- познакомить с новым разделом, с произведением К.Паустовского «Барсучий нос», обеспечить целостное восприятие и понимание текста;
- искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием;
- объяснять значение слов;
- развивать умения определять главную мысль произведения, высказывать своё мнение, слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный и читательский интерес;
- воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
- Предметные: прогнозировать содержание раздела, осмысленно читать, осуществлять поиск необходимой информации в книге; осознанно и произвольно строить высказывание.
- Метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов; планировать учебное сотрудничество; сотрудничать в поиске и сборе информации; прогнозировать на основе работы с материалом.
- Личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общениях.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку
2. Работа по теме урока
А) Знакомство с новым разделом.
- Ребята, откройте учебник на с.96 и прочитайте название раздела.
- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?
- Какие понятия мы будем изучать в этом разделе?
- Чему мы будем учиться?
Диалог Ани и Вани.
- Что любит Аня? Откуда она это узнаёт?
- Что любит читать Ваня?
Журналы и газеты – это периодическая литература, т.к. издаётся периодами.
- Какую литературу они любят? (познавательную)
С.96-97 чтение сообщения профессора Самоварова.
1-й абзац.
- Из какой литературы мы узнаём познавательную информацию?
- Какой вопрос задаёт профессор? (Что мы узнаем, читая художественные рассказы)
Ваши предположения? Сравним их с ответом профессора.
С.96-97 чтение ответа.
Б) Работа над произведением Паустовского «Барсучий нос».
Чтение названия, прогнозирование содержания.
Сообщение о барсуке рассказывает заранее подготовленный ученик.
Ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела - 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.
Чтение 1-й части. По ходу чтения словарная работа.
- Ворох – куча.
- Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
- Дёготь – тёмный смолистый жидкий продукт.
- Леска - специально обработанная капроновая нить.
- Плотва - рыба семейства карповых.
- В какое время года происходят события?
- С чем автор сравнивает воду в озере?
- Какую рыбу ловили рыбаки?
- Как описывает автор рыбу?
- Как описывает звёзды?
- Какие литературные приёмы использует автор в этом отрывке?
- Как можно озаглавить этот отрывок? (Осенняя рыбалка)
- Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
- Как отдыхающие у костра люди обнаружили присутствие какого-то зверя?
- Почему барсук прибежал к костру?
- Как можно озаглавить этот отрывок? (Неизвестный зверь)
- От чьёго имени ведётся повествование? (От лица рассказчика)
- Кем является рассказчик – повествователем или участником событий?
Чтение 2-й части. По ходу чтения словарная работа.
- Пудовая щука – 16-ти килограммовая.
- Смятение – паническая растерянность, тревога.
- Всполошились - встревожились.
- Фырканье – шумный воздух, выпускаемый из ноздрей.
- Какими словами автор характеризует мальчика?
- Что можно сказать о нём?
- Кто первым услышал фырканье зверя?
- Расскажите о барсуке.
- Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.
- Как повели себя обитатели леса и реки.
- Как можно озаглавить этот отрывок? (Зверёк решил поужинать у людей)
* Чтение 3 части. По ходу чтения словарная работа.
- Мшары – сухие болота.
- Ворковали – издавали однообразные звуки.
- Вереск – вечнозелёный кустарничек, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.
Придумайте самостоятельно вопросы к этой части.
- Как мы можем её озаглавить? (Барсук лечит свой нос)
- Кто первый увидел, как барсук лечит свой нос?
- Из каких строк видно, что ему очень больно?
- Почему автор узнал барсука?
- Что вы можете сказать об авторе этого рассказа? (Встреча через год)
Знакомство с биографией писателя. Рассказывает учитель.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.
Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.
Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.
3. Подведение итогов урока
Какова главная мысль рассказа?
Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.
4. Рефлексия
- Меня удивило…
Мне стало жалко…
Мне не понравилось…
Меня поразило…
Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени мальчика.