Урок по теме «Химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление» по предмету «Химия». 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тип урока

Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Тема урока

Химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. (УМК по химии для 8 класса. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2018)

Цели урока

Дидактическая цель урока: Создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Химические свойства кислорода»

1.Образовательная:
- сформировать (раскрыть смысл) понятие «реакции окисления» на примере реакций горения и медленное окисление
- продолжить формирование умения характеризовать химические свойства веществ на примере простого вещества – кислорода.
2.Развивающая:
- способствовать развитию умений извлекать, интерпретировать информацию из разных источников в соответствии с целями своей деятельности
3.Воспитательная:
- способствовать формированию естественнонаучной картины природы (понимания «Почему и как мы живём») на примере «всемогущества» кислорода.

Основные понятия

Горение, медленное окисление, реакции окисления

Организация пространства

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Ресурсы

Фронтальная, парная, индивидуальная

Учебные тексты, дидактические карты урока для обучающихся, презентация, видеофрагменты

Структура урока:

1. Организационный этап

2. Подготовительный этап (целеполагание и актуализация)

3. Основной этап:

  • усвоения новых знаний и способов деятельности;
  • первичной проверки понимания изученного;
  • закрепления новых знаний и способов деятельности

4. Подведение итогов учебного занятия

5. Информация о домашнем задании

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

1.Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Доброжелательный настрой преподавателя и учащихся; быстрое включение учащихся в деловой ритм

2.Актуализация и целеполагание

1. Создание учебной ситуации с целью определения темы занятия (приём «Ответь на вопрос»):
- Кто такой
- Где находится
- Какие
- Почему

1.Решают учебную ситуацию, предлагают варианты ответов на вопросы

Готовность учащихся к активной познавательной деятельности, понимание учащимися ценности изучаемого материала

  2. Предлагает просмотр видеофрагмента «О ком речь?» 2.Просмотр видеофрагмента, обсуждение и предложение ответов на вопрос  
  3.Предлагает вернуться к учебной ситуации, завершить работу, вывести тему урока. Предлагает определить, что ещё неизвестно о кислороде как о простом веществе. 3.Обучающиеся отвечают на вопросы, выводят тему урока.
Определяют по слайду, что ещё неизвестно о данном простом веществе.
 
  4.Учитель предлагает, используя объекты, конкретизировать тему урока и обозначить цели деятельности на уроке 4.Обучающиеся, используя предложенные на слайдах объекты, конкретизируют тему урока «Химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление» и предлагают цели своей деятельности:
- я узнаю…
- я научусь…..
Вписывают тему урока в свою программу (Приложение 1) и заполняют цели своей работы на уроке.
 
4.Усвоения новых знаний и способов деятельности Выстраивает систему последовательных блоков учебной информации и заданий для деятельности обучающихся:   1.Учащиеся активно работают при изучении нового материала
2.Правильность и осознанность ответов в процессе выполнения заданий

5.Первичной проверки понимания изученного.


6.Закрепления новых знаний и способов
деятельности

1.Предлагает учащимся прочитать учебный текст (Приложение 1)  и выделить тот материал, который известен обучающимся.
Организует обсуждение известных фактов, выведение определений понятий.
1.Работают с учебными текстами (Приложение 1), выполняют задания по достижению своих целей:
- определяют, какими процессами выражаются химические свойства кислорода
- выделяют в тексте определения понятий «горение», «медленное окисление» и озвучивают их
- находят в тексте условия протекания процессов горения и медленного окисления
 

2.Предлагает, используя информацию просмотренных видеофрагментов, заполнить таблицу:

Горения

Медленного окисления

 Mg + O2 =

Al + O2 =

 S + O2 =

S + O2 =

 Fe + O2 =

 

 C5H12 + O2 =

 

Организует контроль и коррекцию выполненных заданий.

2.Смотрят видеофрагменты, выбирают информацию для заполнения таблицы:
*Серное озеро
*Горение железа в кислороде
*Взрыв цистерн с газом на железной дороге
*Окисление чистого алюминия на воздухе
*Горение серы
*Открытие для фотографии
Обучающиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем выписывают уравнения химических реакций на доску, объясняя свой выбор
 
3.Предлагает работу по таблице, организует обсуждение условий горения и медленного окисления, подводит обучающихся к выводу 3.Обучающиеся, используя информацию тз таблицы (Приложение 1), сравнивают два процесса и делают вывод о сходстве и различии реакций горения и медленного окисления.  

4.Предлагает на основе полученной информации составить определение понятия «реакции окисления». Выводит на доску три определения данного понятия и проводит обсуждение с доказательством по выбору правильного определения понятия

4.Обучающиеся составляют определение понятия «реакции окисления». Выбирают из предложенных учителем определений и доказывают выбор правильного определения понятия «реакции окисления»

 

7. Подведения итогов учебного занятия

1.Предлагает вернуться к теме урока, своим целям и определить уровень достижения цели, проанализировав результат своей работы.
2.Возвращает обучающихся к сравнительной таблице «Кислород как химический элемент и простое вещество», использует приём «Знаю, не знаю, хочу узнать»

1.Возвращаются к теме урока, делают выводы о достижении поставленных целей, формулируют перспективную цель следующего учебного занятия

Цели занятия реализованы, учащиеся делают вывод о достижении результата, выводят перспективные цели на следующее учебное занятие

8. Информация о домашнем задании

1.Дает информацию о домашнем задании, разграничивая базовый и повышенный уровень.
2.Предлагает учащимся творческое занятие «Что случится, если…» - предположить 10 проблем, которые возникают при нехватке кислорода..при избытке кислорода

Записывают информацию о домашнем задании

Учащиеся осознали цель, содержание и способы выполнения домашнего задания