Духовно-нравственное воспитание школьников как условие развития личности гражданина России

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Патриотическое воспитание


Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте общего образования (ФГОС) определены результаты воспитания школьников: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, трудолюбие, умение общаться, чувство ответственности за свои поступки и здоровый образ жизни, толерантность и многое другое.[4]

Методологической основой разработки и реализации Стандарта второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников, определяющая цели и задачи по формированию подрастающей личности: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.[2]

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. [1]

Духовность и нравственность - это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). Если обратиться к определениям, то

  • Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение, поступки человека;
  • Духовность – внутренний, психический мир человека, его сознание, стремление к внутреннему совершенствованию;
  • Воспитание - систематическое воздействие на развитие ребенка [3].

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание происходит в сфере образования: пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Базовые духовно-нравственные ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную внешкольную и общественно-полезную деятельность детей. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации, что позволит вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, с учетом возрастных особенностей через учебный и воспитательный процесс.

Современный образовательный подход требует создания емкой концептуальной системы учебно-воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогики, методики преподавания, социологии, культуры и др. И эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, методов для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.

Цель воспитательной работы, которую мы ставим для реализации национальных задач: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.

Для достижения цели, предполагается решение следующих задач:

  1. Через систему тематических уроков, классных бесед, мероприятий, - формирование нравственных качеств школьников: милосердия, искренности, чести, достоинства, ответственности;
  2. Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям народов;  
  3. Через изучение государственных законов, прав и обязанностей граждан России – формирование правовой культуры, готовности к сознательному и добровольному служению своей Родине;
  4. Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными профессиями – воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций, стремление к воинской службе.

Формирование духовно-нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию, с учетом возрастных особенностей.

В рамках личностно-ориентированного обучения нами используется метод проектов, где основа - самостоятельная деятельность учащихся, предполагающая использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат.

Участие в проектной деятельности способствует формированию информационной компетентности школьников, согласованию метапредметных связей; повышению самооценки и мотивации к обучению; развитию коммуникативных навыков, выработке активной жизненной позиции, практическому применению полученных знаний и опыта; приобщению родителей к совместному сотрудничеству.

Некоторые темы проектов, используемые нами:

  1. Моя семья:
    1. Все профессии нужны, все профессии важны;
    2. Моя родословная;
    3. Наш семейный альбом;
    4. Традиции и любимые праздники моей семьи;
    5. Чтоб к внукам шла связующая нить;
    6. Зверье мое;
  2. Моя школа:
    1. Ими гордится школа;
    2. Школьные династии;
    3. Честь дороже жизни;
    4. Школа будущего;
    5. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее;
  3. Мой родной город:
    1. Город – красавец на Волге стоит;
    2. Отечество люби не словами, а делами;
    3. Герои земли Ярославской;
    4. Помоги городу стать чище;
    5. Ярославль глазами художников;
    6. Песни и стихи о Ярославле;
    7. Древний город, устремленный в будущее;
    8. Прогулка по улицам любимого города;
    9. Ярославль – столица Золотого кольца России.

Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы, поэтому, повышение педагогической, семейной культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников. Формами работы могут быть: совместное мероприятие, тематическое родительское собрание, родительский лекторий, семейная гостиная, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум для родителей и др.

Возможная тематика мероприятий с родителями:

  1. Атмосфера семьи как фактор формирования личности ребёнка;
  2. Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции;
  3. Эстетическое воспитание ребёнка;
  4. Родительский авторитет: истинный и ложный;
  5. Безразличие - бич современности;
  6. О гражданской позиции старшеклассника.

Основными формами работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся могут быть: классный час, викторина, беседа, рассказ, вечер-встреча, выставка, тест-игра, беседа-совет, урок толерантности, игра-путешествие, историческая экскурсия, фестиваль, концерты, смотр-конкурс и др.

В контексте современного образовательного пространства нами составлена и разработана тематика классных часов по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников:

5 класс:

  • Самая нужная наука;
  • Чему учат уроки этики;
  • По ступенькам нравственности к счастью;
  • Что я делаю для других?;
  • Кто не работает, к тому удача не приходит (труд школьника);
  • Кто такой хороший человек;
  • Планета этикета;
  • Нравственная культура общения;
  • Береги здоровье смолоду (воспитай себя, укрепи свое здоровье);
  • Глупа та птица, которой гнездо своё немило;
  • Размышление о себе (итоговое).

6 класс:

  • Азбука делового человека;
  • Мое настроение и темперамент;
  • Добро и зло - вечное противостояние;
  • Что такое честность;
  • Мы разные, но мы вместе (Урок толерантности);
  • Путешествие по стране здоровья (ЗОЖ);
  • Семья - главная ценность в жизни;
  • Азбука профессий;
  • Растем патриотами России.

Таким образом, эффективность духовно-нравственного воспитания школьников обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания и образования, включающей современные методы и формы обучения, взаимодействию школы, семьи и внешкольных учреждений, что позволяет вырастить компетентных граждан России.

Библиографический список

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. [Текст] - М.: Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральный Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
  3. Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. [Текст] – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
  4.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст] – М. 2012.