Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте общего образования (ФГОС) определены результаты воспитания школьников: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, трудолюбие, умение общаться, чувство ответственности за свои поступки и здоровый образ жизни, толерантность и многое другое.[4]
Методологической основой разработки и реализации Стандарта второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников, определяющая цели и задачи по формированию подрастающей личности: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.[2]
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. [1]
Духовность и нравственность - это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). Если обратиться к определениям, то
- Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение, поступки человека;
- Духовность – внутренний, психический мир человека, его сознание, стремление к внутреннему совершенствованию;
- Воспитание - систематическое воздействие на развитие ребенка [3].
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание происходит в сфере образования: пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Базовые духовно-нравственные ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную внешкольную и общественно-полезную деятельность детей. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации, что позволит вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, с учетом возрастных особенностей через учебный и воспитательный процесс.
Современный образовательный подход требует создания емкой концептуальной системы учебно-воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогики, методики преподавания, социологии, культуры и др. И эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, методов для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.
Цель воспитательной работы, которую мы ставим для реализации национальных задач: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Для достижения цели, предполагается решение следующих задач:
- Через систему тематических уроков, классных бесед, мероприятий, - формирование нравственных качеств школьников: милосердия, искренности, чести, достоинства, ответственности;
- Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям народов;
- Через изучение государственных законов, прав и обязанностей граждан России – формирование правовой культуры, готовности к сознательному и добровольному служению своей Родине;
- Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными профессиями – воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций, стремление к воинской службе.
Формирование духовно-нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию, с учетом возрастных особенностей.
В рамках личностно-ориентированного обучения нами используется метод проектов, где основа - самостоятельная деятельность учащихся, предполагающая использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат.
Участие в проектной деятельности способствует формированию информационной компетентности школьников, согласованию метапредметных связей; повышению самооценки и мотивации к обучению; развитию коммуникативных навыков, выработке активной жизненной позиции, практическому применению полученных знаний и опыта; приобщению родителей к совместному сотрудничеству.
Некоторые темы проектов, используемые нами:
- Моя семья:
- Все профессии нужны, все профессии важны;
- Моя родословная;
- Наш семейный альбом;
- Традиции и любимые праздники моей семьи;
- Чтоб к внукам шла связующая нить;
- Зверье мое;
- Моя школа:
- Ими гордится школа;
- Школьные династии;
- Честь дороже жизни;
- Школа будущего;
- Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее;
- Мой родной город:
- Город – красавец на Волге стоит;
- Отечество люби не словами, а делами;
- Герои земли Ярославской;
- Помоги городу стать чище;
- Ярославль глазами художников;
- Песни и стихи о Ярославле;
- Древний город, устремленный в будущее;
- Прогулка по улицам любимого города;
- Ярославль – столица Золотого кольца России.
Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы, поэтому, повышение педагогической, семейной культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников. Формами работы могут быть: совместное мероприятие, тематическое родительское собрание, родительский лекторий, семейная гостиная, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум для родителей и др.
Возможная тематика мероприятий с родителями:
- Атмосфера семьи как фактор формирования личности ребёнка;
- Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции;
- Эстетическое воспитание ребёнка;
- Родительский авторитет: истинный и ложный;
- Безразличие - бич современности;
- О гражданской позиции старшеклассника.
Основными формами работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся могут быть: классный час, викторина, беседа, рассказ, вечер-встреча, выставка, тест-игра, беседа-совет, урок толерантности, игра-путешествие, историческая экскурсия, фестиваль, концерты, смотр-конкурс и др.
В контексте современного образовательного пространства нами составлена и разработана тематика классных часов по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников:
5 класс:
- Самая нужная наука;
- Чему учат уроки этики;
- По ступенькам нравственности к счастью;
- Что я делаю для других?;
- Кто не работает, к тому удача не приходит (труд школьника);
- Кто такой хороший человек;
- Планета этикета;
- Нравственная культура общения;
- Береги здоровье смолоду (воспитай себя, укрепи свое здоровье);
- Глупа та птица, которой гнездо своё немило;
- Размышление о себе (итоговое).
6 класс:
- Азбука делового человека;
- Мое настроение и темперамент;
- Добро и зло - вечное противостояние;
- Что такое честность;
- Мы разные, но мы вместе (Урок толерантности);
- Путешествие по стране здоровья (ЗОЖ);
- Семья - главная ценность в жизни;
- Азбука профессий;
- Растем патриотами России.
Таким образом, эффективность духовно-нравственного воспитания школьников обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания и образования, включающей современные методы и формы обучения, взаимодействию школы, семьи и внешкольных учреждений, что позволяет вырастить компетентных граждан России.
Библиографический список
- Духовно-нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. [Текст] - М.: Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральный Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
- Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. [Текст] – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст] – М. 2012.