Опыт учителя-логопеда по работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с РАС, множественными нарушениями развития

Разделы: Логопедия


Ребёнок с нормой развития с самого рождения тяготеет к общению с окружающими людьми. Наши дети особые. Их речь не соответствует нормативным показателям развития по: звукопроизношению, лексике, грамматике, связной речи. Они испытывают значительные трудности из-за несформированности языковых средств, низкого уровня коммуникативности, отсутствии мотивации к речевой деятельности. В рамках логопедической работы с школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, РАС, множественные нарушения развития, на первый план выдвигается коммуникативный принцип обучения. Формирование доступных коммуникативных навыков у обучающихся осуществляется в рамках реализации специального учебного предмета: «Логопедические занятия, формирование коммуникативных умений».

Каждое занятие мы начинаем с традиционного круга – приветствия, сопровождаемого стихотворным текстом. Например:

«Дружно дети встали в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Скажем: «здравствуйте» глазами,
Скажем: «здравствуйте» руками,
Скажем: «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом».

Эта традиция позволяет объединить ребят, настроить на общение, создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, комфорта, почувствовать себя членом коллектива.

Большинство наших детей способны выполнять лишь несложные манипулятивные действия. Нам важно обучать их осваивать предметно-практическую и игровую деятельность. В связи с этим в рамках занятий обучающиеся осваивают последовательность выполнения определенных операций, у них развивается способность переключаться в процессе работы на следующие действия, формируются коммуникативные навыки. В содержание уроков включаются различные дидактические игры, ролевые игры с простым сюжетом, практические упражнения. Такие игры предполагают активное взаимодействие между детьми, расширяют их коммуникативные способности, создают базу для речевого взаимодействия.

Применение технологии уровневой дифференциации обучения позволяет строить работу с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. Например: трехуровневые задания на уроках, предусмотренные в рабочих тетрадях. Возможность дифференцированно воздействовать помогает распределить внимание при оказании помощи слабым и сильным и наладить более эффективную работу. Так, каждый обучающийся овладевает знаниями и умениями в комфортном для себя темпе.

Для активизации речемыслительной деятельности используется режим движения наглядного учебного материала в разных плоскостях помещения класса по технологии В.Ф. Базарного. Для этого создаются специальные условия, когда обучающиеся ставятся перед необходимостью искать карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, отбирать необходимый учебный материал. Дети свободно, и с каждым разом увереннее и увереннее перемещаются по классу. Для ознакомления с временами года используются картины-панно, на которые дети самостоятельно или сопряженно с педагогом размещают картинки, специальные карточки. Это активизирует зрительное восприятие, внимание, способствует формированию произвольного поведения, ориентировке в пространстве класса. Таким образом, в игровой, занимательной форме разворачиваются сюжеты урока. Через использование игровых приемов, упражнений осуществляется корректировка восприятия, памяти, внимания. У обучающихся формируется устойчивое положительное отношение к занятиям. Что способствует снижению утомляемости и повышает эффективность урока.

В ходе общения на уроке обучающиеся побуждаются к высказываниям в виде отдельных звуков, слов, коротких фраз для проявления эмоционального отношения к учебному материалу, к той или иной ситуации.  Для отработки умений выражать согласие, одобрять, просить создаются специальные проблемные ситуации, когда обучающимся обращаются друг к другу и к педагогу с просьбами или выражают согласие – несогласие по поводу высказывания своего товарища, выбирают правильное название предмета среди верных и неверных обозначений. Наших детей трудно побудить к высказываниям – обращениям и просьбам. А в данных условиях создается определенный эмоциональный настрой, побуждающий их к речи, к общению с окружающими, хотя бы на самом элементарном уровне. Кроме того, изменяющаяся обстановка создает базу для переноса приобретённых умений в новую ситуацию.

На групповых и индивидуальных занятиях обучающиеся могут общаться доступными для них невербальными и вербальными средствами коммуникации. Например, с «неговорящими» детьми используем карточки PECS, «альбом-коммуникатор», аппарат Go Talk. Побуждаем обучающихся выполнять доступные для них учебные действия сопряженно с педагогом, по подражанию, по словесной инструкции - побуждению. Обучаем выражать свои потребности, желания, просьбы, своё отношение, согласие или несогласие с помощью мимики, указательного жеста, карточек.

У наших детей отмечается несформированность высших корковых функций, что, прежде всего, проявляется в пространственной дезадаптации. Это чрезвычайно затрудняет освоение таких навыков, как чтение, счёт, письмо. В рамках логопедических занятий обучающиеся овладевают глобальным чтением. В процессе изучения тем подбираем те картинки, карточки, слова, которые ребенок может соотнести со знакомым предметом или его изображением. Эффективным приемом является соединение слова с картинкой, демонстрируемой на доске и соотнесение слова – карточки с картинкой и со словом, напечатанным в рабочей тетради. Наши обучающиеся списывают эти слова с доски, с индивидуального образца, или пишут по точкам, обводят слова сопряженно с педагогом. Всё зависит от интеллектуальных и моторно-двигательных возможностей каждого. В процессе обучения активизируем разные сенсорные системы: слуховую, зрительную, тактильную. Например, обучающиеся знакомятся с буквами, выполненными из наждачной бумаги; выкладывают из  палочек, конструируют из пластилина, с помощью шнура; составляют из отдельных элементов.

Важной частью занятий является проведение речедвигательных упражнений (по методике А.Я.Мухиной), которые способствуют развитию координации движений, умению согласовывать движение с произношением определённого звука. Сочетание движения с звукопроизношением способствует развитию речевого слуха, формированию речевой артикуляции, правильного дыхания. С большим желанием дети участвуют в ритмических упражнениях, коллективных играх. Попадая в определенную эмоциональную ситуацию, речевую среду они становятся более смелыми, раскрепощёнными, у них развивается речевое подражание. Например, ритмическое упражнение с мячом, которое выполняется в кругу.

Как-то раз весёлый мяч
Вдруг решил умчаться вскачь.
Не угнаться за тобой.
Ну-ка мяч, скорее, стой!

Обучающиеся произвольно регулируют свои движения в ритме звучащего стихотворения. При этом они динамично передают друг другу мяч, проявляя ловкость и точность ручных движений. Степень участия обучающихся в таких упражнениях разная, она зависит от выраженности нарушений, вербальных и моторных возможностей. По окончании текста тому ребёнку, у кого остался мяч, предоставляется право показать какое-либо движение. А остальные участники копируют увиденное. Таким образом, все вовлечены в действия, каждый принимает посильное участие. Создается атмосфера эмоционального единения.

Обучающиеся любят участвовать в ритмически организованной деятельности, которая предполагает выполнение определенных движений тонкой моторики. Например, упражнение «Ладошки».

Ладошки вниз,
Ладошки вверх,
Ладошки на бочок,
И сжали в кулачок.

Обучающиеся выполняют это упражнение с разной степенью самостоятельности от движений по речевым указаниям логопеда до сопряженных действий.

Как дополнительное средство, активизирующее коррекционную работу, применяются компьютерные технологии. Это позволяет индивидуализировать образовательный процесс, повысить эффективность за счёт точечного воздействия.

Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме постоянной заботы о здоровье обучающихся. Обязательными являются проведение массажа ладоней и пальцев рук, артикуляционной и мимической гимнастики, пальчиковой гимнастики. Проводим комплексы упражнений по технологии В.Ф.Базарного, но они доступны не всем обучающимся. Например:

  • Вдох, наклон вперед к крышке стола, руки вперёд, выдох;
  • Крепко закрыть глаза – резко открыть – «распахнуть»;
  • Руки на пояс. Поворачивать голову вправо – влево и смотреть соответственно на правый и левый локоть;
  • Поочерёдно переводить взгляд на солнышко вдали и на солнышко в руке ребенка;
  • Руки вытянуть вперёд, поднимать и опускать их, глазами следить за кончиками пальцев;
  • Вытянуть указательный палец перед собой, проводить рукой слева направо (маятник). Следить за пальцем глазами. Голову не поворачивать.

Чрезвычайно важным является установление эмоционального контакта с нашими детьми, совместное удовольствие от общей деятельности. Эмоциональное состояние обучающихся чрезвычайно нестабильно и зависит от множества факторов, в том числе от характера нарушений. Поэтому эмоциональный комфорт для наших детей приоритетен. Это способствует большей заинтересованности в участии и выполнении разных учебных заданий, снимает лишнее напряжение, создает базу для устойчивой мотивации к освоению новых видов деятельности, развивает предпосылки для продолжительного продуктивного общения. А это в свою очередь активизирует потребность и желание общаться с педагогом, со сверстниками.

Проводимая работа, на наш взгляд, позволяет улучшить процесс социальной адаптации, создает условия для развития каждого ребенка, сохранения его здоровья.

Список нормативной литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г.- М.: 2013

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – М.: Центр педагогического образования, 2016.

Список методической литературы

  1. Базарный В.Ф. Технологии эволюции. От деградации к развитию здоровья ребенка в системе образования. – М.: Концептуал, 2018.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ под ред. И. Бгажноковой. – М.: Владос, 2013.
  3. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А.Фокиной. – М.: Перспектива, 2013.
  4. Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. М: УЦ Перспектива, 2011.
  5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями/ под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Владос, 2013.
  6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.(Федеральный реестр примерных общеобразовательных программ).
  7. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
  8. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В. и др. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие /Под общ. ред. Хаустова А.В.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
  9. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – М.: Владос, 2010.