ID:684546:https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/684546
ID:743365: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/743365
ID:818041: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/818041
Цель урока: Знакомство учащихся с алгоритмом решения Олимпиадных задач.
Вступление: Решение Олимпиадных задач всегда вызывает интерес учащихся и родителей. В то же время процесс решения Олимпиадных задач и получение ответа часто вызывает трудности. К любой Олимпиаде надо готовиться и чем раньше, тем успешнее будет результат. Олимпиада по информатике начинается с 5 класса. В 5 и 6 классах дети еще с удовольствием воспринимают игровые элементы в обучении. Проанализировав Олимпиадные задачи, я разработала сценарии уроков, которые представляют собой небольшой квест, проходя который ребята решают Олимпиадные задачи. Возможность перемещать героев вводит ребят в игру, дает возможность рассуждать, лучше видеть свои ошибки. Коллективное обсуждение всегда приводит к правильному решению, что дает положительную рефлексию при решении каждой задачи и в конце урока.
Уроки, проведенные с использованием сценария – квеста получились интересными и содержательными. В каждом сценарии на слайде учителя есть комментарий для успешного проведения каждого этапа по решению задачи. Каждый сценарий имеет тематическую среду. Первый урок разбирает Олимпиадные задачи 2018-2019 года, во втором собраны задачи связанные со сказочными героями, а в третьем для создания игровой среды используются исторические достопримечательности (в комментариях учителю имеется небольшая историческая справка о представленной достопримечательности).
Здесь я представляю Вам примерный ход урока с использованием 4 этапа сценария
Комментарий учителя
Итак, давайте рассмотрим задачу! Нашим героям нужно подняться по лестнице. За один раз можно подняться на одну или две ступеньки. Сколько существует способов добраться до 5-й ступеньки?
Я думаю, наши герои помогут нам рассмотреть разные способы?
Давайте попробуем (желающие ученики выходят к доске можно вызвать двоих):
Вопрос: сколько существует способов подняться на 1 ступеньку?
Ответ – 1 (учащийся показывает способ, перемещая выбранного героя).
Хорошо, а на вторую?
Ответ - 2 (первый учащийся показывает 1 способ, другой второй).
Молодцы! Подсказываем: Давайте представим, что вторая ступенька это число 2 и поднятие на 1 ступеньку рассматривать как действие +1, а на две +2, следовательно, число 2 можно получить двумя способами: 0 +1+ 1=2 и 0 + 2=2 (0 стартовая позиция).
Предлагаем остальным учащимся записывать предложенные способы, которые показывают у доски и помогать в решении задачи.
3 ступенька (число 3): 0+1+1+1=3, 0+1+2=3, 0+2+1=3 - три способа.
4 ступенька (число 4): 0+1+1+1+1=4, 0+1+2+1=4, 0+1+1+2=4, 0+2+1+1=4, 0+2+2=4 - 5 способов.
5 ступенька (число 5): 0+1+1+1+1+1=5, 0+1+2+2=5, 0+2+2+1=5, 0+2+1+2=5, 0+1+1+1+2=5, 0+1+2+1+1=5, 0+1+1+2+1=5, 0+2+1+1+1=5 - 8 способов.
А теперь, ребята, давайте запишем наше решение в таблицу:
Ступенька | Количество способов |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
8 |
Обратите внимание, что если мы сложим первые полученные способы 1 + 2, то получим 3 – количество способов подняться на 3 ступеньку; 2 + 3 = 5 - количество способов подняться на 5 ступеньку; 3 + 5 = 8 - количество способов подняться на 8 ступеньку.
Ответ: 8 способов.
Итак, мы с вами решили задачу двумя способами: первый способ подсказал нам второй вариант решения!
Молодцы! Давайте посмотрим, какие приключения ждут наших героев дальше!
Ход урока на примере использования 6 этапа
Итак, наши герои попали в сад и собрали яблоки, но они не смогли просто так пройти мимо каждого сторожа, в результате у мальчиков осталось 10 яблок, когда они прошли последнюю дверь. Давайте поможем ребятам решить эту задачу, чтобы они продолжили путешествие и попали домой! Мне кажется, задачу надо решать, начиная с последней двери. Давайте подумаем: если они отдали половину яблок то, сколько яблок у них было, когда они проходили последнюю дверь?
Подводим ребят к ответу: 20.
Тогда сколько они отдали сторожу, если у них было 20 яблок?
Подводим ребят к ответу и фиксируем на доске 20 яблок у последней двери, 10 у сторожа.
Хорошо, а если у мальчиков было 20 яблок, когда они прошел сторожа 3 двери, отдав ему половину то, сколько у них было яблок, когда они подошли к двери?
Подводим ребят к ответу: 40.
Значит, было 40 яблок, половину мальчики отдали сторожу то, сколько яблок они отдали?
Подводим ребят к ответу: 20.
Аналогично рассуждая, определяем количество яблок, которое мальчики отдали у второй и первой двери, фиксируя все на доске.
Ну а теперь давайте сложим количество яблок, которое получили сторожа 10 + 20 + 40 + 80.
Ответ ребят: 150.
Обсуждаем второй вариант решения:
После прохождения каждой двери количество яблок уменьшалось в 2 раза. Так как дверей было четыре, яблок сначала было 10·2·2·2·2 = 160. Учитывая, что 10 яблок осталось у мальчиков, стражники забрали 160−10 = 150 яблок.
Молодцы! Задача успешно решена, и мы путешествуем дальше!
Используемый источник условий задач: http://vos.olimpiada.ru/