Класс: 7 класс.
Тип урока: урок развития речи.
Методическая цель: представление технологии педагогических мастерских (мастерская письма и мастерская построения знаний), обучения в сотрудничестве, технологии РКМЧП, ИКТ.
Образовательные задачи:
- повторить теоретические понятия по теме «Текст»;
- восстановить знания о композиции сочинения-описания, закрепить понятие «портрет»;
- подготовиться к написанию сочинения-описания в художественном стиле;
- провести работу по предупреждению ошибок.
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, чувство любви и уважение к родителям;
- прививать чувство благодарности и уважение к ветеранам;
- воспитывать патриотизм;
- формировать чувство взаимопомощи при работе в группах, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Развивающие задачи:
- развивать умение анализировать тексты разных стилей совместно с другими людьми, выделять элементы, кратко формулировать выводы;
- развивать умение связно и образно излагать свои мысли;
- развивать умение посредством описания внешности показывать внутренний мир человека.
Предметные результаты:
- Знать: как правильно написать сочинение-описание внешности человека;
- Уметь: написать черновик, редактировать его, написать чистовик сочинения;
- Применять: полученные знания при анализе любого художественного/публицистического текста.
Тип урока: урок развития речи.
Форма урока: урок-беседа с элементами исследования.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оснащение урока:
- выставка портретов военачальников, иллюстраций, фотографий по теме;
- задания для групп;
- тексты для анализа; индивидуальный раздаточный материал;
- презентация, подготовленная преподавателем;
- видео по теме урока (фрагмент из к/ф «Офицеры»);
- словари эпитетов.
Межпредметные связи: литература, история.
Методы обучения: наглядные, практические, проблемные, частично-поисковые.
Приемы: смысловое чтение, составление кластера, анализ информации, приемы «Мозговой штурм», «Направленное чтение», «Лови ошибку», рефлексия.
Формы контроля: со стороны учителя, взаимо- и самоконтроль.
Время проведения: 40 минут.
Технологическая карта «Описание внешности человека»
Ход урока
Видеофрагмент художественного фильма «Офицеры», песня «От героев былых времен...»
I. Вступительное слово учителя
(Слайд 1-2) (3 минуты)
- Сегодня наш урок посвящен теме «Описание внешности человека». Всмотритесь в эти лица... Почти 75 лет отделяет нас от Великой Отечественной войны, но раны в сердце многих людей кровоточат. Мы благодарны за Победу людям в военной форме, тем, кто был на передовой. Рядом с вами живут люди, которые в любую минуту готовы встать на защиту Родины – это ваши папы, мамы... военнослужащие. Отношение в ваших семьях к празднику Победы особое, я думаю, вы не раз слышали, что есть такая профессия Родину защищать, ведь ваши родители – военнослужащие. Готовясь к знаменательной годовщине, вы создадите словесный портрет своих пап, мам или бабушек. Давайте чаще присматриваться к ним, обращать внимание на то, как они разговаривают, как смотрят, каково выражение их лиц, глаз...
С болью в сердце замечаешь, что мы иногда способны не заметить печальные глаза или побледневшее лицо собеседника. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение (не это главное). Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слезы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.
(Слайд 3) Объявление темы урока. Сегодня мы работаем в парах и группах. У нас 5 малых групп.
II. Теоретическая разминка
(Вопросы ко всем учащимся) (Слайды 4-5)
1) Составление кластера. Задание для групп. На доске «рассыпаны» термины. Составьте кластер, отправное, ключевое слово «текст». (3 минуты)
2) На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и «литературный портрет». Вспомним эти определения. (Слайд 6) (1 минута)
- Чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Что мы должны описать в основной части? (Ответы: черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера).
- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (Чтобы читатели могли себе представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки)
Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.
Портрет в литературном произведении – это изображение наружности человека, черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. Описание внешности используется как одно из средств характеристики человека.
3) Повторение плана сочинения-описания. (2 минуты)
– Из каких частей состоит описание, записываем на доске и в тетрадях. Каков план описания? Сколько частей в сочинении? Какие? (Слайд 7) О чем будем писать во вступлении? В основной части? В заключение?
I. Вступление
(О ком пойдет речь? При каких обстоятельствах мы наблюдаем за человеком?)
II. Основная часть
(Наиболее характерные признаки: каковы черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, занятия, черты характера?)
III. Заключение
(Каково наше отношение к этому человеку?)
III. Работа над текстами
1) Работа над художественным текстом. Предлагаю найти характерные признаки описания в предложенном тексте (текст распечатан). (Вопросы ко всем учащимся) (Слайд 8) (4 минуты)
Ваня долго ждал этой минуты, мечтал о ней, но когда она наступила, мальчик не поверил своим глазам. Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастерку с погонами, бязевое белье, портянки, вещевой мешок, противогаз, шинельку, цигейковую треуховую шапку с красной звездой, а главное – превосходные маленькие юфтевые сапожки на кожаных подметках.
Ваня смотрел на обмундирование, не решаясь дотронуться до него. Особенно хотелось потрогать маленькие латунные пушечки на погонах. Палец так и тянулся к ним, но тотчас отдергивался, словно пушечки были раскаленные.
Ваня вытерся собственным новым полотенцем и надел в предбаннике собственное белье: рубаху и подштанники с оловянными пуговицами.
И вот наступила великая минута. Ваня наконец надел на себя обмундирование. Он надел шерстяную гимнастерку с воротником, аккуратно подшитым белым полотняным подворотничком. Ваня почувствовал на своих плечах твердые картонки погон и шнурочки, которыми эти погоны были привязаны к гимнастерке сквозь специальные дырочки.
Почувствовав погоны, мальчик вместе с тем почувствовал гордое сознание, что с этой минуты он уже не простой мальчик, а солдат Красной Армии.
– Узнали ли вы героев, произведение? (Ваня, Катаев Валентин Петрович, «Сын полка»)
– Какие чувства и почему испытывает Ваня?
– Ощущали ли вы подобные чувства, когда видели своего папу в парадной форме?
– Какие наиболее характерные признаки вы можете выделить в описании Вани?
– Какое это описание? Определите стиль.
– Как вы это определили? Приведите примеры выразительно-изобразительных средств, назовите сравнительный оборот и эпитеты, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2) Работа над текстом делового стиля. Предлагаю найти характерные признаки описания в предложенном тексте (текст распечатан).
(Вопросы ко всем учащимся) (Слайд 9) (4 минуты)
– Прослушайте текст (объявление о пропавшей девочке). Чем он отличается от предыдущего?
– Уместны ли в таком тексте сравнения, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы?
3) Работа над деформированным художественным текстом.
Выявление полноты художественного описания. Важность показа авторского отношения. (Слайд 10) (4 минуты)
– Всегда ли обязательно в художественном описании упоминание всех деталей портрета? Нет, часто даются самые яркие детали.
– Помните, что авторское отношение к описываемому может выражаться не только словами «мне нравится, люблю», а еще при помощи различных приставок и суффиксов, т.е. разных словообразовательных элементов. Учитывая это замечание, замените в тексте подчеркнутые слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это суффиксы? (Суффиксы субъективной оценки). (Ребята перечисляют известные им. Работают с напечатанным текстом.)
Малец был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поноше(нн,н)ой цигейкой дли(нн,н)ополая куртка, и в том, что крохотные сапоги были сшиты с ра(с,з)четом надевать их на шерстя(нн,н)ой носок, и очень иску(с, сс)ный шов на разорва(нн,н)ом когда(то) рукаве куртки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
– Чувствуем ли мы авторское отношение к описываемому ребёнку?
– На какие детали обращает внимание автор, описывая героя?
– Можете ли вы сказать, как автор относится к мальчику?
– Какие способы личного отношения к описываемому используются? Стилистически нейтральные слова не дают нам это почувствовать.
– Как изменился текст, когда вы добавили суффиксы субъективной оценки? Прочитайте свои варианты. Объясните свой выбор.
Авторский текст
Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носочек, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
(Михаил Шолохов. «Судьба человека»)
– Почувствовали ли вы авторское отношение к мальчику? Как этого смог добиться М. Шолохов?
IV. Словарная работа
1) Прослушайте текст, подготовка к работе над эпитетами. (Слайд 11) (2 минуты)
– Литературный портрет можно показать одним или несколькими штрихами. Мы с вами через некоторое время будем изучать рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». У главного героя очень трудная судьба, его не сломили смерти родных людей, он спасает малыша, заменив ему отца, но его глаза о многом говорят...
(Чтение учителем текста.) Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
В глазах отражается сущность человека, его душа. Глаза - зеркало души.
При описании глаз важно показать не только их цвет, форму, а также характер человека. Какие части речи нам в этом помогут? (Прилагательные и причастия)
2) Работа со Словарем эпитетов. Подберите определения для описания глаз, взгляда, лица, жестов детей и взрослых на представленных фото (1 фото на выбор). Работаем в паре, воспользуемся Словариком эпитетов. (Слайд 12) (2 минуты)
- Как строится словарная статья Словаря эпитетов? Выписываем эпитеты, передающие характер человека (несколько слов).
3) Словарная работа: лексическое значение, орфографическая и орфоэпическая работа. (Слайд 13) (2 минуты)Эти слова вам могут понадобиться при написании сочинения.
- фурАжка
- кокАрда
- погОны
- кИтель
- шинЕль [н']
- офицЕр
- ветерАн
Подберите к словам определения, запишите словосочетания. Можно ли сказать «старый ветеран»?
V. Предупреждение речевых и грамматических ошибок, «Лови ошибку»
(Ошибки, допущенные воспитанницами в одном из последних сочинений). (Слайд 14-15) (2 минуты)
Перед вами - предложения, описывающие внешность человека. Исправьте предложения. Проверка на доске (после 1-2 минут работы в паре), объяснение ошибок.
- Подойдя поближе, передо мной представилась картина футбольного матча.
- Ведь это обычный день, а сколько всего интересного можно заметить в столь обычном и полуденном!
- Вратарь был одет в голубые шорты, на ногах у него были чёрные ботинки.
- Ворота обозначены двумя портфелями, лежащие по бокам.
- Настал волнительный момент, и начался футбольный матч.
- Ваня одет в серый костюм, на его голове находится шляпа.
VI. Рефлексия
(Слайд 16) (1 минута)
Закончите одну из предложенных фраз:
- у меня получилось:
- меня удивило:
- мне захотелось:
VII. Домашнее задание
(Слайд 17) (1 минута)
Напишите сочинение-описание внешности близкого человека (военнослужащего), покажите в своей работе, какой он в разные моменты жизни:
- когда в торжественные дни надевает парадную форму;
- когда занимается любимым делом;
- когда грустит; др.
Или напишите рассказ «День Победы в нашей семье», включив в него описание внешности близкого человека (военнослужащего), ветерана...
- С чего начинаем работу над сочинением? (С заглавия.) Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста. А закончить урок мне хочется следующими строками: (Слайд 18)
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь человека - вечный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуйте только взглянуть между строк...
Отметки за урок-мастерскую не выставляются, но будут выставлены всем после написания домашнего сочинения-описания.