Взаимодействие с родителями в организациях дополнительного образования детей: опыт выстраивания оптимальных взаимоотношений

Разделы: Работа с родителями, Дополнительное образование


Дополнительное образование детей – это значимая, неотъемлемая часть системы образования. Популярность учреждений дополнительного образования растёт год от года, именно здесь дети могут попробовать себя в разных сферах деятельности, быть востребованными, раскованными, и главное - свободными в своём выборе. Приоритетная задача дополнительного образования - воспитание и развитие творческой, культурной, высоконравственной и социально зрелой личности, и без взаимодействия с родителями здесь не обойтись. Некоторые родители избегают общения с педагогами дополнительного образования, находят внеурочную деятельность ребёнка несерьёзной или баловством, отвлекающим от школы. Ссылаясь на свою занятость, а то и откровенно заявляя об отсутствии интереса к учреждению дополнительного образования, родители исключают себя из системы «семья-ребёнок-педагог», педагог взаимодействует только с ребёнком, и как следствие, это приводит к неэффективному взаимодействию с семьей ребенка. Внеурочная, досуговая деятельность – это работа педагога не только с ребёнком, но и с его семьёй, поэтому родители должны быть обязательным звеном в этом союзе, только так можно добиться цели и успешно решать педагогические задачи [1].

Рассмотрим формы работы с родителями на примере молодёжно-подросткового клуба «Карат» Центра «Эдельвейс». Основным структурным элементом клуба «Карат» является коллектив (группа, секция) детей, объединённых спортивными занятиями или увлечённых досугом – хореография, вокал, театральное искусство, прикладное творчество, а педагоги являются организаторами и координаторами действа.

Высокая квалификация педагога, уникальные формы работы с детьми не дадут положительный результат и признание, если его работа не проходит во взаимодействии, сотрудничестве с родителями. Если педагог проявит фантазию и такт, и найдёт нестандартную, неизбитую форму общения с семьей, то в ответ он гарантированно получит взаимопонимание и взаимопомощь родителей (законных представителей) в воспитании детей [2].

Клуб «Карат» выгодно отличается от других структурных подразделений Центра «Эдельвейс» тем, что партнерское взаимодействие педагогов и родителей здесь на первом месте. Родители, приводя ребёнка в клуб, сами становятся частью коллектива, и с энтузиазмом включаются в работу клуба, так как дружелюбная атмосфера располагает к совместной деятельности, сотворчеству педагогов, родителей и детей. Партнерское взаимодействие держится на «трёх китах» - доброжелательность, доверие в вопросах воспитания и обоюдное желание педагогов и родителей общаться друг с другом. Работа с родителями носит не стихийный, а систематический характер, благодаря чему успешно решаются следующие задачи:

  1. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребёнка.
  2. Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.
  3. Создание благоприятной среды для развития общности интересов, эмоциональной поддержки.
  4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Можно с уверенностью сказать, что сотрудничество с семьёй - одна из лучших традиций клуба «Карат».

Коротко о формах взаимодействия с родителями:

1. В первую очередь происходит знакомство с семьёй. Педагоги встречают родителей и детей, проводят экскурсию по клубу, рассказывают его историю, о выдающихся воспитанниках, о направлениях в работе, знакомят с уставом клуба, объясняют правила поведения, проводят анкетирование.

2. Проводится своевременное и регулярное информирование родителей: о дне открытых дверей, о предстоящих индивидуальных или групповых консультациях, о темах предстоящего родительского собрания, а также о спортивно-массовых, интеллектуальных, познавательно-развлекательных мероприятиях. Данная работа проводится посредством оформления информационных стендов, флаеров, листовок, буклетов, памяток, афиш и баннеров. Зачастую информация о предстоящем мероприятии размещается в социальных сетях.

3. Образование родителей – важная составляющая совместного воспитательного процесса в союзе «педагог-ребёнок-родитель». Для его осуществления проводятся мастер-классы, консультации, беседы, лекции, семинары, устные педагогические журналы. Зачастую родители сами предлагают тему для обсуждения.

4. Совместная деятельность заключается в привлечении родителей к организации и проведению мероприятий, особенно спортивно-массовых – турниров и соревнований. Досуговая деятельность клуба тоже не обходится без помощи родителей – календарные праздники, дни именинника, развлекательные мероприятия, где родители самые желанные гости, активные участники и благодарные зрители.

Традиционно, в течение учебного года проводятся «Педагогические гостиные», на которых присутствуют родители и педагоги клуба «Карат». Эти встречи очень важны, так как на них обсуждается участие родителей и детей в предстоящих мероприятиях, либо анализируются прошедшие мероприятия, конкурсы, соревнования и подводятся итоги. Родители высказывают свои предложения и пожелания, дают оценку мероприятиям, анализируют достижения и ошибки детей. Во время проведения «Педагогической гостиной» активизация родителей происходит посредством следующих методов:

1. «Мозговой штурм» - если озвученная проблема становится актуальной, злободневной для целой группы, то начинает работать коллективная мыслительная деятельность – живая, яркая, креативная, которая приводит к единому решению, позволяющему достичь согласия.

2. «Разнос» - в отличие от «мозгового штурма», здесь предлагается выступать с критикой, указывая на все недочеты какого-либо процесса или идеи. Таким образом, просчитываются организационные «минусы», устраняются недостатки.

Важно помнить, что какая бы форма работы не была выбрана педагогом, энтузиасты - родители в организации дополнительного образования появляются не так часто, как хотелось бы. Скорее, это исключение, чем правило. Налаживание партнерских взаимодействий - это длительный процесс, многолетняя рутинная работа, терпеливое следование к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, и продолжать искать новые способы налаживания партнерского взаимодействия [3].

Список источников

1. Родительские собрания. 5 класс/ Авт. сост. О.В. Дюкина. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 256 с. – (Учебный год)

2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-osnovnie-formi-raboti-s-roditelyami-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-1283476.html

3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2016.