Век за веком складывал народ сказки. До сих пор у разных народов мира сказки считаются удивительным созданием. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Она стоит у истоков словесности, как устной, так и письменной, в ней слились поэзия и мудрость народа. Один из ученых фольклористов прошлого века, А.Н.Афанасьев подчеркивал, что «сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и представляет собой торжествующее над злобою».
Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с понятием – сказка. Любовь к сказке формируется в раннем детстве. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает рассказ взрослого, пытается сочинить сам. Педагоги с удовольствием используют сказку как одно из средств работы с детьми в образовательной деятельности, наиболее эффективно в раннем возрасте.
Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны, необычны, и в тоже время, просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.
Развитие речи детей дошкольного возраста – актуальная задача в формировании его личности. Язык народных сказок выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Что позволяет вовлечь детей в активную речевую деятельность.
Первые, с кем в своей жизни встречается ребенок, это его родные и близкие люди, и стереотипный набор игрушек. Образы зайчиков и мишек прочно входят в жизнь ребенка. Игры – действия с ними ограничены, требуют постоянной «подпитки» новыми знаниями и впечатлениями. Недаром в русских народных сказках часто главными персонажами представлены животные, которым приписываются черты характера людей. Такой перенос образа, аллегория, доступен и понятен детям любого возраста.
Взрослые охотно читают сказки детям, дополняют их элементами собственного сочинения, формируя, таким образом, у детей элементы образного мышления, расширяя представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учат различать добро и зло, вовлекают ребенка в активную речевую работу. Постепенно ребенок сам включается в рассказывание, чтение сказок: в начале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражанием назвать героев и повторяющиеся в сказке присказки, договаривает конец знакомой фразы и , наконец пересказывает сказку. Позднее дети способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на жизненный опыт детей, используют в свое работе педагоги.
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста является одной из главных педагогических задач.
Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, если воспитанники имеют задержку речевого развития (при более сохранном понимании происходящего), педагог сначала сам рассказывает знакомые сказки с показом иллюстраций, прося детей лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Необходимо помнить, что детям легче запомнить и произнести те слова, которые подкреплены практическим действием, особенно у плохо говорящих детей (дети учатся имитировать повадки сказочных героев: идем как Мишка косолапый, как лиса, как волк; прыгаем как зайчик, как лягушка и т.д.).
При этом возможно использование настольного и пальчикового театра, кукол бибабо, различных настольно – печатных пособий. Воспитатель просит детей воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей. Поддерживая положительный эмоциональный фон игры – сказки. Так же можно предложить детям разыграть, выстроить правильную последовательность той или иной сказки наводящими вопросами: кто сначала встретился на пути колобку, кто потом, кто последний встретился и съел Колобка? В сказке «Теремок» проиграть, кто первый стал жить в теремке, кто потом, кто последний? В сказке «Репка» проиграть, кого позвал дед себе в помощь, кто последний прибежал на помощь? Для развития воображения у детей, педагог может предложить им разыграть сюжет нескольких знакомых сказок, например, в сказке «Курочка Ряба» появляется Колобок (дети выстраивают свою сюжетную линию, позитивную, добрую; педагог может помочь наводящими вопросами). Дети отвлекаются, забывают о своих трудностях, перевоплощаются в сказочных героев, принимают на себя их роль.
Постепенно задания и требования педагога усложняются, от детей требуется воспроизведение всех доступных им речевых единиц. Являясь большим эмоциональным стимулятором, сказка одновременно является толчком для развития речевой активности детей. Именно к сказке и сказочным персонажам, к сравнению их образов обращаются педагоги, если на определенных этапах обучения дети испытывают трудности речевого или познавательного плана.
На занятиях с использованием сказочных сюжетов интереснее для детей проходит работа по накоплению словарного запаса, работа по развитию связной речи, автоматизация звуков. С другой стороны, в игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика (покажите, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.), релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке). Так же голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения (что изменилось в знакомой сказке, какие сказки перепутались, чего не бывает) и т.д.
У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развивается воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи. Занятия ориентированы на психологическую защищенность детей, их потребность в эмоциональном общении с педагогом и сверстниками. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, сказки-спектакли, где дети одновременно являются участниками и зрителями происходящего. При этом не обязательно использовать дословно общеизвестные сюжеты и темы. Если позволяют возможности совместного творчества педагога и детей, педагог может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию воспитатель продумывает различные формы подачи материала: костюмы или шапочки персонажей сказки, изготовленные панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно – дидактической игры, подбор сюжетных и пейзажных картинок, игрушек и т.д.
Можно отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Но, надо учитывать, что дети раннего дошкольного возраста не редко обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Так же можно отметить, что использование сказок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста способствует как целенапрвленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторы системы. Наступает переход образов – представлений в образы – понятия, что важно для последующих этапов обучения.