Отличительной особенностью ФГОС НОО является реализация права каждого ребенка на полноценное образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья, с социально-педагогической запущенностью, показавшие недостаточный уровень учебных достижений нуждаются в особом педагогическом внимании и создании специальных образовательных условий.
Согласно Концепции развития инклюзивного образования, государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка. Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения полноценной социализации всех обучающихся, включенных в образовательный процесс, в том числе детей с ОВЗ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования» является региональным оператором по реализации инновационного проекта внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательные учреждения на территории области. Школа центра – особое образовательное пространство для оказания помощи и поддержки обучающимся, имеющим проблемы в развитии, низкую учебную мотивацию, повышенный уровень тревожности по отношению к результатам своей деятельности, трудности в обучении, поведении и адаптации, не проявляющим интереса к совместной деятельности, испытывающим затруднения в общении. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей. Для реализации учебного плана создается особо организованная среда, соответствующая детским потребностям, способностям и интересам, с обязательным учетом «зоны ближайшего развития». В данной системе обучения и воспитания правомерна динамичность применения и изменения учебных программ. В целях индивидуального дифференцированного подхода предусматривается деление групп на подгруппы, индивидуальное обучение. Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, но его структура и форма проведения меняются, в зависимости от психофизиологического состояния и возрастных особенностей обучающихся.
Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ, его социализации. В Законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации структуры и содержания общего образования определена ведущая цель обучения иностранному языку в школе – воспитание, развитие и образование учащихся на основе и в процессе практического овладения ими иноязычной речевой деятельностью. Указанная цель обучения иностранному языку раскрывается в единстве четырех ее компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. В современных условиях особое значение придается воспитательному и развивающему компоненту. Все основные подходы к обучению иностранному языку базируются на личностно-ориентированной парадигме – ребенок и его потребности должны быть поставлены в центр образовательной системы.
Программа по иностранному языку для детей с ОВЗ не предполагает сокращения тематических разделов, но учитель имеет право уменьшить объем изучаемой лексики, выбрать легко запоминающиеся конструкции по грамматике, подобрать упрощенные тексты. Для организации индивидуальной, парной и групповой работы на уроке используется разноуровневый, интересный по содержанию и личностно значимый для младших школьников раздаточный материал; карточки, дублирующие словесные инструкции учителя. Применение многовариативного дидактического материала позволяет многократно повторить изученное. Увеличивается количество иллюстративного материала: рисунки, схемы, модели, электронные презентации, развивающие игрушки, наборы тематических картинок, географические карты, настенные таблицы, ситуационные плакаты.
Личностно-ориентированный подход, ставящий возможности и способности, склонности и потребности личности ребенка в центр учебно-воспитательного процесса, может быть реализован на основе технологии интерактивного обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, исключается доминирование какого-либо участника. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
- обеспечивает необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общеучебные умения и навыки;
- обеспечивает решение воспитательных задач, учит работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания.
Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр. Игра, по выражению И.А. Зимней, является для маленьких учеников психологическим оправданием для перехода на новый язык. Игра содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, позволяет учитывать возрастные особенности учащихся. В рамках новой образовательной парадигмы важное место занимает мотивация к обучению. Игра выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению, формирования у детей устойчивого интереса к предмету, развития коммуникативных способностей. Занимательный материал позволяет ребенку почувствовать себя сообразительным и успешным.
Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности. Специфика игры заключается в том, что учебные задачи маскируются. Игра и игровые ситуации способствуют обогащению словарного запаса, приближая речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения. Кроме таких функций, как повышение интереса и мотивации к говорению на иностранном языке, использование в целях урока непроизвольного внимания и памяти детей, игра имеет еще одно огромное достоинство – она может быть применена во всех видах учебной деятельности на уроке иностранного языка: в работе с текстом, закреплении лексики, обучении неподготовленному говорению.
Форма работы может быть разная: с небольшими подгруппами обучающихся (3-4), имеющих одинаковые проблемы в развитии или сходные затруднения в обучении, и индивидуально с каждым ребенком. На каждом из занятий (групповых и подгрупповых) используются игры и упражнения разных направлений. В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку игры можно разделить на грамматические, лексические, фонетические и орфографические, способствующие формированию речевых навыков. Языковые игры – очень эффективное средство обучения на начальном этапе. Они развивают речевую инициативу, дают возможность закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, с помощью игры хорошо отрабатывается произношение, фонематические навыки, развиваются навыки аудирования, устной речи и чтения. Многие из применяемых в процессе обучения игр являются дополнением к УМК и дают хорошие результаты в обучении.
Обязательными условиями являются: планирование материала на основе соблюдения принципа «от простого к сложному», дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе.
Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе большое место отводится подвижным играм (зарядка, игры на внимание, стихи и песни, сопровождаемые движениями). Большой интерес вызывают у младших школьников «песенные» уроки, на которых они с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
В работе используются элементы одного из подходов к обучению иностранному языку в современной европейской начальной школе – концепция «Первая встреча». Основу данного подхода составляет не обучение языку как средству общения, а общее развитие интереса ребенка к языку и другой культуре. Согласно этой концепции, исключаются какие-либо педагогические принуждения: оценка, дисциплинарное замечание и контроль в традиционном его понимании, отсутствуют строгие указания на то, какие конечные и промежуточные коммуникативные цели должны быть достигнуты. Большое внимание уделяется страноведческим аспектам обучения: в процессе обучения, которое проходит в игровой форме и основу содержания которого составляют стихи и песни, дети знакомятся с традициями и обычаями страны изучаемого языка.
Дополнительным стимулом для изучения иностранного языка является проектная работа: диалоги, письма, карты и т.д. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например, проект по теме «Животные» – создание книжки-малышки (Приложение). Применение проектной методики повышает интерес обучающихся к изучению иностранного языка.
Учитель работает в тесном контакте с психологом.
Этапы деятельности:
1. Первичный консилиум – анализ первичной информации о ребенке, выработка представления о социальной ситуации развития, определение ресурсов для работы с ребенком, прогнозирование ожидаемого результата занятий. Планирование программы занятий.
2. Групповые занятия (урок)
– Первичная педагогическая диагностика, выявление реальных достижений обучающихся в освоении образовательной программы.
– Содержательная линия уроков направлена на активизацию резервных возможностей ребенка в дефектологическом направлении.
Уроки иностранного языка имеют, в том числе, коррекционную направленность. Для определения коррекционной задачи урока необходимо понимать, какие психические познавательные процессы будут наиболее задействованы в ответ на предлагаемые учителем учебные задания, какие личностные потенциалы необходимы детям для их выполнения. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы. Очевидно, чтов ходе одного урока невозможно корректировать все проблемы ребенка, коррекционные задачи должны проектироваться последовательно, поэтапно, быть конкретными, выполнимыми и проверяемыми на каждом уроке. Коррекционная работа должна быть ориентирована не на тренировку отдельных психических процессов, исправление имеющихся дефицитов в их развитии, а на создание условий для общего развития ребенка. Задания необходимо дифференцировать по уровню сложности, темпу, чтобы каждый ребенок чувствовал свою включенность в образовательный процесс, испытал чувство успеха и поверил в свои возможности.
Обязательно соблюдение охранительного режима, который заключается в дозированности объема учебного материала.
Работа с лексическим материалом проходит на всех этапах урока. Необходимо учитывать особенности детей с ОВЗ – повышенную истощаемость, низкую работоспособность, нарушение фонематики.
Используются следующие методические приемы:
- поэтапное разъяснение материала;
- последовательное выполнение заданий;
- постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
- использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций;
- чередование занятий и физкультурных пауз;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- частая смена деятельности;
- обеспечение подвижной деятельности;
- преемственность и постоянное повторение материала.
Большое значение имеет регулярный контроль и диагностика. Контроль осуществляется в групповой и индивидуальной форме, в виде тестов, словарных диктантов, творческих заданий. Задания могут проверять как репродуктивный уровень усвоения материала, так и носить творческий характер. Следует учесть, что контроль обученности младших школьников должен быть направлен только на выявление их достижений. Результаты проверки должны повышать мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности, а не вызывать страх перед очередной проверкой. Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям.
– Итоговая диагностика образовательных достижений.
3. Итоговый консилиум – отслеживание общей динамики развития каждого ребенка через взаимодействие всех специалистов, коллегиальный анализ эффективности модели работы с ребенком, уровня достижения ожидаемых результатов, выявление динамики развития, составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению.
Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ обусловлены противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. В этих условиях основной задачей является выработка оптимального учебного плана, выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.