Создание художественного образа натюрморта графическими средствами как один из способов развития мышления и творческих способностей учащихся на уроках рисунка

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (13 МБ)


Название урока: «Зарисовка чучела птицы»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок творчества.

Цель: формирование первичных навыков тонального рисунка через выполнение натюрморта графическими средствами (углем и соусом).

Задачи:

  • Закрепление у учащихся теоретических знаний по теме «Хроматические» и «Ахроматические» цвета.
  • Закрепление учащимися знаний о натюрморте.
  • Развитие умений учащихся композиционно грамотно располагать изображение на листе.
  • Формирование у учащихся первичных навыков работы силуэтом.
  • Освоение учащимися приемов работы мягким материалом (углем и соусом) на вертикальной поверхности.

Структура урока:

  • Организационный момент – 2 мин.
  • Закрепление пройденного материала – 3 мин.
  • Знакомство с темой урока – 1 мин.
  • Изучение нового материала – 19 мин.
  • Практическое выполнение задания – 60 мин.
  • Просмотр работ – 2 мин.
  • Подведение итогов– 3 мин.

Содержание урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Выявление знаний по теме: «Хроматические» и «Ахроматические» цвета.
  3. Знакомство с темой урока.
  4. Рассказ о графике, сопровождающийся слайдами.
  5. Выполнение учащимися практических заданий.
  6. Подведение итогов.

Методы и приемы:

  • наглядно-зрительный;
  • словесный;
  • проблемно-поисковый;
  • сравнения и ассоциаций;
  • диалога;
  • поэтапных открытий;
  • перспективы и ретроспективы;
  • практический.

Оборудование преподавателя:

  • ноутбук;
  • наглядные пособия –образцы выполнения работ мягкими материалами.
  • мольберт, мягкий материал, лист формата А 3, скотч.

Используемые технические средства:

  • ноутбук.

Ход урока

Орг. Момент

  • Урок начинается с приветствия.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Рефлексия содержания учебного материала (Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала).

Преподаватель: Мы с вами уже знакомились с цветовым кругом и знаем, что цвета делятся на бесцветные и цветные.

Посмотрите представленные на мониторе два ряда цветов, и скажите, как называются черный, серый и белые цвета?

Учащиеся: это ахроматические цвета или бесцветные.

Преподаватель: а как называется цвета, представленные в другом ряду? (преподаватель показывает на экран монитора).

Учащиеся: хроматические цвета, они имеют цвет.

Преподаватель: Молодцы!

Посмотрите, пожалуйста, ребята, вокруг себя. Мы с вами находимся в мастерской, где учащиеся выполняют натюрморты по живописи и рисунку.

Преподаватель: - Напомните мне, пожалуйста, что называется натюрмортом?

Учащиеся: Натюрморт, это жанр живописи, посвященный изображению неживых предметов.

Преподаватель: Покажите, какие натюрморты в мастерской, по вашему мнению, поставлены в хроматическом и ахроматическом сочетании?

Учащиеся: дети смотрят вокруг себя и показывают:

  • на натюрморты в черно-белом исполнении, и говорят, что такие натюрморты называются ахроматическими;
  • на натюрморты в цветном исполнении, и говорят, что такие натюрморты называются хроматическими.

Преподаватель: А теперь, ребята, обратите внимание на экран монитора. Здесь представлены натюрморты художников разных времен.

Учащиеся рассматривают репродукции картин Т.Афонина. «Вербы», Виллема Кальфа «Натюрморт с китайской супницей», Ван Гога «Подсолнух», «Четыре увядающих подсолнуха», Г.В.Федорова «Натюрморт с самоваром».

Диалог

Преподаватель: Мы с вами рассмотрели репродукции картин мастеров, одни из них выполнены красками, а другие графическими материалами. Причем, мы с вами знаем, что работы, которые выполнены красками, называются…

Учащиеся: Живописью.

Преподаватель: А работы, выполненные графическими материалами….

Учащиеся: Графикой.

Преподаватель: При работе в графике используют «тон», «линию», «штрих», «пятно».

Преподаватель на примерах репродукций картин разбирает, где автор работы использовал «тон», «линию», «штрих», «пятно». Одновременно он обращает внимание детей, что в мастерской представлены работы учащихся, где ребята также применили «тон», «линию», «штрих» и «пятно».

Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что предметы, выставленные в натюрмортах разные по насыщенности, одни темнее, другие светлее относительно друг друга.

Преподаватель: Ребята, давайте попробуем разобрать от самого светлого, до самого темного натюрморт, который стоит в мастерской. Как вы думаете, что будет на первом месте, а что на втором и почему?

Ведется коллективное обсуждение, в котором учащиеся приходят к единому мнению: крынка, затем яблоко.

Преподаватель: Ну и теперь, я думаю, что вы уже догадались, подскажите мне, что сегодня мы будем выполнять, учащиеся отвечают - «Натюрморт».

Преподаватель: Вы правы, но вот какой, я сама пока не знаю. Вы найдете ответ, если посмотрите на экран монитора и перечислите, какие предметы входят в представленный натюрморт.

Учащиеся: перечисляют предметы, которые присутствуют в натюрморте, среди которых есть чучела птиц.

Преподаватель: Вы видите, в натюрморте могут быть представлены любые предметы, поэтому в нашей постановке тоже будет присутствовать, как Вы думаете, что?

Коллективное обсуждение

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос, приводят доводы и объяснения. В результате приходят к выводу, что это будет - чучело птицы.

Преподаватель: Вы правы, и вот теперь, как вы уже догадались, мы можем назвать тему нашего урока - учащиеся вместе читают,

«Натюрморт с чучелом птицы»

Таким образом, учащиеся, а не преподаватель (роль преподавателя не должна быть видна) делают вывод, что тема урока – Натюрморт с чучелом птицы.

Преподаватель: Ребята, давайте попробуем разобрать от самого светлого, до самого темного.

Натюрморт «В гостях у бабушки». Как вы думаете, что будет на первом месте? Какой предмет светлее, а какой из них темнее?

Учащимися ведется совместный поиск правильных ответов, на поставленные преподавателем вопросы.

После полученных от учащихся ответов, преподаватель вкратце повторяет их рассуждения, и акцентирует внимание детей на том, что, когда мы приступаем к работе с натуры, необходимо вначале определить:

  • Какой предмет темнее, а какой светлее; для определения тона следует смотреть, немного прищуриваясь, как будто сквозь реснички.
  • Рисуя, постоянно сравнивать предметы между собой, а также анализировать тональные отношения предметов между собой.
  • Анализ тоновых отношений начинается с определения самого светлого и самого тёмного предмета в натюрморте, а далее сравниваем предметы близкие по тону.

Преподаватель просит учащихся подойти к нему, и показывает этапы работы мягким материалом:

  • углем и сангиной мы работаем от пятна, набираем тон, как в полосе с ахроматическими цветами;
  • соусом мы работаем как по-сырому, так и от «пятна».

Учащиеся: смотрят показ преподавателя работы мягким материалом от «пятна».

Преподаватель: обратите внимание, что каждый предмет состоит из геометрических тел. Ответьте, из каких тел состоит представленное в натюрморте чучело птицы.

Учащиеся: показывают на чучело и рассказывают из каких тел оно состоит.

Преподаватель: Ребята, давайте попробуем вместе разобраться, какую задачу вам предстоит решить в натюрморте?

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и после коллективного обсуждения приходят к выводу, что это будет задача – проанализировать натюрморт от самого темного до самого светлого и выполнить его тоном.

Практическая работа

Приложение 3

Преподаватель: ну а теперь, я предлагаю вам приступить к работе, только не забудьте, что в начале мы набираем тон углем, с помощью ладони.

Преподаватель напоминает ход работы мягким материалом:
  • выбираем формат листа;
  • намечаем всю композицию в листе;
  • набираем углем натюрморт «силуэтом»;
  • выделяем главные предметы в натюрморте «соусом»;
  • передаем в предметах «собственную» и «падающие» тени.

Преподаватель еще раз обращает внимание учащихся на то, что, когда мы приступаем к работе с натуры, необходимо вначале определить, какой предмет темнее, а какой светлее.

Делает еще раз акцент на поставленные перед учащимися задачи:

  • Правильно выбрать формат листа - вертикальный или горизонтальный.
  • Определить композиционный центр и равновесие в формате.
  • Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата.
  • Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте. Работу мы будем выполнять в технике «графика» мягким материалом – соусом, сангиной, углем.

Самостоятельная работа

  • Учащимися выполняется самостоятельная работа.

Выставка работ

Анализ работ учащихся.

В конце занятия проводим мини-выставку работ учащихся. Преподаватель акцентирует внимание учащихся на том, что наше время работы над созданием натюрморта, к сожалению, подошло к концу. Единственное, что нам осталось, это только подвести итоги. Педагог предлагает учащимся развесить свои работы на мольбертах с помощью двухстороннего скотча.

Заключение

Преподаватель обращает внимание детей на то, какие у всех получились интересные и разные натюрморты с чучелом птицы. Это произошло потому, что каждый из вас включил в свой натюрморт разный по цвету мягкий материал. Натюрморты у всех получились абсолютно разные. Как разные и все мы с вами!

Преподаватель: Ребята, сделайте пожалуйста вывод, как вести работу тоном?

После обсуждения учащиеся (допускается небольшая помощь преподавателя) приходят к выводу:

  • во-первых, работа в тоне ведётся над всем натюрмортом одновременно, сравниваются теневые стороны предметов, и определяется, насколько теневая сторона одного предмета светлее теневой стороны другого;
  • во-вторых, предметы в постановке не должны сливаться с фоном и не должны выделяться слишком резко, то есть, предметы должны «читаться»;
  • в-третьих, работа в тоне может вестись как от тёмных предметов к светлым, так и наоборот.

Преподаватель: - Теперь мы с вами знаем, насколько важно найти правильные тоновые отношения между предметами и фоном.

Подведение итогов урока

Рефлексия в конце урока. Приложение 2

В конце урока подводятся его итоги, происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

Преподаватель: - Прежде чем закончить урок, я попрошу Вас посмотреть на экран. На нем Вы видите незаконченные предложения. Выберете одно предложение и продолжите фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задание…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…

Домашнее задание

Преподаватель предлагает учащимся:

  • Дома поискать репродукции изображений натюрморта с чучелом птицы.
  • Присмотреться к вещам, которые окружают нас вокруг.
  • Попробовать по желанию, составить из них натюрморт и нарисовать его.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроке мягкого материала позволяет говорить о развитии креативности, логического мышления и творческих способностей, учащихся на уроках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету рисунок. Приложение.