Практически каждый преподаватель в течение своей профессиональной деятельности работал концертмейстером. Это могла быть меняющаяся из года в год нагрузка, разовые часы или постоянная работа. В основном, если это концертмейстер хоровому коллективу или инструменталисту, то работа концертмейстера сводится к разучиванию своей партии и сведению с исполнителями. Если это работа на хореографическом отделении, то игра определенного набора произведений для упражнений.
Так кто же такой концертмейстер?
Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (в переводе с немецкого). В Википедии можно найти два толкования: 1. руководитель группы исполнителей в оркестре (обычно, это наиболее опытный и/или одаренный исполнитель); 2. пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами.
Расцвет концертмейстерства пришелся на вторую половину XIX века, на эпоху романтизма. Именно тогда было создано большое количество камерной инструментальной и вокальной музыки, что потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Сюда можно отнести уверенное и образное чтение с листа, умение транспонировать на различные интервалы и многое другое.
В настоящее время концертмейстер – это не только одна из квалификаций, присваемых после окончания учебных заведений, но и одна самых распространенных профессий среди пианистов.
В настоящее время, учитывая переход на новые Федеральные государственные требования, профессия концертмейстера выходит на новый уровень.
Концертмейстер востребован и в классе (по всем специальным предметам), в хоровом и хореографическом коллективе, на концертной эстраде и в оперном театре. Не нужно работу концертмейстера сводить только к разучиванию с солистами партий и исполнению в ансамбле на сцене.
Концертмейстер является таким же полноценным участником, как исполнитель и руководитель. От него в равной степени зависит качество исполнения, общая сценическая культура, психологический комфорт. В деятельности концертмейстера в органическом единстве объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга.
Большинство из нас работают концертмейстерами именно в детских учреждениях, и основное рабочее время – урок. Согласитесь, что редко после рабочего дня мы не ощущаем усталости, нас не переполняет удовлетворение и желание продолжить работу, и в основном мы испытываем больше негативные настроения, чем положительные.
Как стать современным, успешным, довольным концертмейстером?
Обратите внимание на свое рабочее место. Очень часто мы играем при плохом освещении, по плохо отпечатанным и трудно переворачивающимся нотам, за не настроенным инструментом и первым попавшемся стуле. Смотреть на исполнителя приходится в положении полразворота, так как его не видно.
Музыкальный инструмент обязательно должен быть настроен, освещение должно быть достаточным. Нотный материал качественно распечатан и склеен максимально удобно, избегая большого количества переворотов. По возможности исполнитель должен находиться перед глазами концертмейстера. Кроме этого, обязательно нужно соблюдать перемены, хотя бы каждые два урока выходить из класса, делать небольшую разминку и гимнастику для глаз.
Каким должен быть урок? Ярким, доступным, запоминающимся, комфортным.
Используя различные педагогические технологии, концертмейстер создает необходимую творческую, продуктивную атмосферу. Так, например, педагогика сотрудничества включает в себя три субъекта образовательного процесса: педагог – концертмейстер – ученик. Все должны действовать сообща, без превосходства над другим. Отношения с учениками должны быть направлены на активное вовлечение их в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество педагог–концертмейстер должно основываться на взаимопомощи, взаимоуважении, позволяющим достигать единой цели.
Особенно показателен в педагогике сотрудничества гуманно-личностный подход к ученику, объединяющий в себе веру в ребёнка, мастерство и тактичность общения, отсутствие прямого принуждения, толерантность к ученическим недостаткам, формирование положительной Я-концепции, то есть принятие и уважение собственной точки зрения обучающегося.
Главное место в технологии индивидуализации обучения отводится субъекту обучения - ученику. В основном работа концертмейстера заключается в индивидуальном процессе обучения на занятиях по специальности с инструменталистами или вокалистами. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося.
Личностно-ориентированный подход способствует формированию адекватной самооценки ученика. Он обеспечивает психологический комфорт учащегося как в классе, так и на выступлениях, что является основой для успешной дальнейшей творческой деятельности.
Технология развития творческих качеств личности имеет главный целевой акцент - развитие творческих возможностей. Нельзя допускать, чтобы ученик на уроках «слепо» шел за аккомпанементом, бездумно выполняя те или иные указания. Концертмейстер может способствовать развитию креативности в нем, эффективно воспитывать художественное воображение, образно–ассоциативное мышление, формировать внутренний мир.
Не менее важным является грамотное, профессиональное общение концертмейстера, руководителя и исполнителя. Ученик может и должен высказывать свое мнение о произведении, его жанровых и стилистических особенностях, уметь не только отвечать на вопросы, но и ставить их. Только так можно воспитать творческую, развитую личность.
Использование технологии формирования коммуникативной компетенции позволит развить навык ведения конструктивного диалога. Результатом должна стать культура общения ученика, которая выражена в грамотности, соблюдении культурно-речевых норм, бережном отношении к языку. Обучение речевому общению особенно актуально в условиях современной ситуации, когда снижается уровень личного словарного запаса подростков.
Успешность обучения зависит от физического и психологического комфорта всех участников образовательного процесса. К основным компонентам здоровьесберегающих технологий можно отнести: соблюдение гигиенических требований к аудитории (своевременная влажная уборка, проветриваемость, температурный режим); обязательное соблюдение дозировки учебной нагрузки; чёткое планирование занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся; чередование видов деятельности или включение новых (например, дыхательная гимнастика, речевые упражнения, ритмопластика, музыкотерапия, улыбкотерапия), организация двигательной активности.
Использование компьютерных музыкальных технологий прочно вошло в работу практически каждого преподавателя. Не является исключением и работа концертмейстера. Подбор новой нотной литературы, работа над созданием и записью фонограмм, использование различных мультимедийных проигрывателей, набор необходимого нотного материала в нотном редакторе – основные направления в его работе.
В этом концертмейстеру поможет компьютер, и различные компьютерные программы.
Можно выделить несколько типов основных программ в работе концертмейстера:
- Программы для записи и обработки цифровой музыки (SoundForge, AdobeAudition, Gold Wave Edition и др.)
- Нотные редакторы (Finale, Sibelius и др.);
- Мультимедиаплейеры (Winamp, Aimp, J.River Media Center).
Современные информационные технологии позволяют эффективно использовать обширную информацию, которая становится все более доступной. Найти нужные ноты, прочитать дополнительную информацию о произведении, выбрать подходящую инструментовку, прослушать исполнение произведений в различных составах и исполнителях. Сейчас создано много сайтов, позволяющих удовлетворить практически любые запросы. Например, нотный архив Бориса Тараканова, классика-онлайн, энциклопедия Кирилла и Мефодия и другие.
Использование клавишного синтезатора на занятиях дает возможность использования различных музыкальных инструментов и стилей, без поиска необходимой записи в сети интернет. Кроме того, тандем синтезатор-компьютер позволяет записать фонограмму, обработать ее в нужный формат.
В заключении хочется сказать, что современный концертмейстер идет в ногу со временем, осваивая новые технологии в области музыкального искусства. Он является полноценным и полноправным участником образовательного процесса. Его творческий подход делает образовательный процесс более продуктивным и увлекательным.
Список литературы
- Березина В.А. Дополнительное образование детей в России/ В.А.Березина. – М., 2007.
- Красильников И.М. Электронное и музыкальное творчество в системе художественного образования/ И.М.Красильников – Дубна: Феникс+, 2007.
- Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М, 2001.
Интернет-ресурсы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Концертмейстер
- Муравикова О. С. Компьютерные технологии как важный элемент деятельности концертмейстера в классе хореографии в учреждении дополнительного образования https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/10/23/kompyuternye-tekhnologii-kak-vazhnyy
- Палагина О.В. Музыкально–компьютерные технологии в деятельности концертмейстера детской школы искусств http://www.dshi10.w500.ru/muzkomp.htm
- Прокофьева Н.И. Использование современных технологий в работе концертмейстера детской школы искусств https://slovopedagoga.ru/servisy/konferencii/doklady_uchastnikov_konferencii/862.docx