Данное внеурочное занятие является итоговым мероприятием, проводимым после уроков внеклассного чтения по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Конспект занятия может быть использован для организации учебного процесса во 2 классе образовательного учреждения различного типа при изучении раздела «Сказочные человечки», в базовой школе или в кружковой работе.
Методическое обоснование занятия
Для организации и проведения занятия были использованы следующие педагогические технологии
№ пп |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1 |
Элемент технологии критического мышления (РКМЧП): прием «Создание викторины». |
Основной этап |
2 |
Групповая деятельность. |
Основной этап |
3 |
Драматизация - это такая деятельность, в процессе которой прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится « в лицах», при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия, мизансцены). Цели: глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность. |
Основной этап |
4 |
Элемент технологии: прием «Палитра». Цель: рефлексия эмоционального состояния участников педагогического процесса. |
Рефлексия |
Дидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова.
Цель занятия: ученик научится с помощью учителя аргументировать свою точку зрения; ученик получит возможность научиться применять полученные знания (составлять и задавать вопросы, распознавать и выделять правильные ответы).
Задачи:
- расширять читательский кругозор учащихся;
- развивать навыки социального взаимодействия;
- воспитание бережного отношения к книгам.
Форма занятия: литературный журнал с элементами игры.
Формируемые УУД:
познавательные:
- умения анализировать текст с целью выделения существенных признаков;
- моделирование «живых картинок» для викторины;
коммуникативные:
- умения выражать свои мысли;
- владение диалогической речью;
личностные:
- формирование лидерских качеств организатора;
- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;
регулятивные:
- формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения.
Оборудование:
- ТСО: компьютер, проектор;
- Раздаточный материал: костюмы, набор предметов для конкурса.
- ЦОРы: запись песни «Гимн Незнайки», презентация «Литературный журнал» (см. на электронном носителе в разделе 3).
Оформление: плакаты с высказываниями детских писателей, выставка книг Н.Носова, выставка детских рисунков по произведениям Н.Носова.
Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Интернет-ресурсы:
1.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,14251/Itemid,343/
2.https://urok.1sept.ru/articles/565072/
Подготовительная работа: оформление выставки книг Н. Носова, подготовка ведущих и инсценировка отрывка сказки «Как Незнайка художником был», оформление выставки рисунков, плакатов с высказываниями, подготовка презентации «Литературный журнал», уроки внеклассного чтения: «Любимые герои – сказочные человечки», Коротышки – сказочные человечки из Цветочного города (роман-сказка Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»), формирование команд по желанию.
Ход занятия
1 этап. Постановка цели. Актуализация знаний учащихся
Звучит песня «Гимн Незнайки»
Учитель: Знаете ли вы, ребята, из какого мультфильма эта песня? Ребята, сегодня мы будем с вами работать в «Литературном журнале» по страницам книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Слайд 1) Мне бы хотелось начать нашу совместную работу со слов великого русского писателя А.С.Пушкина: Чтение – вот лучшее учение.
- Как вы думаете, какой смысл заключается в этих словах?
Действительно, каждая прочитанная нами книга не только доставляет удовольствие, но и заставляет задуматься о прочитанном, чему-то учит.
- А чему научила вас книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»?
Постараемся ответить на этот вопрос в конце нашей работы.
Ведущий 1: Сегодня мы вновь откроем книги Николая Николаевича Носова. (Слайд 2) Про этого удивительного человека я могу рассказывать часами, он не только смешил своих читателей забавными рассказами, но и старался научить всему, что знал и умел сам. А знал и умел он многое, потому что прожил интересную жизнь. (Слайд 3)
Ведущий 2: Расскажи нам, пожалуйста, самые интересные эпизоды из жизни Николая Николаевича.
Ведущий 1: Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева. В детстве Коля был любознательным ребёнком и большим фантазёром. (Слайд 4.) В годы учебы он увлекался музыкой, химией, шахматами, электротехникой. Прежде чем определилось его писательское призвание, он переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. (Слайд 5.) В 1932 году окончил Московский институт кинематографии. До 51 года занимался режиссерской работой, снимал мультфильмы, научные фильмы. (Слайд 6)
Ведущий 2: А как Николай Носов стал писателем?
Ведущий 1: По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... В литературной биографии Носова счастливо сошлись его политехнические увлечения и юмористический дар. В его книгах нет грусти и хандры, там только веселье и смех. Но, даже смеясь и веселя детей, он рассказывает о серьезных вещах. (Слайд 7)
Ведущий 2: Как появились книги о Незнайке?
Ведущий 1: Николай Николаевич написал их, вспомнив свою любимую книгу детства «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», которую написала писательница Анна Борисовна Хвольсон, где рассказывается о приключениях крошечных лесных человечков – эльфов. Они путешествуют по разным странам. Знайка и Незнайка, доктор Мазь-Перемазь и другие знакомые всем нам с детства персонажи впервые появились именно в этой сказке. (Слайд 8)
Этап 2. Основная часть
Учитель: В работе нашего «Литературного журнала» принимают участие 4 команды (команды – смешанные, сформированы заранее, по желанию детей), каждой команде мы вручаем символ – цветочек. А почему цветочек? (Потому что Незнайка и его друзья живут в Цветочном городе). Как только команда выполнит полученное задание, поднимет цветочек вверх.
За правильные ответы, сообразительность, фантазию мы будем вручать жетоны. Один жетон – один балл. Те команды, которые наберут наибольшее количество баллов, получат грамоты за свою работу. Наш «Литературный журнал» имеет несколько страниц. Работайте дружно, показывайте свои знания и читательские умения. Я желаю вам успехов! Желаю вам удачи!
Первая страница «Я думаю». (Слайд 9)
Учитель: Вы сейчас посмотрите сценку из книги «Приключения Незнайки и его друзей». Во время просмотра вы должны подумать и ответить на вопросы: правильно ли поступили герои этого эпизода? Что бы вы, ребята, сделали по-другому в данной ситуации? Почему?
Инсценирование отрывка «Как Незнайка был художником (инсценировка подготовлена участниками театрального кружка).
Участники отвечают на поставленные в начале задания вопросы.
Вторая страница «Я читаю». (Слад 10)
Учитель: Сейчас вы получите отрывки из сказки. Вам нужно:
1) Выразительно прочитать отрывок.
2) Обсудить поведение и поступки героев.
3) Может ли поведение этих героев быть примером?
Выступление групп
Третья страница «Я сочиняю». (Слад 11, 12)
Учитель: А помните, как Незнайка придумывал рифмы? К какому слову Незнайка рифмы не смог подобрать? К слову «пакля» Незнайка придумывал разные новые слова: бакля, вакля, гакля, макля. А рифма к этому слову есть, например, «сакля» - дом с плоской крышей, в котором жили кавказские горцы.
А сейчас вам за две минуты нужно сочинить стихи – буриме. Что это такое? Это стихи из двух строчек, каждая из которых заканчивается рифмой.
Командам раздаются листочки:
Палка – галка,
утка – шутка,
печка – свечка,
огурец – молодец.
Четвертая страница «Я создаю». (Слайд 13)
Учитель: Сейчас вы всей командой должны создать викторину по сказке «Приключения Незнайки» из пяти вопросов. Как только вы создадите свою викторину, вы должны сдать ее нашему секретарю (старшеклассник). Он выведет ваши вопросы на экран. А вы их по очереди читать и отвечать.
Пятая страница «Я размышляю». (Слайд 14)
Учитель: Теперь я точно знаю, что вы внимательно читали сказку Носова. Предлагаю вам последнее задание: закончить предложение «Я люблю героев книг Николая Носова, потому что они…»
3 этап. Рефлексия
Учитель: Подводя итоги, хотелось бы вернуться к вопросу, с которого мы начали нашу работу в «Литературном журнале»:
- Чему научила вас эта книга? (быть дружными; быть внимательными друг к другу; помогать товарищам в беде; быть вежливыми; быть трудолюбивыми).
- Кому понравилась эта книга?
- Чем вам понравилась книга?
Читая книгу Н.Носова, вы сделали для себя немало выводов. Это похвально. Разные книги есть на свете: познавательные, увлекательные, исторические, фантастические и многие другие. Читать надо всегда, в любом возрасте. Потому что «Кто много читает, тот много знает».
- А сейчас пришло время подвести итог работы нашего литературного журнала:
(слайд 15):
- Герои книг Николая Носова учат ценить дружбу, помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми и умелыми.
- Читая книги, важно думать над их содержанием.
- Кто много читает, тот много знает.
- Кто согласен с таким итогом, прошу проголосовать – единогласно.
- А теперь мне бы хотелось узнать с каким настроением, вы уйдете с нашего занятия.
Рефлексия – прием «Палитра».
Задание: каждому члену группы изобразить в окошечках «смайлик», соответствующий собственному эмоциональному состоянию.
Награждение победителей.