Формирование навыка выразительного чтения стихотворений

Разделы: Начальная школа


Дети стали меньше читать, чтение вытесняется из жизни учащихся компьютерными играми, комиксами, телепередачами и другими развлечениями. Многие школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а именно это составляет основу произведений, мал эмоциональный багаж, слабо развито воображение - обязательное качество грамотного читателя. Необходимо научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно.

Основы умения выразительно читать произведение, как известно, закладываются в начальной школе; «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать в умении читать выразительно» (Г.К.Бочаров).

Выразительное чтение значится в числе обязательных требований к чтению детей в начальной школе. Но умение выразительно читать не приходит, само собой, его надо развивать умело и последовательно.

Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Выразительность чтения - это один из компонентов осознанности чтения. Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.

Выразительное чтение – дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учит понимать внутренний мир героев; углубляет понимание учениками выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для детей.

Признаки выразительного чтения:

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Прочитать текст выразительно, значит:

  • раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
  • показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
  • передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Большое влияние на учащихся оказывает образцовое выразительное чтение учителя или чтение мастером художественного слова в записи. Чем выразительнее прочитано произведение, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании учеников, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Такое чтение доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Дети стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска необходимого тембра, темпа, силы, мелодии речи. Ученикам предлагается памятка подготовки к выразительному чтению.

Памятка

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Возможные этапы работы над формированием выразительного чтения:

1)Подготовка к восприятию (проводится беседа, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).

2) Первичное чтение – выразительное чтение стихотворения учителем или чтение мастером художественного слова в записи.

3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:

  • Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
  • Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.

4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно: не спеша читают стихотворение; отмечают карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5) Анализ стихотворения. Для этого используются приемы: выборочное чтение с беседой-рассуждением; прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование); специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).

6) Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

На уроке ученик должен пережить радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательные интересы. Важно, чтобы дети сами могли установить свойства, вывести понятия, подвести итог.

Формирование навыков выразительного чтения помогает решать сложные задачи воспитания, развития и обучения, учащихся на уроках чтения. Вовлечение учащихся в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.

В качестве примера работы по формированию выразительного чтения стихотворения, т е осознанности чтения, предлагаем урок литературного чтения в 3 классе – знакомство со стихотворением «Снежинка» К.Д.Бальмонта. (Приложение).

Для проверки результативности работы по разработанным методическим материалам можно провести учёт выразительности чтения детей в классе по методике Горбушиной Л.А. Текст для проверки выбирается из учебника по литературному чтению.

Лист учета.

Выразительность чтения учащихся ___ класса школы № 1

Текст: (название)


Ф. И ученика

Соблюдение интонации в соответствии с содержанием текста

Наличие пауз

Правильность логических ударений

Изменение темпа и ритма

Наличие мелодии

Замечания и пояснения

1

           

2

         

 

3

         

 

Порядок проведения учёта:

  • Ученик читает текст про себя, чтобы вспомнить его содержание и подготовиться к выразительному чтению.
  • Второй раз ученик читает текст вслух выразительно. Во время его чтения учитель заносит в лист учета данные проверки. Против фамилии проверяемого ученика в соответствующих графах отмечаются положительные или отрицательные показатели (+ или –).

По таблице учёта выразительности чтения составляется итоговая таблица, фиксирующая состояние выразительного чтения класса и планируется дальнейшая работа с учениками. Помощь учителю над формированием выразительного чтения может оказать литература:

  1. Бульянский Б. А. «Искусство выразительного чтения». - Москва, «Просвещение, 1986.
  2. Горбушина Л. А. «Обучение выразительному чтению младших школьников». - Москва, «Просвещение», 1981.
  3. Завадская Т. Ф. «Методика выразительного чтения». - Москва, «Просвещение», 1977.
  4. Калмыкова И. Р. «Таинственный мир звуков». - Ярославль, «Академия развития», 1998.
  5. Кубасова О. В. «Выразительное чтение». - Москва, Издательский центр «Академия», 1998.
  6. Малл Д. Л. «Обучение выразительному чтению лирических стихотворений». - «Начальная школа», 1990 № 7.
  7. Соловьёва Н. М. «Практикум по выразительному чтению». Москва, «Просвещение», 1976.