Урок по литературному чтению по теме "И.С.Тургенев. «Воробей»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Планета Знаний», литератерное чтение, И.С.Тургенев. «Воробей»


Цели:

  • знакомство с творчеством И.С.Тургенева;
  • закрепление и уточнение представлений детей о воробье: воспитание заботливого отношения к птицам;
  • обогащение словарного запаса.

Задачи:

  • формировать умение понимать содержание, определять тему и главную мысль рассказа;
  • способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения;

Планируемые результаты (предметные):

Познавательные УУД

Общеучебные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;
  • находить информацию в Толковом словаре, анализировать ее содержание;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • обосновывать выбор собственного решения;
  • подводить итог своей деятельности;

Логические:

  • выстраивать логическую цепь рассуждений:
  • самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Формирование УУД (метапредметных):

  • регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;
  • коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;
  • личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: эпиграф к уроку записан на доске:

  • Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
    Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
    (И.Тургенев)

  •  учебник, словарь С.Ожегова, портрет писателя,
  • карточки дифференцированным заданием,
  • иллюстрации.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы (приемы) обучения: наглядные (иллюстрации, схемы), практические (упражнения, самостоятельная работа), исследовательские, деятельностный, словесные (рассказ, эвристическая беседа).

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения.

Планируемый результат: обучающиеся научатся выделять систему событий, состав­ляющих основу произведения, находить главную мысль в тексте.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы урок наш начинаем
Что-то новое узнаем.
Интересно нам читать,
Думать, мыслить, рассуждать.

- Что вы хотите пожелать товарищу на сегодняшнем уроке?

- Я желаю вам успехов, трудолюбия, внимания.

- А чтобы у вас всё получилось, предлагаю повторить слова:

  • Я способен!
  • Мне нравится учиться!
  • У меня всё получится!

2. Актуализация знаний

- Ребята, какое время года сейчас на дворе? (Поздняя осень)

- Как называют птиц, остающихся на зиму? (Зимующие, осёдлые)

(Слайд )

- Эти птицы смелые да выносливые. Вы их знаете? Назовите.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением название, которого зашифровано на доске, его вы сможете прочитать, выполнив задание в паре:

Задание 1. Шифровка

Читайте только подчёркнутые буквы и узнаете, как называется рассказ.

В К Т З О Ь А Г Р Д У Ц О Ю Ж З Б О А Ы Ф Е Л Ы  Й  - ВОРОБЕЙ.

Задание 2. Расшифруй автора рассказа, читая слова наоборот, справа налево.

Иван Сергеевич Тургенев.

навИ       чивеегреС    венегруТ

- Молодцы! Вы правильно разгадали название и автора этого произведения.

3. Определение темы и целей урока

- К сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

- Я думаю, что эти слова очень подойдут к нашему уроку. Всё, о чём мы сегодня прочитаем, о чём будем размышлять, поможет нам проникнуть в смысл данных слов и сделать своим девизом в жизни.

- Что такое любовь? Какая она бывает? (Родительская, материнская, безответная и .д.)

- Какое определение этому слову мы найдем в словаре Ожегова:

(Любовь - это чувство самоотверженной, сердечной привязанности).

- Какие цели поставим на сегодняшний урок?  (Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведением И.С. Тургенева «Воробей», проанализируем текст).

4. Изучение нового материала

а) Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе

- Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком? Опишите его. (У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина).

-  Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) - глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.

Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить.

-  Определите по названию, о чём будет рассказ?

А как выглядит воробей? (слайд)

(Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный).

- Что вы ещё знаете о воробьях? (У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли).

- Какую пользу они приносят? ( Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых).

- А какой вред приносят сельскохозяйственным культурам? (Поедают ягоды, зерно).

- А знаете, как птица получила название?

Воробьи - очень прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.

- А где же зимуют эти птички? ( В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах).

- Чем питаются воробьи? ( Ягодами, семенами, крошками).

Физкультминутка

б) Словарная работа

- Перед чтением произведения И.С.Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте.

  • Благоговение - глубочайшее почтение
  • Зачуяв – услышав, унюхав, почувствовав.
  • Упасть камнем – рухнуть.
  • Взъерошенный – лохматый.
  • Искаженный – сильно изменить.
  • Ринулся – бросился.
  • Трепетать – дрожать.
  • Громадное – большое.
  • Героический – стойкий.

в) Научимся читать трудные слова.

Словарная разминка

В тексте встретятся трудные слова, мы вместе прочитаем эти слова.

  • Воз –вра – щал – ся
  • Красть – ся
  • Не - под – виж – но
  • Рас – то – пы – рив
  • Про – рас – тав – ши - е
  • Взе – ро – шен – ный
  • Бла- го - го – ве – я

Работа над техникой чтения.

г) Первичное восприятие текста.

– Я буду читать, а вы слушайте. Правила слушания помните? Давайте их соблюдать. (Обратить внимание на посадку, показать образец.)

(Чтение учителем до слов “как вдруг…”.)

– Предположите, что было дальше? ( Дети высказывают свои версии.)

– Хотите узнать, что было дальше?

– Что ж, слушайте.

– Ожидали ли такую развязку?

– Что чувствовали, когда слушали?

(Испуг, страх, жалость, гордость, восхищение, удивление, отчаяние, переживание)

Работа со “Словарём чувств”. (На каждом столе лежит “Словарь чувств”, которым дети пользуются при анализе текста, если есть необходимость.)

– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: “Я чувствовал страх, когда птенец оказался перед мордой огромного пса. Это происходило почти в начале текста.)

– Какой момент в произведении был самый напряжённый?

– Почему? (Высказывания детей.)

д) Анализ текста

- Где происходят описанные события?

- Прочитайте, как повела себя собака.

- Кого увидел автор на аллее?

- Прочитайте, как описан воробей.

- Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)

- Как описывается воробей? (Старый, черногрудый)

- Какой по сравнению с ним казалась собака? (Громадное чудовище)

- Как оказался воробей рядом с собакой? (Камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой)

- А если бы летел, как пушинка, как шарик, изменилось бы содержание эпизода?

- Что заставило старого воробья спасать молодого?

- Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент?

- Какое чувство у вас появилось к старому воробью?

- Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент? (Ему было страшно)

- Но что же им двигало? (Чувство ответственности, любовь)

- Как автор говорит о поступке старого воробья?

- Как повела себя собака?

- Что значит «смущенный пес»?

- Прочитайте, как автор называет воробья. (Маленькой героической птицей)

- Как понять слово «героическая»? (Объяснение по словарю С. Ожегова)

- Исходя из толкования слова «героический», правильно ли И. Тургенев назвал птицу, сделал вывод о своем герое?

5. Формирование практических умений и навыков

– Как вы думаете, мог ли автор назвать его по-другому? Попробуйте придумать своё название.

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

Характеристика «Какой воробей?» (слова вывешиваются на доске)

Старый

Ответственный

Черногрудый

Заботливый

Смелый

Любящий

– Рассмотрим взаимоотношения нашего героя с остальными героями произведения.

– Назовите других героев произведения. (Молодой воробей, собака Трезор, автор.)

– Какие отношения складываются у старого воробья с молодым? (Защита и любовь.)

– Что испытывает он перед собакой? (Страх и ужас.)

– А собака в свою очередь? (Смущение, признание силы любви.)

– Как автор относится к старому воробью? Что чувствует? (Благоговение.)

– Какое слово повторяется в этих взаимоотношениях? (Любовь.)

– С какой целью автор рассказал нам эту историю?

– Прочитайте два последних абзаца. Что заключается в этих словах? ( гл.мысль)

- Сегодня вы встречались с этими словами на уроке? Где? ( это эпиграф )

6. Закрепление новых знаний и умений

1. На столе у вас лежит серия картинок Расположите иллюстрации в нужной последовательности (Приложение 1)

(работа в группах).

2. Придумайте 2 предложения, которые начинаются со слов: (каждой группе свой вопрос)

  • Почему?
  • Назови …
  • Придумай
  • Объясни
  • Предложи
  • Поделись

7. Итог урока

- Какие цели ставили на урок?

- Достигли ли мы этих целей?

– С какой целью автор рассказал нам эту историю?

- Придя домой, что вы расскажете родителям о воробьях?

Рефлексия: Я дарю вам сердечки. Пусть эти сердечки послужат настоящими символами любви ко всему, что вас окружает, и вы сможете наполнить их словами любви (в прозе и в стихах) к близкому, любимому вам человеку. А может выразить своё отношение к старому воробью или дать совет молодому воробышку (например, беречь сердце своих родителей).

- Сердечки дома заполните словами любви и подарите тем, для кого предназначены ваши слова.

8. Домашнее задание

- Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору:

1) выразительно прочитать текст;

2) выучить наизусть три последних предложения (эпиграф);

3) подробный пересказ от лица взрослого воробья.