В русле новой образовательной стратегии, когда одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития, из самореализации личности, изменилось отношение к музыкальному, творческому развитию учащихся. В работах учёных В.Н.Петрушина, Б.Т.Лихачёва, A.M.Матюшкина, Д.К.Кирнарской, Б.М.Теплова, Л.П.Крившенко, Л.Л.Шевченко и других отмечается то обстоятельство, что успех развития общества зависит от количества людей, способных к творчеству, в том числе, к музыкальному творчеству, музыкально-творческой реализации возможностей человека. Поэтому, необходимо говорить о различных формах образовательного процесса, в том числе в системе дополнительного образования, способствующих развитию музыкальных способностей детей и подростков, которые в свою очередь способствуют музыкально-творческому развитию.
В своей работе с хоровым коллективом я использую дополнительную общеразвивающую программу «Светлячок». Направленность дополнительной образовательной программы «Светлячок» - художественно-эстетическая. Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у обучающихся эстетического вкуса. Художественно-эстетическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию и совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность ученика в общении. Новизну данной программы определяет использование определённых принципов, методов и приёмов в обучении, способствующих более успешной постановке детского голоса ребёнка. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей в современном обществе к вокальному искусству, как одному из видов художественного творчества, с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности. Вокально-хоровая работа сегодня является одним из наиболее доступных средств приобщения учащихся к музыкальному искусству, музыкальной культуре в целом.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), следования дирижёрским указаниям, слухового контроля и самоконтроля за качеством вокального звучания.
Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть сориентированы на формирование у учащихся потребности в. восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Вместе с тем, развивая способность понимать язык музыки, ощущать её" выразительность музыкальные школы дают учащимся необходимые знания, умения, навыки, воспитывают интерес к музыкальному искусству, вкус, развивают музыкально-творческие способности. Таким образом, формируется" музыкальная, эстетическая культура учащихся, а они в свою очередь вносят частицу этой культуры в семью. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе. Основная цель воспитания и образования в школе искусств — художественное и эстетическое развитие ребёнка в широком смысле, воспитание любителя искусства, владеющего знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественно-эстетической деятельностью, умеющего культурно организовать и проводить свой досуг. Доклад можно завершить словами замечательного певца и педагога С.П.Юдина: "Роль педагога весьма ответственна, так как в значительной мере в его руках - судьба его ученика. От педагога зависит дать работе верное или неверное направление, чем решается дальнейший результат. Но верным руководством и ограничивается задача педагога, - все прочее ложится на плечи ученика, который должен ясно понимать, что без его личных настойчиво и постоянно проявляемых усилий он никогда не сможет осуществить
свое желание стать певцом. Задача эта не так легка, как многие об этом думают. Иметь все данные, чтобы стать певцом, - это еще не все! Необходимо, во-первых, любить искусство пения, любить по-настоящему, с энтузиазмом и, во-вторых, уметь работать упорно, постоянно, считая, что работа не тягость, а наслаждение, без которого и жить не интересно. Никогда не остывая и не прекращая своей работы над голосом, певец должен превратить ее в привычку, в необходимость, но горячее увлечение работой не должно исключать строгой внутренней дисциплины, подчиненной здравому рассудку и твердой воле".