1. Пояснительная записка
Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.
В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в практику их преподавания элементов экологического подхода. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления, экологической культуры.
Актуальность предложенной программы состоит в том, что формировать осознанную экологическую грамотность не просто, но необходимо, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.
- Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей. Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной среде;
- Под экологической культурой следует понимать часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека.
- Закладывание основ экологической культуры способствует и приобретению практических навыков у обучающихся по безопасному поведению в природных условиях.
Цели и задачи программы: Представленная программа «Юный эколог» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 1 классов. Главная цель данной программы – формирование экологической и исторической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой и другими людьми.
Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «Окружающий мир».
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой разностороннего воспитания.
Целью данной программы является формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов.
Основные задачи:
1. Научно-исследовательские:
- выявление экологических и исторических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения;
- расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
2. Эмоционально-творческие:
- побуждение к самостоятельной и творческой деятельности;
3. Духовно-нравственные:
- формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развитие способных детей;
- проведение экологической работы среди родителей;
- развитие школьных традиций экологической направленности;
- воспитание у учащихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- воспитание у учащихся чувства уважения к своему историческому прошлому.
Пути, средства, методы достижения цели: Основной путь реализации программы – это овладение учащимися научными основами экологии и безопасного поведения, изучение экологических законов и взаимосвязей, развитие практических знаний, умений и навыков, а также экологических основ охраны природы, что приводит к повышению воспитанности учащихся.
Средства реализации: в ходе освоения данной программы учащиеся рассматривают сущность природных процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле, расширяют знания о правильном поведении в условиях дикой природы. Развивают знание экологических закономерностей, что лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических, биологических и природных законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для формирования разносторонне развитой личности.
Используемые методы (беседа, рассказ, экскурсия) формируют эмоционально-положительное отношение к природе, изучению окружающего мира, способствуют более эффективному развитию интереса у школьников к постоянному расширению кругозора.
Принципы: В ходе реализации программы работа строится на принципах активности, последовательности, связи теории с практикой.
Сведения о сроках реализации программы и распределение по годам обучения.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год в 1 классе.
Организация образовательного процесса:
Программа работы кружка рассчитана на один года обучения. Контингент детей составляет группу (6,5-8 лет).
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- ознакомление с экологическими особенностями края, района, города;
- практическую деятельность экологической направленности;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае;
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на общечеловеческие ценности;
- повышение воспитательного потенциала мероприятий и школьных традиций экологической направленности;
- повышение уровня участия в мероприятиях экологической направленности и экологической ответственности школьников.
Возрастная характеристика группы.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. В.А.Мухина ведущий отечественный психолог с мировым именем, академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, лауреат премии Президента РФ в области образования, считает, что младший школьный возраст – это период от 6 до 10 лет, когда ребёнок проходит большой путь в своём индивидуальном развитии. Данный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, так как в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.
Младший школьник знает доступные его разуму нормы поведения, эти знания получены в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Младший школьник может проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
При работе над проблемами нравственного воспитания младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности. Эти отличительные черты детской психики учитывают при разработке учителями каждого отдельного занятия.
2. Учебно-тематический план 1 класс
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Аудиторных |
Внеаудиторных |
||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе. |
2 |
Что и кто? |
7 |
4 |
3 |
Дети природные явления в теории и на практике, знакомятся с флорой и фауной Краснодарского края в теории и на практике. |
3 |
Как, откуда и куда? |
6 |
4 |
2 |
Знакомятся с основами экологической грамотности; анализируют полученные знания. |
4 |
Где и когда? |
5 |
4 |
1 |
Изучают природные взаимосвязи; знакомятся с древней и современной фауной. |
5 |
Почему и зачем? |
5 |
3 |
2 |
Учащиеся знакомятся с некоторыми природными явлениями, их причинами появления; осваивают азы грамотного бытового поведения. |
6 |
Гигиена моего дома |
8 |
7 |
1 |
Дети осваивают необходимые навыки по содержанию жилища, классной комнаты и одежды в чистоте; основные правила гигиены. |
6 |
Заключительное занятие |
1 |
1 |
|
Подводятся итоги пройденного материала, участвуют в проектной деятельности. |
Итого: |
33 |
24 |
9 |
|
3. Содержание программы
1. Вводное занятие. (1 ч.)
Принятие правил работы в кружке «Юный эколог». Знакомство с целями и задачами кружка.
2. Что и кто? (7 ч.).
Учащиеся знакомятся с некоторыми природными явлениями и их причинами.
3. Как, откуда и куда? (6 ч.)
Учащиеся знакомятся с некоторыми природными явлениями и их причинами.
Дети знакомятся с природой страны, особенностями экологии.
Знакомятся с растениями территорию страны и края.
4. Где и когда? (5 ч.)
Осуществляется накопление знаний о некоторых биологических видах.
Формируется пласт базовых экологических знаний.
5. Почему и зачем? (5 ч.)
Дети знакомятся с разнообразием природных взаимосвязей.
6. Гигиена моего дома (8 ч.)
Учащиеся приобретают необходимые практические знания о здоровье и гигиене жилища и одежды.
7. Заключительное занятие (1 ч.)
Разработка и реализация проектов, направленных на формирование практических экологических и духовно-эстетических навыков.
4. Предполагаемые результаты реализации программы 1 класса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; об основах биологических взаимосвязей; о некоторых природных явлениях, их причинах и протекании; об основах творческой деятельности; о флоре и фауне Кубани.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к окружающей среде, родной истории, своему внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести культурный опыт, а также опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми в процессе коммуникации.
В процессе реализации Программы произойдет:
- расширение кругозора, получение первичных знаний о флоре, о фауне;
- укрепление нравственного здоровья детей, формирования у них культурных навыков здорового общения в социуме;
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на общечеловеческие, общекультурные ценности;
- повышение воспитательного потенциала духовно-нравственных мероприятий и школьных традиций научно-исследовательской направленности;
- повышение уровня участия в мероприятиях духовно-просветительской направленности;
- знакомство и углубление знаний об основах гигиены дома, класса, личной гигиены;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- формирование нравственных качеств учащихся.
5. Формы и виды контроля
1) творческая деятельность;
2) викторины;
3) опросы.
Одно из главных условий успеха обучения и развития культурных качеств обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
6. Методические рекомендации
Экологическое и воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
Экологическое воспитание в начальной школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А.Бабановой, А.Н.Захлебного, Б.Т.Лихачева и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Предлагаемая программа «Юный эколог» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 1 классов, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.
Методическое обеспечение:
- При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.
- Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование экологических представлений и понятий, особенностей биологического разнообразия и равновесия на Земле, особенностей экологической ситуации в стране, на Кубани, в родном городе. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
- Предлагаемая программа «Юный эколог» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 1классов, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.
Для работы в объединении необходимо следующее:
- Плакаты (слайды) с изображением объектов природы
- Аудио-, видеоаппаратура.
- Литература по экологической тематике
- Стеллажи для выставок фотографий и картин.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной.
Формы реализации программы
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Просмотр видеоматериала
- Проектная деятельность
Практические занятия:
- Конкурсы
- Праздники
- Викторины
- Игры
- Экскурсии
- Практические занятия.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
|
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|||
1 |
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. – Ростов н/Д.: Баропресс, 2006. |
1 |
|
2 |
Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель», 2009. |
1 |
|
3 |
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. - М.: Просвещение, 2005. |
1 |
|
4 |
Иванова А.И. Живая экология. - М.: ТЦ Сфера, 2009 |
1 |
|
5 |
Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. - М.: Просвещение, 2007. |
1 |
|
6 |
Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок. - М.: Детство-пресс, 2003 |
1 |
|
7 |
Лотышев И. П. Путешествие по родному раю. Краснодар, 1999. |
1 |
|
8 |
Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2001. |
1 |
|
9 |
Четыре времени года. Пословицы. Поговорки. Загадки. – М.: Дет.лит, 1985. |
1 |
|
10 |
Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания//Современный детский сад . - 2008. - № 8. |
1 |
|
11 |
Плешакова А.А. «Окружающий мир» |
1 |
|
2. Печатные пособия |
|||
1 |
Сборники и отдельные издания народных сказок, загадок, пословиц и поговорок. |
1 |
|
3. Технические средства обучения |
|||
1 |
Компьютер |
1 |
|
2 |
Проектор |
1 |
|
3 |
Экран |
1 |
|
4 |
Фотоаппарат |
1 |
|
4. Экранно-звуковые пособия |
|||
1 |
Документальные видеозаписи |
5 |
|
5. Оборудование класса |
|||
1 |
Доска |
1 |