Конфликт – это столкновение противоположных мнений, интересов, целей, взглядов людей (субъектов взаимодействия).
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Причины конфликтов
- Грубость, агрессия, проявление эгоизма, стремление к превосходству;
- Несовместимость по интересам;
- Различие в воспитании и образовании;
- Низкий уровень доверия;
- Несовместимость характеров и темпераментов;
- Неточная информация или её избыток, слухи;
- Социальная принадлежность, власть, система управления, нормы поведения.
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А.Сухомлинский
Типы конфликтов
- Внутриличностные (один участник);
- Межличностные (два участника);
- Между личностью и группой;
- Социальные (много участников, государства)
Виды конфликтов
- Конструктивный (полезный) – выражает борьбу противоречий, посредством которой осуществляется развитие.
- Деструктивный - приносящее вред делу и конфликтующим сторонам (ссоры, раздоры, разборки).
Правила «для конфликтных людей»
- Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
- Критикуйте, но не переусердствуйте.
- Во всем надо знать меру.
- Сказать правду тоже надо уметь!
- Не будьте назойливыми.
- Будьте справедливыми.
- Меньше проявляйте инициативу, где в ней не нуждаются.
- Проявляйте выдержку.
Правила «для предупреждения конфликта»
- Не говорите сразу с возбужденным человеком.
- Не говорите сразу о плохом, а лучше отметьте хорошие дела этого человека.
- Постарайтесь встать на место оппонента.
- Не скрывайте доброго отношения к людям, не скупитесь на похвалу.
- Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре.
Правила «для бесконфликтного общения»
- Научитесь правильно слушать.
- Сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные.
- Стремиться к открытому общению.
- Не употреблять конфликтогены.
- Делать как можно больше благожелательных посылов.
- Учитывать личностные особенности собеседника.
Выводы
- Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
- Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, компромисс и т.д.) согласно ситуации.
- При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.