Роль курса «Окружающий мир» в развитии младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одним из ключевых направлений развития современного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целью обучения детей с ОВЗ - не только овладение ими знаниями, умениями и навыками на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, но и важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Велика роль начальной школы в выполнении требований современного общества. Особое место среди учебных предметов начальной школы занимает учебный курс «Окружающий мир». Программа данного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предмет «Окружающий мир» наряду с другими создает те условия многообразия психической деятельности, которые необходимы для общего развития школьников. Это один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Окружающему миру принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Этот предмет помогает в изучении других предметов.

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский придавал особое значение природе в нравственном и духовном развитии ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он неоднократно отмечал, что природа сама не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу и чувствовать ее красоту, нужно прививать эти качества с самого раннего детства, как только ребенок начнет осознавать все то, что его окружает.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Одной из задач курса «Окружающий мир» является экологическое воспитание учащихся начальных классов. Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир через прямые тактильные, визуальные и прочие рецепторные ощущения. Младший школьник всегда открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры и в часть своей личности. Этот возраст наиболее благоприятен для экологических воздействий природы на ребенка.

Велика роль уроков в экологическом воспитании младших школьников. Урок-путешествие и урок-игра по предмету «Окружающий мир» позволяют ребенку развивать воображение, внимание, принимать самостоятельные решения разных проблемных ситуаций. Ребёнок на таких занятиях не только получает новые знания об окружающем его мире, но и сам предлагает варианты решения той проблемы, которая освещается на уроке, может побыть в роли учёного эколога, исследователя. После таких занятий ребёнок-инвалид ощущает свою значимость, как личность в этом мире, чувствует, что он может помочь планете, ведь от каждого человека зависит дальнейшая жизнь на Земле.  Только таким образом возможно привить любовь к природе и развить культуру по отношению к окружающей среде.

Интерес к изучению окружающего мира для детей с ограниченными возможностями здоровья В Центре дистанционного обучения ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» я формирую через проведение уроков-путешествий, уроков – экскурсий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков – утренников, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. В курсе «Окружающий мир» использую разнообразные методы и формы обучения.

Фотография. Урок в музее-студии детской школы искусств «Лира», 2018 г.

Изучение детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Учебный курс является своего рода системообразующим стержнем всего процесса обучения в начальной школе. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась во внеурочной деятельности. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия я провожу не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Фотография. Урок-экскурсия в кафе национальной кухни «Сандал» г. Йошкар-Ола, 2017 г.

Фотография. Урок-экскурсия в Музее сыра, г. Йошкар-Ола, 2017 г.

Фотография. Урок в музее-студии детской школы искусств «Лира», 2018 г.

Мои ученики, учащиеся начальных классов Регионального Центра дистанционного обучения, добиваются успехов не только в учебной деятельности, но и являются участниками творческих и исследовательских проектов, интеллектуальных конкурсов, викторин, олимпиад. Результатом участия является то, что дети занимают в данных мероприятиях призовые места.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что велика роль курса «Окружающий мир» в развитии младших школьников.

Урок — праздник на тему: «Птицы — наши друзья» — вариант урока по экологическому воспитанию учащихся начальных классов Регионального Центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сценарий праздника «Птицы – наши друзья!