Использование индивидуальных проектов для активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: защита проекта, виды проектов, метод проектов, проект в начальной школе


Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились. Во-первых, резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В дошкольном возрасте происходит вымещение коммуникативно-игрового общения и сюжетно-ролевой игры учебными занятиями, направленными преимущественно на умственное развитие ребенка. Локальность деятельности детских общественных организаций лишает детей возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов. [2]

Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося . Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной деятельности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Что же интересно современным детям?

Для того, чтобы познакомиться с кругом детских интересов, я предложила им написать три самых важных вопроса, которые волнуют и интересуют. Результаты опроса показывает диаграмма:

Объектом деятельности я предложила считать презентацию, которую ребятам помогу сделать.

С главной задачей деятельности мы определились: ответим на интересующие нас вопросы и расскажем об этом одноклассникам.

Так как в классе только 16 учеников, появилась возможность подготовить проект с каждым индивидуально.

Ученики остановились на следующих темах:

  • Ледокол Красин
  • О ежах
  • Семейство кошачьих
  • Бабочки
  • Хлеб — наше богатство
  • Пингвины-домоседы
  • О птицах
  • Тайны электричества и магнетизма
  • В глубину на батискафе
  • Самые большие реки России
  • Самые известные футболисты мира
  • Из истории шахмат
  • Лемуры- эндемики
  • Как человек научился летать
  • Самые необычные замки мира
  • Что такое ралли

Свободный выбор темы, возможность удовлетворить познавательный интерес при помощи учебной литературы, интернета, учителя, а впоследствии и родителей, пробудили живую активность в выполнении поставленных задач.

Прежде всего мы коллективно наметили план работы над проектом:

Поставим цели и задачи

(Определить цель, значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.)

Составим план работы:

(Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о выбранной теме. Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов:

  • подумать самостоятельно;
  • посмотреть книги;
  • спросить у других людей;
  • познакомиться с кино- и телефильмами;
  • обратиться к компьютеру; Интернету;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент

Подготовимся к защите проекта:

(Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное, рассказать об этом людям.

  • Приготовить текст сообщения.
  • Сделать выводы.
  • Приготовить рисунки, схемы, макеты.
  • Приготовиться к ответам на вопросы.)

От чего зависит успех

Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!

После того, как с каждым учащимся были определены методы работы над проектом, сроки выполнения, приступили к работе. Ученики были очень активны: задавали множество вопросов, с интересом подбирали и показывали собранный к работе материал, даже родители заинтересовались темами. Обсуждали их в группе. Делились своими находками.

Чтобы решить поставленные задачи, ребята прочитали немало дополнительной литературы по теме, вели записи и пробовали работать с компьютером. Контроль и руководство остались за мною. Картинки для презентации многоим детям помогли в интернете подобрать родители.

На подготовку проектов ушло 3 недели. Затем начались выступления ребят. Для выступления было выделено по 10-15 минут урока «Окружающий мир». Первые выступления показали самые смелые и уверенные в себе ученики. Их выступления так понравились детям, что количество желающих выступить возрастало. Ребят привлекал не только проект, но и сам момент выступления. Появилось чувство значимости: «Я выступаю, говорю. Меня внимательно слушают, задают вопросы, интересуются тем, что интересно мне.»

Проект таким образом помог увеличить не только познавательную активность,но и создал дополнительную мотивацию для изучения предметов:

  • Информация - Окружающий мир
  • Поиски и запись фактов — чтение и окружающий мир
  • Сравнение и запись чисел - Математика

Ученики проделали серьёзную работу. Волновались во время выступления. Но не прошло и недели, как ко мне стали подходить ребята с предложением новых тем и с желанием выступить опять. Появились также желание сделать и групповые проекты. Инициатива исходила от учеников. Проектная деятельность стала важным помощником в активизации познавательной деятельности учащихся, а также источником новых знаний, полученных от одноклассников.

Таким образом, благодаря участию школьников в индивидуальной проектной деятельности, реализуются важнейшие компоненты действенно-практического уровня:

  • Инициативность.
  • Способность генерировать идеи.
  • Способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников учебной и внеучебной деятельности.
  • Способность осуществлять перенос знаний, умений, навыков.
  • Самостоятельное использование знаний и умений для решения новых задач.
  • Умение выполнять сложные задания.
  • Способность формулировать вопросы, задаваемые учителю, товарищам.
  • Стремление поделиться знаниями и умениями с товарищами.

Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Проблема организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся. [1]

Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при необходимости – коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта. Проведя анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, который активизирует и мотивирует процесс обучения младшего школьника, помогает ему, пользуясь своими индивидуальными особенностями осуществлять деятельностный подход, выполняя требования ФГОС.

Список используемой литературы

  1. Баймухамедова А.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе на уроках информатики. URL: https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-informatiki-v-nachalnoy-shkole-710851.html (дата обращения: 11.05.2016).
  2. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань, 2010.