Название урока: «Зарисовка чучела птицы»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок творчества.
Цель: формирование первичных навыков тонального рисунка через выполнение натюрморта графическими средствами (углем и соусом).
Задачи:
- Закрепление у учащихся теоретических знаний по теме «Хроматические» и «Ахроматические» цвета.
- Закрепление учащимися знаний о натюрморте.
- Развитие умений учащихся композиционно грамотно располагать изображение на листе.
- Формирование у учащихся первичных навыков работы силуэтом.
- Освоение учащимися приемов работы мягким материалом (углем и соусом) на вертикальной поверхности.
Структура урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Закрепление пройденного материала – 3 мин.
- Знакомство с темой урока – 1 мин.
- Изучение нового материала – 19 мин.
- Практическое выполнение задания – 60 мин.
- Просмотр работ – 2 мин.
- Подведение итогов– 3 мин.
Содержание урока:
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Выявление знаний по теме: «Хроматические» и «Ахроматические» цвета.
- Знакомство с темой урока.
- Рассказ о графике, сопровождающийся слайдами.
- Выполнение учащимися практических заданий.
- Подведение итогов.
Методы и приемы:
- наглядно-зрительный;
- словесный;
- проблемно-поисковый;
- сравнения и ассоциаций;
- диалога;
- поэтапных открытий;
- перспективы и ретроспективы;
- практический.
Оборудование преподавателя:
- ноутбук;
- наглядные пособия –образцы выполнения работ мягкими материалами.
- мольберт, мягкий материал, лист формата А 3, скотч.
Используемые технические средства:
- ноутбук.
Ход урока
Орг. Момент
- Урок начинается с приветствия.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята!
Рефлексия содержания учебного материала (Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала).
Преподаватель: Мы с вами уже знакомились с цветовым кругом и знаем, что цвета делятся на бесцветные и цветные.
Посмотрите представленные на мониторе два ряда цветов, и скажите, как называются черный, серый и белые цвета?
Учащиеся: это ахроматические цвета или бесцветные.
Преподаватель: а как называется цвета, представленные в другом ряду? (преподаватель показывает на экран монитора).
Учащиеся: хроматические цвета, они имеют цвет.
Преподаватель: Молодцы!
Посмотрите, пожалуйста, ребята, вокруг себя. Мы с вами находимся в мастерской, где учащиеся выполняют натюрморты по живописи и рисунку.
Преподаватель: - Напомните мне, пожалуйста, что называется натюрмортом?
Учащиеся: Натюрморт, это жанр живописи, посвященный изображению неживых предметов.
Преподаватель: Покажите, какие натюрморты в мастерской, по вашему мнению, поставлены в хроматическом и ахроматическом сочетании?
Учащиеся: дети смотрят вокруг себя и показывают:
- на натюрморты в черно-белом исполнении, и говорят, что такие натюрморты называются ахроматическими;
- на натюрморты в цветном исполнении, и говорят, что такие натюрморты называются хроматическими.
Преподаватель: А теперь, ребята, обратите внимание на экран монитора. Здесь представлены натюрморты художников разных времен.
Учащиеся рассматривают репродукции картин Т.Афонина. «Вербы», Виллема Кальфа «Натюрморт с китайской супницей», Ван Гога «Подсолнух», «Четыре увядающих подсолнуха», Г.В.Федорова «Натюрморт с самоваром».
Диалог
Преподаватель: Мы с вами рассмотрели репродукции картин мастеров, одни из них выполнены красками, а другие графическими материалами. Причем, мы с вами знаем, что работы, которые выполнены красками, называются…
Учащиеся: Живописью.
Преподаватель: А работы, выполненные графическими материалами….
Учащиеся: Графикой.
Преподаватель: При работе в графике используют «тон», «линию», «штрих», «пятно».
Преподаватель на примерах репродукций картин разбирает, где автор работы использовал «тон», «линию», «штрих», «пятно». Одновременно он обращает внимание детей, что в мастерской представлены работы учащихся, где ребята также применили «тон», «линию», «штрих» и «пятно».
Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что предметы, выставленные в натюрмортах разные по насыщенности, одни темнее, другие светлее относительно друг друга.
Преподаватель: Ребята, давайте попробуем разобрать от самого светлого, до самого темного натюрморт, который стоит в мастерской. Как вы думаете, что будет на первом месте, а что на втором и почему?
Ведется коллективное обсуждение, в котором учащиеся приходят к единому мнению: крынка, затем яблоко.
Преподаватель: Ну и теперь, я думаю, что вы уже догадались, подскажите мне, что сегодня мы будем выполнять, учащиеся отвечают - «Натюрморт».
Преподаватель: Вы правы, но вот какой, я сама пока не знаю. Вы найдете ответ, если посмотрите на экран монитора и перечислите, какие предметы входят в представленный натюрморт.
Учащиеся: перечисляют предметы, которые присутствуют в натюрморте, среди которых есть чучела птиц.
Преподаватель: Вы видите, в натюрморте могут быть представлены любые предметы, поэтому в нашей постановке тоже будет присутствовать, как Вы думаете, что?
Коллективное обсуждение
Учащиеся обсуждают поставленный вопрос, приводят доводы и объяснения. В результате приходят к выводу, что это будет - чучело птицы.
Преподаватель: Вы правы, и вот теперь, как вы уже догадались, мы можем назвать тему нашего урока - учащиеся вместе читают,
«Натюрморт с чучелом птицы»
Таким образом, учащиеся, а не преподаватель (роль преподавателя не должна быть видна) делают вывод, что тема урока – Натюрморт с чучелом птицы.
Преподаватель: Ребята, давайте попробуем разобрать от самого светлого, до самого темного.
Натюрморт «В гостях у бабушки». Как вы думаете, что будет на первом месте? Какой предмет светлее, а какой из них темнее?
Учащимися ведется совместный поиск правильных ответов, на поставленные преподавателем вопросы.
После полученных от учащихся ответов, преподаватель вкратце повторяет их рассуждения, и акцентирует внимание детей на том, что, когда мы приступаем к работе с натуры, необходимо вначале определить:
- Какой предмет темнее, а какой светлее; для определения тона следует смотреть, немного прищуриваясь, как будто сквозь реснички.
- Рисуя, постоянно сравнивать предметы между собой, а также анализировать тональные отношения предметов между собой.
- Анализ тоновых отношений начинается с определения самого светлого и самого тёмного предмета в натюрморте, а далее сравниваем предметы близкие по тону.
Преподаватель просит учащихся подойти к нему, и показывает этапы работы мягким материалом:
- углем и сангиной мы работаем от пятна, набираем тон, как в полосе с ахроматическими цветами;
- соусом мы работаем как по-сырому, так и от «пятна».
Учащиеся: смотрят показ преподавателя работы мягким материалом от «пятна».
Преподаватель: обратите внимание, что каждый предмет состоит из геометрических тел. Ответьте, из каких тел состоит представленное в натюрморте чучело птицы.
Учащиеся: показывают на чучело и рассказывают из каких тел оно состоит.
Преподаватель: Ребята, давайте попробуем вместе разобраться, какую задачу вам предстоит решить в натюрморте?
Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и после коллективного обсуждения приходят к выводу, что это будет задача – проанализировать натюрморт от самого темного до самого светлого и выполнить его тоном.
Практическая работа
Преподаватель: ну а теперь, я предлагаю вам приступить к работе, только не забудьте, что в начале мы набираем тон углем, с помощью ладони.
Преподаватель напоминает ход работы мягким материалом:- выбираем формат листа;
- намечаем всю композицию в листе;
- набираем углем натюрморт «силуэтом»;
- выделяем главные предметы в натюрморте «соусом»;
- передаем в предметах «собственную» и «падающие» тени.
Преподаватель еще раз обращает внимание учащихся на то, что, когда мы приступаем к работе с натуры, необходимо вначале определить, какой предмет темнее, а какой светлее.
Делает еще раз акцент на поставленные перед учащимися задачи:
- Правильно выбрать формат листа - вертикальный или горизонтальный.
- Определить композиционный центр и равновесие в формате.
- Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата.
- Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте. Работу мы будем выполнять в технике «графика» мягким материалом – соусом, сангиной, углем.
Самостоятельная работа
- Учащимися выполняется самостоятельная работа.
Выставка работ
Анализ работ учащихся.
В конце занятия проводим мини-выставку работ учащихся. Преподаватель акцентирует внимание учащихся на том, что наше время работы над созданием натюрморта, к сожалению, подошло к концу. Единственное, что нам осталось, это только подвести итоги. Педагог предлагает учащимся развесить свои работы на мольбертах с помощью двухстороннего скотча.
Заключение
Преподаватель обращает внимание детей на то, какие у всех получились интересные и разные натюрморты с чучелом птицы. Это произошло потому, что каждый из вас включил в свой натюрморт разный по цвету мягкий материал. Натюрморты у всех получились абсолютно разные. Как разные и все мы с вами!
Преподаватель: Ребята, сделайте пожалуйста вывод, как вести работу тоном?
После обсуждения учащиеся (допускается небольшая помощь преподавателя) приходят к выводу:
- во-первых, работа в тоне ведётся над всем натюрмортом одновременно, сравниваются теневые стороны предметов, и определяется, насколько теневая сторона одного предмета светлее теневой стороны другого;
- во-вторых, предметы в постановке не должны сливаться с фоном и не должны выделяться слишком резко, то есть, предметы должны «читаться»;
- в-третьих, работа в тоне может вестись как от тёмных предметов к светлым, так и наоборот.
Преподаватель: - Теперь мы с вами знаем, насколько важно найти правильные тоновые отношения между предметами и фоном.
Подведение итогов урока
Рефлексия в конце урока. Приложение 2
В конце урока подводятся его итоги, происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.
Преподаватель: - Прежде чем закончить урок, я попрошу Вас посмотреть на экран. На нем Вы видите незаконченные предложения. Выберете одно предложение и продолжите фразу:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задание…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
Домашнее задание
Преподаватель предлагает учащимся:
- Дома поискать репродукции изображений натюрморта с чучелом птицы.
- Присмотреться к вещам, которые окружают нас вокруг.
- Попробовать по желанию, составить из них натюрморт и нарисовать его.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроке мягкого материала позволяет говорить о развитии креативности, логического мышления и творческих способностей, учащихся на уроках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету рисунок. Приложение.