Дети стали меньше читать, чтение вытесняется из жизни учащихся компьютерными играми, комиксами, телепередачами и другими развлечениями. Многие школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а именно это составляет основу произведений, мал эмоциональный багаж, слабо развито воображение - обязательное качество грамотного читателя. Необходимо научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно.
Основы умения выразительно читать произведение, как известно, закладываются в начальной школе; «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать в умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).
Выразительное чтение значится в числе обязательных требований к чтению детей в начальной школе. Но умение выразительно читать не приходит, само собой, его надо развивать умело и последовательно.
Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Выразительность чтения - это один из компонентов осознанности чтения. Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.
Выразительное чтение – дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учит понимать внутренний мир героев; углубляет понимание учениками выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для детей.
Признаки выразительного чтения:
- умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
- умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
- хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Прочитать текст выразительно, значит:
- раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
- показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
- передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Большое влияние на учащихся оказывает образцовое выразительное чтение учителя или чтение мастером художественного слова в записи. Чем выразительнее прочитано произведение, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании учеников, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Такое чтение доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Дети стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска необходимого тембра, темпа, силы, мелодии речи. Ученикам предлагается памятка подготовки к выразительному чтению.
Памятка
1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
Возможные этапы работы над формированием выразительного чтения:
1)Подготовка к восприятию (проводится беседа, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
2) Первичное чтение – выразительное чтение стихотворения учителем или чтение мастером художественного слова в записи.
3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:
- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.
4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно: не спеша читают стихотворение; отмечают карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.
5) Анализ стихотворения. Для этого используются приемы: выборочное чтение с беседой-рассуждением; прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование); специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).
6) Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.
На уроке ученик должен пережить радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательные интересы. Важно, чтобы дети сами могли установить свойства, вывести понятия, подвести итог.
Формирование навыков выразительного чтения помогает решать сложные задачи воспитания, развития и обучения, учащихся на уроках чтения. Вовлечение учащихся в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.
В качестве примера работы по формированию выразительного чтения стихотворения, т е осознанности чтения, предлагаем урок литературного чтения в 3 классе – знакомство со стихотворением «Снежинка» К.Д.Бальмонта. (Приложение).
Для проверки результативности работы по разработанным методическим материалам можно провести учёт выразительности чтения детей в классе по методике Горбушиной Л.А. Текст для проверки выбирается из учебника по литературному чтению.
Лист учета.
Выразительность чтения учащихся ___ класса школы № 1
Текст: (название)
№ |
Ф. И ученика |
Соблюдение интонации в соответствии с содержанием текста |
||||
Наличие пауз |
Правильность логических ударений |
Изменение темпа и ритма |
Наличие мелодии |
Замечания и пояснения |
||
1 |
||||||
2 |
|
|||||
3 |
|
Порядок проведения учёта:
- Ученик читает текст про себя, чтобы вспомнить его содержание и подготовиться к выразительному чтению.
- Второй раз ученик читает текст вслух выразительно. Во время его чтения учитель заносит в лист учета данные проверки. Против фамилии проверяемого ученика в соответствующих графах отмечаются положительные или отрицательные показатели (+ или –).
По таблице учёта выразительности чтения составляется итоговая таблица, фиксирующая состояние выразительного чтения класса и планируется дальнейшая работа с учениками. Помощь учителю над формированием выразительного чтения может оказать литература:
- Бульянский Б. А. «Искусство выразительного чтения». - Москва, «Просвещение, 1986.
- Горбушина Л. А. «Обучение выразительному чтению младших школьников». - Москва, «Просвещение», 1981.
- Завадская Т. Ф. «Методика выразительного чтения». - Москва, «Просвещение», 1977.
- Калмыкова И. Р. «Таинственный мир звуков». - Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Кубасова О. В. «Выразительное чтение». - Москва, Издательский центр «Академия», 1998.
- Малл Д. Л. «Обучение выразительному чтению лирических стихотворений». - «Начальная школа», 1990 № 7.
- Соловьёва Н. М. «Практикум по выразительному чтению». Москва, «Просвещение», 1976.