Цели:
- Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их.
- Развивать познавательный интерес, формировать умение выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений.
- Воспитывать культуру общения при работе в парах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить замечать и ценить красоту мира растений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, сканер QR-кода, мобильные телефоны учащихся, листы с QR-кодами для решения кроссворда.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с группами растений.
- Совершенствование навыков работы в паре.
- Применение личных гаджетов в учебном процессе.
- Отработка навыков использования приложений для сканирования QR-кодов.
Познавательные УУД:
- Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и работать с ней.
- Представление информации в виде схемы.
- Выявление сущности, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщение и классификация по признакам.
Регулятивные УУД:
- Постановка и принятие учебной задачи и цели урока.
- Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД:
- Развитие умения слушать и понимать других.
- Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.
- Оформление своих мыслей в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные УУД:
- Готовность и способность, обучающегося к саморазвитию.
- Формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие навыков сотрудничества.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1
Добрый день! Всем добрый день!
И работать нам не лень,
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Пожелайте глазами и улыбкой удачи на уроке.
Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Молодцы! Чтобы наш урок получился, я предлагаю всем раскрыть ладошки и сказать волшебную фразу «Я хочу много знать!»
II. Сообщение темы и целей урока
А вот получать новые знания вы будете не только от учителя и учебника, но и от своих телефонов.
Слайд 2.
В начале урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. У вас на столах лежат листы с QR-кодами. Для того чтобы расшифровать информацию, вам надо лишь на несколько секунд поднести камеру телефона с установленной программой к его изображению. Программа произведёт расшифровку, и вы увидите текст загадки. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
1.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).
2.
В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
3.
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ... (кислород).
4.
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент ... (азот).
5.
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (нефть)
6.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
7.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)
8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).
- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?
III. Работа по теме урока
На слайде появилось слово “растения”.
- Сегодня мы будем говорить о растениях.
- Что вы уже знаете о растениях? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)
- Хотите узнать еще, что-то новое о растениях? Что ещё хотели бы узнать?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Да, правильно, сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
- Чтобы решить все задачи, которые мы поставили перед собой, отправимся в путешествие. Отгадайте загадку:
Слайд 3. Читает ученик.
Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?..
- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?
- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?
Слайд 4. На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.
Слайд 5
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
|
|
|
|
|
|
Проверка:
- Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.
- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.
- Как назовем эту группу растений? – Деревья.
Слайд 6
А что говорит о себе берёза, вы узнаете, вновь поработав с телефоном.
- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?
Слайд 7
Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/
- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/
- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.
Слайд 8
Слайд 9. Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?
- Итак, давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными.
Слайд 10. - Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, МАЛИНА, ОРЕШНИК.
- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, МАЛИНА, ОРЕШНИК?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.
- А теперь прочитайте, что говорит о себе малина. Берём телефон.
Слайд 11. Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.
К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.
- Вывод: Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными.
- Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.
- Слайд 12. Чем эти растения отличаются от других?
- Какой у них стебель?
Информацию об одуванчике вам поможет прочитать телефон с установленной на нём программой.
Вывод: Итак, третья группа растений – травы.
Слайд 13.
- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?
- Какие растения располагаются на следующем этаже?
- А на самом нижнем?
- Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.
IV. Физминутка
Всем ребяткам быстро встать, будем вместе отдыхать.
- Мы пойдём все в лес густой.
Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)
Это дикая малина (кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)
Ну а это земляника (относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)
Снова видим мы сосну.
А теперь орешник.
Это белая берёзка.
Ну а это вот - морошка.
Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок! Для этого вернемся в наш класс.
V. Самостоятельное применение знаний. Закрепление изученного материала
Слайд 14.
- Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.
- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.
В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.
(Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах).
- Ребята, как нужно вести себя в природе? Как человек может помочь природе?
VI. Экологическая страничка
- Мы много сегодня говорили о растениях.
– Зачем они нужны человеку? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)
Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.
Слайд 15
Минусы
Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?
Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.
Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …
Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…
Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).
Плюсы
Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.
Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?
Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.
Красная книга!
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
VII. Итог урока
Слайд 16
- Какие бывают растения?
- Чем деревья, кустарники и травы отличаются друг от друга? Приведите пример.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! (Учитель называет различные растения:Колокольчик, осина, тополь, малина, ромашка, кедр, астра, липа, дуб, василёк, орешник, одуванчик, ель, комар, берёза. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.
Делаем вывод.
- Если ствол один и он твердый, одревесневший– это дерево.
- Если у растения несколько стволов, они твердые – это кустарник
- Если стволики мягкие и сочные – это травянистое растение.
– Что нам нужно было сделать? Удалось ли выполнить задание? Каким способом? Какие получили результаты?
Оцените себя, как вы поняли тему урока (Смайлики)
VIII. Домашнее задание
Слайд 17. Учебник с. 48-49.