 22 учеников. Из них:
- 9 учеников сдали на оценку - «5»,
- 9 учеников сдали на оценку - «4» и
- 4 ученика сдали на оценку - «3».
Средний балл составил-40,59 баллов; качество составило - 81,7%. В 2017/18 учебном году средний балл ЕГЭ составил 75 баллов (из 23 учеников на оценку «5» сдали 15 учеников). Как видите, показатели ОГЭ и ЕГЭ выше районного и республиканского уровня.
Успешную сдачу экзаменов обеспечили дополнительные общие, групповые и индивидуальные занятия – консультации. Сформировать у учеников средства контроля и оценки помогают особые занятия – я их называю тематическими консультациями. Предлагаю вашему вниманию одну из таких консультаций по теме «Основа предложения». Его тип - рефлексия. Подобные консультации решают целый ряд образовательных задач: позволяют обобщить знания на разных этапах изучения материала, осуществить контроль уровня владения понятиями и способами, создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Общим итогом таких консультаций является повышение уровня владения учебным материалом и развитие важнейших учебных действий (самоконтроль, самооценка, рефлексия).
ЦЕЛИ КОНСУЛЬТАЦИИ:
- Для учителя: организовать учебную деятельность на этапах обобщения и рефлексии.
- Для учащихся: обобщить знания о грамматической основе (предикативной) предложения, произвести самооценку, осознать свои проблемы и сложности, повысить уровень владения понятиями и способами.
ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ
У учащихся было домашнее задание – на отдельном листе составить опорный конспект “Что я знаю о грамматической основе?”
ЗНАТЬ |
УМЕТЬ |
1. научное понятие, определение грамматической основы |
1. уметь правильно находить основу в предложении |
2. простое глагольное сказуемое |
2. различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений |
3. составное глагольное сказуемое |
3. стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые |
4. составное именное сказуемое |
4. определять способы выражения именной части составного именного сказуемого |
1 ЭТАП: Заполнение рефлексивной таблицы
Опираясь на домашнее задание, учащимся предлагается заполнить рефлексивную таблицу. Её содержание – это ответ на вопрос: «Что мы должны знать о грамматической основе и уметь, чтобы быть успешными при правильном нахождении её в предложениях?» (Форма работы – фронтальная).
Выражение сказуемого простым глагольным сказуемым:
1) Сестра учится на первом курсе педагогического университета.
(изъявительное наклонение, настоящее время)
2) Моя сестра училась в Казани три года.
(изъявительное наклонение, прошедшее время)
3) Сестра моя будет учиться в Казани.
(изъявительное наклонение, будущее сложное время)
4) Мой брат быстро научится всему, у него большие способности.
(изъявительное наклонение, будущее простое время)
5) Я училась бы только на «пятёрки» (условное наклонение).
6) Ребята! Учитесь с большим желанием и старанием.
(повелительное наклонение)
Выражение сказуемого составным глагольным сказуемым:
- Мы начнём (начинаем) прогуливать собаку ровно в восемь вечера.
- Ребята продолжают думать о предстоящей сделке.
- Они могут выиграть в два счёта команду противника.
- Папа хотел мне купить велосипед.
(составное глагольное сказуемое выражается: вспомогательным глаголом и глаголом в неопределенной форме).
Вспомогательный глагол выражает (не)возможность, (не)желаемость, начало, продолжение, конец действия.
Основное действие заложено в инфинитиве, то есть в неопределённой форме)
Выражение сказуемого составным именным сказуемым:
1) Мой дедушка когда-то был учителем иностранного языка.
2) Дело было в шляпе, и это все поняли.
3) Мальчик казался умным и порядочным.
4) Мой брат стал героем.
5) Митрофанушка жил недорослем и ничем не интересовался.
6) Сегодня с работы мама пришла усталая.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
- Лес стоит праздничный и нарядный. Дом стоит на перекрёстке.
- Отец и мальчик сидят без неё голодные. Все сидят на своих местах.
- Он пришёл с работы раздражённый. Он пришёл с работы поздно.
КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАГОЛ КУРИТЬ В ДАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:
- Курить – здоровью вредить.
- Плохая привычка – курить.
- Доктора запретили ему курить.
- Привычка курить ему сильно навредила.
- Он вышел курить.
(1 - подлежащее, 2 - сказуемое, 3 - дополнение, 4 - определение, 5 - обстоятельство цели)
1. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1) В аудитории находилось сорок пять человек.
2) Поймать ерша или окуня – это такое блаженство.
3) Наступило наконец пятнадцатое мая.
4) Почему случилось это?
2. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1) Нашего учителя мы считали другом.
2) Пользоваться электроинструментом нужно очень осторожно.
3) Десять ночей подряд она не находила себе места, переживая за сына.
4) Мы с ним опоздали на встречу с товарищами.
3. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1) Её глаза были заплаканы.
2) Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе.
3) Особенно красивы поздней осенью ярко-жёлтые хризантемы.
4) Посредине поляны стояли красавицы-берёзки, небольшие ещё, в рост человека.
4. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1) Деревья в садах так полотно склеены тьмою.
2) Уметь хорошо выражать свои мысли – важнейшее условие успеха.
3) Курганы в степи похожи на спелые арбузы.
4) Труд для человека – это борьба с самим собой.
5. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
1) Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.
2) Один мальчик две девочки – всего трое.
3) Природа словно оживает на холсте под рукой художника-пейзажиста.
4) Трижды три – девять
ОТВЕТЫ:
- 1-1;
- 2-4;
- 3-2;
- 4-3;
- 5-3.
Из предложения выпишите грамматическую основу:
1. Три палатки стояли под деревьями по окружности лужайки. (А.Рыбаков)
2. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)
3. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома. (Д.Гранин)
4. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. (И.Соколов-Микитов)
5. Ветер, свистя, нёс то крупные холодные капли, то колючие ледяшки. (Е.Дубровский)
6. Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. (Б.Пастернак)
7. Тёмное облако дыма заволакивало небо. (Ю.Колесников)
8. Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости. (К.Паустовский)
9. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)
10. Туман - отличное прикрытие от вражеской авиации. (Л.Платов)
ОТВЕТЫ:
1) Три палатки стояли
2) Пинчук решил заштопать
3) Приезжали директора
4) Хорош лес
5) Ветер нёс
6) Пылилось несколько коробок
7) Облако заволакивало
8) Не взяли
9) Вижу
10) Туман – прикрытие
Следующий этап работы – это работа с тестовыми заданиями из ОГЭ и ЕГЭ
Цель данного этапа – показать, в каком ракурсе даётся материал, связанный с грамматической основой, в скольких заданиях и в какой формулировке.
Если в ОГЭ впрямую задания № 8 и 11 связаны с правильным нахождением грамматической основы, то задания №13,14 тоже требуют знаний по предикативной основе, так как работаем со сложными предложениями с одним или несколькими придаточными. В ЕГЭ у нас связаны задания №8,16,19, 20.
Например, так выглядят задания №8 и 11 в ОГЭ:
- Выпишите грамматическую основу из предложения 18:
(18) А земля становится всё шире. - Укажите количество грамматических основ в предложении 32:
(32) И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди-соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые – все мои. - Выпишите грамматическую основу из предложения 28:
(28) –Сын, ты оказался героем. - Укажите количество грамматических основ в предложении 30:
(30) –Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, - ответил принц. - Выпишите грамматическую основу из предложения 22:
(22) И охранять природу – значит охранять родину. - Укажите количество грамматических основ в предложении 4:
(4) Молоко это кипятилось в глиняном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Задания даются по усмотрению учителя, а вот коллективная проверка и обсуждение заданий обязательны. На этом этапе важно проверить не только правильность ответов, но и ещё раз остановиться на способах решения.
Затем учащимся предлагаю соотнести содержание предложенных заданий с таблицей, заполненной в начале урока. Для этого они должны ответить на вопрос: «Каждый тест контролирует один из навыков, обозначенных в таблице. Какой именно?»
На этапе самооценки учащимся предлагаю вернуться к первичной самооценке и оценить свои знания ещё раз, учитывая результаты самостоятельной работы. Они должны отметить в таблице каким-либо знаком (например ? или !) те моменты, которые требуют доработки: где были допущены ошибки или возникли трудности. (Форма работы – индивидуальная).
Далее идёт работа в группах или парах по следующему плану:
- главные и второстепенные члены предложения;
- главные члены предложения: что они обозначают и какими частями речи выражаются (на конкретных примерах самих учащихся);
- грамматическая основа в двусоставных и односоставных предложениях (на конкретных примерах из художественной литературы);
- грамматическая основа в осложнённых простых и сложных предложениях (предложения готовит учитель на каждого ученика для индивидуальной работы, а анализ ответов пойдёт с комментариями);
- нахождение грамматических основ предложений по тексту, определяя при этом типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС);
- выполнение заданий В3 и В6 по КИМам (оценивание учащихся, фиксация их ответов и оценок в отдельной тетради или отдельном журнале с последующими анализами и доработками.
Консультация – это дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета. Такая форма работы – тематическая консультация для учащихся – поможет без проблем справиться с заданиями №8,11,13,14 в ОГЭ и заданиями №16,18,19,20 в ЕГЭ.