План-конспект урока литературного чтения по теме "К.Паустовский "Барсучий нос". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:
  • познакомить с новым разделом, с произведением К.Паустовского «Барсучий нос», обеспечить целостное восприятие и понимание текста;
  • искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием;
  • объяснять значение слов;
  • развивать умения определять главную мысль произведения, высказывать своё мнение, слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный и читательский интерес;
  • воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: прогнозировать содержание раздела, осмысленно читать, осуществлять поиск необходимой информации в книге; осознанно и произвольно строить высказывание.
  • Метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов; планировать учебное сотрудничество; сотрудничать в поиске и сборе информации; прогнозировать на основе работы с материалом.
  • Личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общениях.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

2. Работа по теме урока

А) Знакомство с новым разделом.

- Ребята, откройте учебник на с.96 и прочитайте название раздела.

- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

- Какие понятия мы будем изучать в этом разделе?

- Чему мы будем учиться?

Диалог Ани и Вани.

- Что любит Аня? Откуда она это узнаёт?

- Что любит читать Ваня?

Журналы и газеты – это периодическая литература, т.к. издаётся периодами.

- Какую литературу они любят? (познавательную)

С.96-97 чтение сообщения профессора Самоварова.

1-й абзац.

- Из какой литературы мы узнаём познавательную информацию?

- Какой вопрос задаёт профессор? (Что мы узнаем, читая художественные рассказы)

Ваши предположения? Сравним их с ответом профессора.

С.96-97 чтение ответа.

Б) Работа над произведением Паустовского «Барсучий нос».

Чтение названия, прогнозирование содержания.

Сообщение о барсуке рассказывает заранее подготовленный ученик.

Ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела - 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.

Чтение 1-й части. По ходу чтения словарная работа.

  • Ворох – куча.
  • Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
  • Дёготь – тёмный смолистый жидкий продукт.
  • Леска - специально обработанная капроновая нить.
  • Плотва - рыба семейства карповых.

- В какое время года происходят события?

- С чем автор сравнивает воду в озере?

- Какую рыбу ловили рыбаки?

- Как описывает автор рыбу?

- Как описывает звёзды?

- Какие литературные приёмы использует автор в этом отрывке?

- Как можно озаглавить этот отрывок? (Осенняя рыбалка)

- Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

- Как отдыхающие у костра люди обнаружили присутствие какого-то зверя?

- Почему барсук прибежал к костру?

- Как можно озаглавить этот отрывок? (Неизвестный зверь)

- От чьёго имени ведётся повествование? (От лица рассказчика)

- Кем является рассказчик – повествователем или участником событий?

Чтение 2-й части. По ходу чтения словарная работа.

  • Пудовая щука – 16-ти килограммовая.
  • Смятение – паническая растерянность, тревога.
  • Всполошились - встревожились.
  • Фырканье – шумный воздух, выпускаемый из ноздрей.

- Какими словами автор характеризует мальчика?

- Что можно сказать о нём?

- Кто первым услышал фырканье зверя?

- Расскажите о барсуке.

- Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

- Как повели себя обитатели леса и реки.

- Как можно озаглавить этот отрывок? (Зверёк решил поужинать у людей)

* Чтение 3 части. По ходу чтения словарная работа.

  • Мшары – сухие болота.
  • Ворковали – издавали однообразные звуки.
  • Вереск – вечнозелёный кустарничек, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Придумайте самостоятельно вопросы к этой части.

- Как мы можем её озаглавить? (Барсук лечит свой нос)

- Кто первый увидел, как барсук лечит свой нос?

- Из каких строк видно, что ему очень больно?

- Почему автор узнал барсука?

- Что вы можете сказать об авторе этого рассказа? (Встреча через год)

Знакомство с биографией писателя. Рассказывает учитель.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

3. Подведение итогов урока

Какова главная мысль рассказа?

Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

4. Рефлексия

  • Меня удивило…
    Мне стало жалко…
    Мне не понравилось…
    Меня поразило…

Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени мальчика.