Мы не успеваем за новыми терминами, входящими в обиход в образовательной отрасли. Только разобрались с компетенциями - хлоп! - метапредметность. А следом подтянулась и конвергентность. Исполнительные от природы, мы подхватываем новые слова и начинаем лихо использовать, порой не совсем понимая их смысл. Используем, наивно полагая, что осовремениваем профессиональный тезаурус (кстати, тоже слово из новых). Но это вряд ли... Мы только запутываемся сами и запутываем коллег.
Конвергентное образование. Последние пару-тройку лет это словосочетание с легкой руки президента НИЦ «Курчатовский институт» М.В.Ковальчука упорно проникает в профессиональную среду. Что это такое?
Географам знакомо понятие «зона антарктической конвергенции»... Для негеографов поясню: это ломаная линия вокруг Антарктиды на некотором расстоянии от побережья, где относительно более холодные антарктические воды смешиваются с более теплыми умеренными. Пока все несложно? Идем далее. Более холодные антарктические воды тяжелее, и они опускаются ниже более теплых. Таким образом, изначально разнородные (разнотемпературные, имеющие разную соленость, мутность и т. д.) водные массы сближаются (конвергенция и переводится как «сближение») и перемешиваются, а следовательно, насыщаются кислородом. Таким образом, создается уникальная среда для распространения и увеличения количества планктона. А где планктон, там и рыба, и морские млекопитающие. К примеру, киты. То есть при сближении и смешивании разнородных водных масс возникают уникальные условия для развития жизни.
Ученые древности в большинстве своем были энциклопедистами. Вспомните: Эратосфен, Архимед, Аристотель (да простят мне математики именно такую последовательность). Сложно определить их специализацию, как правило, они занимались самыми разнообразными науками, потому что знаний в целом было накоплено сравнительно немного и одного острого ума было достаточно, для того чтобы освоить их (ну почти) в полном объеме.
А далее в науке сначала наметилась, а потом и произошла специализация, и довольно узкая. Знания накапливались, и ученые постепенно становились узкоспециализированными физиками, химиками, историками или географами... А потом и в рамках одной науки стало тесновато: началось разделение, к примеру, географии на геоморфологию, климатологию и т. д. По сути, география перестала быть наукой, а превратилась в семью, древо наук. И весьма ветвистое. То же произошло с физикой, биологией и другими науками.
На грани ХХ и XXI веков сложилась ситуация, когда открыть что-то новое в пределах одной науки сложно: ресурс узкой специализации исчерпан. Почти все современные открытия совершаются на стыке наук: в биофизике, биохимии, астрофизике и так далее. Потому что, как при смешении разнородных вод, на стыке наук происходит перемешивание, и возникают самые неожиданные области взаимодействия. И вот это самое сближение наук и взаимодействие подчас очень разных дисциплин, относящихся абсолютно, казалось бы, к разным областям знаний (нейролингвистика, например), и получило название «конвергентность». Это, увы, более сложное понятие, чем межпредметность или метапредметность.
Межпредметность - это область пересечения двух или более школьных предметов (далее - просто предметов).
Метапредметное обучение (в узком смысле) - обучение и развитие общих, надпредметных компетенций на предметном или межпредметном материале. В широком смысле это попытка объяснить мир системно, непредметно.
Эти два понятия могут тесно переплетаться и взаимодополняться. К примеру, устанавливать межпредметные связи можно через метапредметные понятия «пульс», «конфликт», «знак», «процесс» и т. д., разбирая их значение через призму разных предметов. Понятия, раскрывающиеся в разных предметах по-разному, дают прекрасную возможность для увязывания разных областей знаний, границы которых в реальности абсолютно размыты, а параллельно для развития образного и логического мышления.
А конвергентность в широком смысле - это подход междисциплинарный. Конвергентное образование - тот вариант образования, в котором мы не просто устанавливаем межпредметные связи и развиваем метапредметные компетенции, а еще и ищем подход к одному предмету через другой. И обучаем комплексно, через проектирование.
Географам, смею предположить, это знакомо более чем другим коллегам: мы всю жизнь учим математике через географию (масштабы в курсе географии изучаются раньше, чем на уроках математики), физике через географию (со многими явлениями и их природой на географии мы знакомимся задолго до начала изучения физики). То же и с биологией, и с историей, и с прочими предметами.
Таким образом, та же география, попадая в зону интересов (а значит, и мотивации к изучению) ребенка, может при правильном построении курса обучить (или помочь обучить) физике. Математика - обучать лингвистике. Литература - географии. Рисование - помочь понять математику. А главное - такой подход предоставляет возможность создавать в представлениях ребенка, не побоюсь этого слова, эскиз картины мира, модели картины мира, параллельно развивая мышление - логическое, образное, пространственное, системное...
В нашей стране Москва, как и положено столице, первой сделала важные шаги в направлении поиска подходов к конвергентному обучению. Курчатовский проект, медицинские классы, инженерные классы… Наша школа также является участником этих проектов. Результатом явились следующие проекты:
Например, научно-исследовательский проект «Полиморфное превращение олова. «Оловянная чума», выполненный учениками 10 «А» класса Джуринским Сергеем и Кудрявцевой Ольгой на базе Курчатовской лаборатории, в ходе которого были исследованы условия полиморфного перехода (распада олова из твёрдого состояния в порошок), объединил в себе знания по многим предметам, таким как физика, химия, география и история. Ученики изучали различного рода литературу, как об оловянной чуме в частности, так и об истории России, химических реакциях и физических явлениях в целом. Также учащиеся проводили практические исследования с помощью различного специального оборудования, такого как, например, рентгеновский дифрактометр. Проект был представлен на двух городских конференциях: «Наука для жизни» и «Курчатовский проект. От знаний к практике, от практики к результату.»
Другая работа: «Где «растет «сахар»? Выявление экспериментальным путем зависимости количества сахара в сахарной свёкле от географических условий» соединяет в себе географию, биологию, химию. Данный проект состоялся только благодаря тесному сотрудничеству с кафедрой растениеводства и луговых систем Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А.Тимирязева. Работа заняла призовое место в городских и международных конкурсах.
Только что была закончена работа по исследованию влияния географического положения на структуру песка, где ребята изучали около 20 видов образцов песка. Даное исследование было высоко оценено членами жюри на конкурсе «Знания для жизни».
Ещё много можно перечислять направлений в исследованиях моих учеников.
Хотелось бы добавить о том, что всё же мы готовим ребенка к жизни, так сказать учим «знаниям для жизни», поэтому важность конвергентного подхода в преподавании географии очевидна.
Ключевой вопрос всенародно любимой игры, зафиксированный в заглавной песне, звучит так: «Мы начинаем КВН. Для кого? Для чего?» Зачем вся эта история с конвергентным подходом и прочими премудростями? Мир стремительно меняется. По данным многочисленных экспертов (среди которых, к примеру, Агентство стратегических инициатив), к 2030 году могут исчезнуть 57 однозначно востребованных сегодня профессий. Более 180 других займут их место. В их числе ГМО-агрономы, архитекторы живых систем, киберпротезисты, программисты виртуальных миров. Как разработать единый подход к обучению профессионалов будущего? Кто подготовит тех, кто всего через несколько лет займет основные профессиональные ниши? Тот, кто способен мыслить проектно, междисциплинарно, может легко переучиваться и - главное! - учиться всю жизнь и не бояться искать и добиваться результата на стыке наук. Для этого и нужно конвергентное обучение.
Кстати, и в этом тоже заключается смысл конвергентного подхода. За каждым словом, за каждым проектом стоит конкретный результат, выраженный в выпускнике.