Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Что мы знаем о зиме» для детей средней группы. Образовательная область – речевое развитие, направление – социо-игровое

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима


Цель: Закрепление знаний детей по теме «Зима».

Задачи:

  • Образовательные задачи:
    • Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
    • Определять характерные признаки зимы (зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий, дома и деревья покрыты инеем и др.) и составлять предложения.
    • Формировать представления о том, что человек тесно связан с природой (зимой необходимо расчищать дороги от снега с помощью снегоуборочной техники).
  • Воспитательные задачи: Развивать умение детей делиться на команды без конфликтов, даже если друг (подружка) оказался в другой команде, без споров выполнять задания (в игре «Собери картинку»).
  • Развивающая задача: Развивать детскую инициативу.

Оборудование: Сундук с 4 замками, ключи, карта-схема улицы, письмо-схема с изображениями зверей и детей,  предметные картинки по теме «Зима», чучело белки, маски – шапочки (еж, белка, сорока, мышка, зайчик), разрезные картинки снеговика и снегоуборочной машины.

Ход деятельности

Воспитатель с детьми заходят в гостиную за книгами для чтения перед сном. К ним навстречу выходит Снегурочка:

- Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь – скоро Новый год, а Дед Мороз – старенький стал, забыл дорогу в ваш детский сад. Надо помочь ему.

Воспитатель:

- Ребята, как можно помочь Дедушке Морозу? (ответы детей).

Снегурочка, показывает на сундук, говорит:

- Ребята, нам нужно открыть сундук, в котором спрятана карта, чтоб ДМ добрался до детского сада. Но, чтобы открыть эти замки, помогите мне найти ключи, которые спрятала Баба Яга где-то здесь. Вы знаете, на сундуке было вот это письмо – должно быть, БЯ оставила, может, оно нам поможет отыскать ключи от замков.

Воспитатель: - Снегурочка, давай прочтем, что там написано.

Снегурочка: Да, здесь какие-то картинки – а может быть, это подсказки? Первая картинка – «Зима».

- Ребятки, а давайте Снегурочке расскажем о нашей зиме. Возьмите картинки. (Дети составляют предложения с опорой на предметные картинки).

- Как звери готовятся к зиме? Почему птицы улетели с приходом холодов на юг?

- Для чего впадают в спячку некоторые звери? Какие?

- Нужен ли зайцу снег зимой? Почему?

- Для чего белке такой пушистый хвост? А лисице?

- А куда спрятали запасы звери - мышка, белка, енот, барсук, еж (ответы детей - енот, еж, барсук не запасаются на зиму – впадают в спячку).

Снегурочка хвалит детей за рассказ.

Воспитатель спрашивает, где же может быть ключ. И высказывает предположение, что ключ может быть там, где находится предмет, который связан с зимой.

- Ребята, а наша Снегурочка приходит к нам летом или весной? (ответы). Значит, она зимняя, где-то около нее может быть ключ. Снегурочка поворачивается и все замечают у нее на шубке первый ключик.

Снегурочка: Нам нужны еще ключи! Посмотрим, что в письме. Здесь – картинка мои лесные друзья - животные и знак вопроса – это значит - загадка. Ребята, вы знаете загадки про животных?

Воспитатель приглашает загадать загадки для детей Максиму и Арине:

- Максим и Ариша выучили загадки, загадайте ребятам, только не говорите сразу отгадки!

Максим:

Это что за зверь лесной?
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши выше головы. (Заяц)

Арина:

На ветке не птичка – зверек невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? (Белка)

Снегурочка: Замечательные загадки, ребята!

- Я, кажется, догадалась, где второй ключик! (воспитатель находит ключ около чучела белки).

- Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

1,2.3,4,5
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

Снегурочка: В письме – картинка «мальчик и девочка». Что это может значить?

- Ребята, как можно поделиться на команды? (ответы – по считалке, по желанию - с кем дружишь). Предлагаю команду мальчиков «Умники» и команду девочек «Умницы». Согласны? А Арина и Максим будут капитанам команд. Команды, подойдите к столам. Вам нужно дружно вместе собрать из осколков картинки.  

- Кто получился у вас на картинках? (ответы: снеговик и снегоуборочная машина). А для чего нужно людям убирать снег? (ответы детей). Чем еще люди расчищают дороги от снега (трактором, лопатой).

Снегурочка: Молодцы, ребята! Смотрите – ка, в кузове у грузовика что – то лежит! А вот и третий ключик!

- А в письме - картинки зверят – ежик, белочка, зайчик, мышка и сорока! Ребята, вы не знаете, где можно встретить этих зверей? (ответы детей - в нашей сказке, которую мы показывали для малышей).

- Ребята, в какое время года к нам приходит Снегурочка? (ответы детей – зимой) Это значит, что Снегурочка не знает, как звери готовятся к зиме – потому что звери зимой уже готовы к зиме – они готовятся к зиме осенью, да, ребята? Снегурочка, а наши ребята – артисты  покажут и расскажут тебе, как зверята к зиме готовятся! Посмотри сценку «Спор зверей».

Показ сценки «Кто лучше всех к зиме готов»

Полина – сказочница:

- Как-то раз веселым днем на лесной опушке
Собрались в один кружок разные зверюшки.
Собрались решить – кто лучше всех готов к зиме трескучей?

Первой белка говорила:

Маша – белочка

-  Я грибочков насушила, ягод разных нарвала и орехов припасла.
Я без дела не сидела, утеплить дупло успела
И к зиме сменила мех – я готова лучше всех!

Сказочница:- В разговор вступил тут ежик:

Ярослав – ежик:

- Я запасы сделал тоже – яблоки, грибы и груши. 
Будет что зимой покушать
Урожай я собирал и кладовку наполнял!
Я трудился не напрасно, приготовил все прекрасно!

Сказочница: - Мышка тоже пропищала:

Мышка – Эвелина:

- Зернышки я собирала и все лето так трудилась – ни минутки не ленилась!
В норке тепленькой моей – урожай для всех детей!

Воспитатель:

- И никак им не решить – кто же должен победить?
Кто собрал запасов больше, кто трудился лучше, дольше?
Поднялась тут кутерьма – все кричат:

Звери:

- Я!
- Я!
- Я!
- Я!

Воспитатель: - Тут сорока пролетела и зверей всех удивила!

Сорока – Арина:

- Хватит ссориться, друзья! Разве в мире жить нельзя?
Все работали, трудились, все старались, не ленились!
Вы не спорьте бестолково, ведь к име вы все готовы!
Лучше стол накроем здесь, есть еда и место есть!
И устроим пир большой – праздник наш лесной!

Сказочница – Полина:

- Все зверята согласились, урожаем поделились
И за праздничным столом все уселись впятером!

- Ребятки, кладите маски на стол (на столе – ключик). Дети, замечая ключ: «Вот еще ключ!»

- Который по счету этот ключ, ребята? (ответ: 4-й).

Снегурочка: Вот мы и открыли сундук ДМ!

Снегурочка достает из сундука карту-схему, благодарит детей, прощается и уходит.

Воспитатель предлагает детям выбрать в библиотеке книжки для чтения.