Цель: научить писать буквы Й, й; слитное соединение букв, безотрывное письмо с верхним и нижним соединением, закрепить умение писать под диктовку, списывать с печатного текста.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
Познавательные:наблюдать за обозначением звука [й,] буквой й; самостоятельно находить нужную информацию в материалах прописи, использовать её для решения учебно-познавательных задач; понимать и выполнять задания, представленные графически.
Регулятивные: осваивать способы написания и соединения письменных букв; контролировать процесс письма и оценивать свою работу.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); уметь объяснять свои действия (способ написания).
Оборудование:
- Н. Кузьменко: Наглядные пособия к урокам обучения грамоте и русского языка по учеб. "К тайнам нашего языка": 1 класс.
- Презентация к уроку, подготовленная на основе материалов сайта: http://umk-garmoniya.ru/ Электронное сопровождение к прописи "Хочу хорошо писать". 1 класс.
Этапы урока |
Здоровьесберегающее сопровождение |
I. Мобилизующий этап - Улыбнемся друг другу. Мы погружаемся в фантастический мир урока. Будем отвечать активно, |
Установление эмоционального контакта с детьми, настрой на работу. |
1. Речевая разминка. (Приложение 1. слайд 1) - Посмотрите на экран. Вставьте в слова одну и ту же букву и объясните значение каждого слова. |
Использование приёма оформления рабочего пространства позволяет расширить замкнутую «среду обитания» ребёнка. |
- Из данного ряда исключите одно слово по трём признакам. (Из данного ряда можно исключить слово «йод», т.к. 2. Звуковой анализ, выделение звука, мотивация освоения письменной буквы. - Открыли прописи. Рассмотрите рисунок и схему на странице 26, вверху слева. Схема написана на доске. - Какое из оставленных слов подойдёт к схеме? Какой звук выделим? (третий). - Произнесите слово шёпотом, выделите звук, дайте ему характеристику. Какой буквой обозначим? - Сможем написать под схемой? (да – нет: ответы могут быть разные) - Почему? (мы не умеем писать строчную букву й) 3. Постановка учебной задачи. - Какова же наша первая учебная задача? (научиться писать строчную букву «й») - Зачем? (для того, чтобы обозначать звук [й], когда он стоит в конце слова и в середине перед согласным) |
Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность |
II. Физкультурная минутка. - Подготовим пальчики для работы. |
Упражнение для пальчиков. «Пальчики здороваются» Самомассаж кистей и пальцев рук: растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. |
III. Освоение строчной буквы. 1. Анализ образца буквы. Тренировка в написании. Вывешивается образец строчной буквы й. (приложение 2) - Из каких элементов состоит? Дети называют элементы. (слайд 2) - На какую букву похожа? Чем отличается? - Сможете самостоятельно написать букву? - Объясните начало письма, пользуясь голубой стрелочкой. (ответы детей) |
|
Самостоятельная запись буквы: по серому шрифту, по пунктирной линии. Дети обводят буквы, учитель просит учащихся первых справившихся с заданием высоко-высоко поднять руку. - А теперь - три раза самостоятельно. - Из самостоятельно написанных букв выберите лучшую, зажгите над ней жёлтым карандашом маячок, который будет показывать правильное направление в пути. Ориентируясь на этот маячок, допишите такие же правильные, красивые буквы до конца строки. 2. Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту. |
Снятие статической напряжённости мышц. |
Все сочетания написаны на доске цветным мелом. - Рассмотрите первую букву й. Есть ли чёрточка для вписывания элемента? (нет). Почему? - А существует слово «й»? (нет) Почему? (нет значения). Значит, подойдёт первое объяснение? (нет) - Смотрим на следующую букву. Соединение какое? (нижнее). Какие буквы допишем? (я, м, л) - Следующее соединение какое? (верхнее) Буквы? - В следующем соединении какую букву можно добавить? (о, а, э, с). Выберите одну, напишите самостоятельно. - Рассмотрите сочетания на следующей строке. Какое соединение? (верхнее) Напишите самостоятельно, добавив соединение. - Можно ли два последних сочетания назвать слогами? Почему? (в них нет букв гласных звуков) 3. Письмо слов под диктовку. - Мы потренировались в письме буквосочетаний, теперь попробуем себя в письме слов. |
Элемент цветотерапии. Учитывается способность психологического воздействия цвета на ребёнка. |
Слова развешаны по классу, напечатаны на цветной бумаге: (Приложение 3) После задания учителя дети находят слово в классе и пытаются дотянуться до него на расстоянии. Один ученик выходит к доске и записывает прописными буквами, остальные работают в прописи (стр.26, нижние свободные строчки. - Это название весеннего месяца. Идёт он после апреля. (май) - Этот материал мы используем для соединения деталей на уроках технологии. (клей) - Небольшое скопление птиц. (стайка) - Обратите внимание на место буквы «й» в слове. Когда она пишется? (в конце слова, в середине слова, перед буквой согласного звука) |
Происходит переключение зрения в режим поиска, снятие напряжения с глазодвигательных мышц. Увеличение двигательной активности. |
IV. Освоение заглавной буквы. 1. Мотивация освоения письменной буквы. - Вспомните слово, которое мы исключили в начале урока. (йод) - Придумайте предложение. (Дети придумывают предложения. Если не будет предложения, которое начинается со слова «йод», то учитель говорит своё.) - Послушайте моё: «Йод – это лекарство». - Сможем мы его записать? Почему нет? (мы не умеем писать заглавную букву) - Значит, какова вторая учебная задача? (научиться писать заглавную букву Й) - Зачем? (чтобы мы смогли записывать предложения) 2. Анализ образца буквы. Тренировка в написании. Вывешивается образец заглавной буквы Й. - Из каких элементов состоит? Обведите их по серому шрифту. На следующей строке три раза запишите самостоятельно. Зажгите маячок. |
|
(дети пишут буквы, учитель просит учащихся первых справившихся с заданием высоко-высоко поднять руку, пытаясь дотянуться до потолка). 2. Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту. - Ориентируясь на наш маячок напишем буквосочетания. - Первое соединение? (нижнее). Самостоятельно допишите букву. Какие буквы написали? - Второе соединение? (верхнее) С какой буквой? Напишите. - Первое соединение с буквой «о»? (нижнее) Как напишем? (показ в воздухе) - Второе соединение с буквой «о»? (верхнее) Как напишем? (показ в воздухе) |
Снятие статической напряжённости мышц. |
V. Закрепление письма строчной и заглавной букв. 1. - Отгадайте загадку Круглый, гладкий, как арбуз… - О каком шарике идёт речь? (о воздушном) - А какой ещё может быть шарик? (на слайде поочерёдно появляются шарики) - Прочитайте, что написано в прописи. (предложение) - Понятно ли оно вам? - Какое задание будем выполнять? (мы будем списывать предложение) - Мы уже списывали на прошлых уроках. Сейчас мы уточним, как это нужно делать. Но сначала немного отдохнём. |
|
Поддержка умственной работоспособности и активности учащихся в последней фазе урока с помощью занимательного материала. |
|
VI. Упражнение перед самостоятельной работой. (Развитие межполушарного взаимодействия. Упражнение синхронизирует работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания). |
«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь. Дети выполняют движения - сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками - вместе с учителем, затем по памяти (8-10 повторений). В затруднительных случаях учитель советует ребенку произносить команду вслух или про себя: «Кулак-ребро-ладонь». |
2. Списывание с печатного текста. (Используются карточки из комплекта наглядных пособий для 1 класса «Как списывать») – Что нужно сделать в первую очередь, чтобы списать слово или предложение? (Прочитать, понять его и повторить, чтобы запомнить.) - Повторите это предложение, чтобы запомнить. (Предложение хором повторяется, карточка №1) - Какие «опасные места» есть в предложении? (Большая буква в начале предложения и в имени мальчика, пробелы между словами.) Подчеркните их в прописи, а я в презентации. Найдите ударный слог в каждом слове, укажите ударение и поставьте точки под буквами безударных гласных звуков. (карточка №2) - Прочитайте слова предложения так, как они написаны. (Слова читаются хором орфографически (карточка №3)) - Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. (карточка №4) - А теперь закройте напечатанное в прописи предложение, положив на него полоску. - Запишите предложение по памяти, диктуя себе так, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». (карточка №5) - Кто записал предложение, скажите, что нужно сделать после того, как работа выполнена? (Проверить.) - Верно. (карточка №6, в которой видны дуги, обозначающие слоги.) - Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли записано предложение? (Чтобы проверить, все ли звуки верно обозначены буквами, сначала нужно прочитать каждое слово по слогам, в помощь себе дугами показывая слоги.) - Выполним это действие, не открывая предложения. - На что ещё нужно посмотреть? (На «опасные места».) (На доске у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные чёрточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных гласных звуков) - Снимите полоску бумаги с предложения и сверьте ваши записи. - Если всё получилось, отметьте свою работу знаком «+». |
|
VI. Подведение итогов урока. - Итак, наш урок подходит к концу. - Дайте характеристику новому звуку. Какими буквами обозначим? Какие буквы мы допишем после схемы? (Й, й). - Когда же пишется буква «й»? (в конце слова, после буквы согласного звука) |
|
V. Рефлексия. - К нам на урок тоже залетели шарики. - Если вам было интересно и комфортно, закрасьте шарик зелёным цветом, если было не очень интересно – желтым, если скучно и трудно – красным. - Покажите свои шарики. - Молодцы! |
|
Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. |
Список литературы
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед.
- Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011 и послед.