Защита проекта «Православный календарь» (литературно-музыкальное представление православных праздников с элементами народных игр). Часть II

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, ОРКСЭ, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом


Троица. Медовый спас. Яблочный спас. Ореховый спас

Цели:

Учебная цель:

  • научить детей поиску, анализу информации в соответствии с образовательными стандартами и техническими ресурсами.

Педагогические цели:

  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу;
  • развитие системного, критического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
  • повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:

  • Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
  • Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
  • Создать условия для творческой деятельности.

Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, презентация, запись песни «Во поле береза стояла», цветные ленты для украшения березы, выставка творческих работ.

Ведущий: Прошла Пасха. Сдед.праздник Троица.

Троица

1-В класс

1 ученик: Один из самых главных, христианских праздников приходит на пятидесятый день после пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Троица

Что за дивное виденье!
Патриарх глядит смущенный —
Трое путников чудесных
Приближаются к дубраве.
Белы их, как снег, одежды,
Свет от них исходит яркий,
Но окутаны все трое
Словно дымкою тумана.
Грозен, строг по виду Первый,
Он глядит вперёд с величьем,
И под взглядом тем былинки
Преклоняются смиренно.
А Второй — любовью кроткой
Дышит весь — куда ни взглянет,
Там повсюду зацветают
Благовонные цветочки.
Третий — чист, как утра ветер,
Смотрит строго и любовно,
Посылая взглядом кротким
И надежду и прощенье.
И, в волненье, на колени,
Постигая смысл явленья,
Ниц склонился со слезами
Авраам пред Триединым.
А.Лавров

2 ученик: Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.

3 ученик: Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.

Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.

4 ученик:

Берёзе посвящали стихи:
Берёзка, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли
С лентами алыми, с пирогами горячими,
С песнями взрослыми, с плясками весёлыми.
Прими, берёзонька, наши подарки!

5 ученик: - Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.

6 ученик: Люди украшали жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси. На праздник все одевали нарядно-вышитую одежду, девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки. Заводили хороводы и пели песни.

7 ученик:

Начинаем хоровод,
Подходи, честной народ.
Пусть сердца раскроются
На святую Троицу!

8 ученик:

Подходи, честной народ,
Коробейник продает
Березовые веточки
Для Катеньки и Светочки,
Для Машеньки, Наташеньки,
Глашеньки и Дашеньки –
Для всех девчат, для всех ребят,
Для всех березовый наряд!

9 ученик:

Есть веники для бани,
Для Маши и для Вани.
Свежие, пахучие,
Нежные и жгучие!
А вот квас для всех вас!
Есть и сок березовый,
Чтоб были щечки розовы!

10 ученик:

Березовая каша
Для Феди и для Маши!
Березовые почки
Берите на примочки!
Изделия из бересты
Бери - не пожалеешь ты!
Подходи, честной народ,
Начинаем хоровод!

11 ученик:

Ау, народ, тот, кто песни поет,
Кончай хоровод, выходи наперед.
Небо белое, небо синее
Над любимою нашей Россиею.
Ветер голосом и в подголосках
Нынче песни поют о березках!

Дети повязывают яркие ленточки на берёзку, исполняют песню «Во поле береза стояла».

Аукцион

- Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

1. Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

2. Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать)

3. Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик)

4. У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста)

5. Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица - берестовка, живет у гнилых пней)

6. Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания)

Игра «Веночек»

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним произносит слова:

Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети «цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становиться водящим.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети одевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит.

Венки вили,
Хороводы водили,
Играли – тешились!

Ведущий:

Нынче день такой хороший
Веселятся все кругом,
Пляшут, хлопают в ладоши,
Да и мы не отстаем! 
Встречайте! «Танец с платками»)

Ведущий: И завершаем наш календарь праздниками Трех спасов.

Медовый Спас

4-А класс

Ведущая: Август у православных христиан один из самых праздничных месяцев. Три праздника есть у православных в августе. Три спаса, названных так в честь спасителя – Иисуса-Христа

  • Первый спас - «Спас на воде» 14 августа
  • Второй спас _ «Спас на холме» 19 августа
  • Третий спас - «Спас на полотне» 29 августа

Выходит первая пара: мальчик1 и девочка1 в народных костюмах с корзинкой в руках. В корзинке бочонок мёда и соты с мёдом.

Мальчик 1: По церковному календарю 14 августа отмечается Происхождение (изнесение) Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в честь выноса в Константинополе Святого Креста для поклонения и излечения народа от болезней.

Девочка 1: В народе этот Спас называют Спасом на воде или медовый спас. В храме в этот день положено освящать воду и мёд. Воду - потому, что в августе 988 года крестили Русь. По традиции в это время чистили и освящали колодца, освящали пруды и озёра, купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. После «Спаса на воде» не купались.

Мальчик 1: Мед – потому, что в это время пора приступать к сбору мёда. Только с медового Спаса православным христианам разрешено было есть освящённый в церкви мёд.

Девочка 1: Приметы Первого Спаса:

Яблочный спас

Первая пара остаётся, к нам выходит вторая пара Мальчик и девочка, которые держат в руках корзину с яблоками.

Мальчик 2: Второй Спас празднуется 19 августа. В это день по церковному календарю отмечают Преображение Господне.

Незадолго до Своих страданий и Крестной смерти Иисус Христос взошел с учениками Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними. Лицо Господа просияло, как солнце, а одежды стали белыми и блистающими. Также на Фаворе явились пророки Моисей и Илия и беседовали со Христом о Его предстоящих страданиях и смерти. Спаситель показал Свою божественную славу для того, чтобы поддержать в учениках веру.

Девочка 2: В этот день прославляется единение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа

19 августа в христианские храмы идут люди одетые в белое – это цвет Преображения

В народе этот праздник называют Яблочным Спасом. По Традиции в этот день в храме освящаю яблоки и другие плоды нового урожая. Считается большим грехом срывать и есть яблоки до 19 августа, а с этого дня можно употреблять яблоки в пищу, варить варенье, печь пироги и угощать соседей, знакомых, нищих и обездоленных.

Мальчик 2:

Преображение Господне,
В народе Спасом яблочным зовут.
И праздник этот прославляя,
Плоды созревшие, все в храм несут.

Сей праздник к мудрости, нас призывает,
И зрелыми нам быть велит.
Плоды из семени произрастают,
Созревший плод, всех насладит…

Девочка 2:

Христос, собрав учеников,
Себя в свет Божий обращает.
Спасёт всех свет и чистота,
Ученикам он предвещает.

Пусть знают люди на земле,
К чему они должны стремиться.
И очищая суть свою,
Всяк, мог бы светом насладиться.

Мальчик 2:

Как много людям надо,
В себе ещё познать.
Чтоб зрелыми стать в духе,
И чтобы светом стать.

Спасенье в зрелости людской,
В духовной чистоте прозренье.
Спас яблочный нам говорит,
Спасёт людей преображенье.

Ореховый спас

Выходит третья пара. В руках у них корзина с пирогами.

Мальчик 3: 29 августа - третий Спас. Правильное название праздника « Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа» - куска материи, которым утер свой лик Спаситель и на котором осталось его изображение.

Девочка 3: Прозванный по-народному ореховым, а ещё хлебным, холщовым, Спас нерукотворный.

На Руси к образу Христа относились с большим почтением. В этот праздник торговали холстами и полотнами, поэтому - холщовый.

Ореховый - потому что примерно в это время вызревают орехи. С 29 августа разрешено было есть орехи этого года.

Мальчик 3: Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли из новой муки. В храмах освящали хлеб и колосья нового урожая.

Ведущий: На наш праздник мы пригласили Протоиерея Владимира.

Предоставляем ему слово.

Ведущий:

Кто там в двери к нам стучится? 
сказка в гости к нам стремится.
чудеса случаются…
сказка начинается...

Приготовьте ушки,
Приготовьте глазки.
Вы сейчас увидите
Волшебную сказку.
Чудеса сюда придут,
Интересно будет тут.

Встречайте! На сцене драматический кружок «Цветик-семицветик» со сказкой «12 месяцев»!

До свидания! До новых встреч!