Подготовка учащихся 5–6-х классов к Олимпиаде по информатике с помощью интерактивных уроков в МЭШ

Разделы: Информатика


ID:684546:https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/684546

ID:743365: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/743365

ID:818041: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/818041

Цель урока: Знакомство учащихся с алгоритмом решения Олимпиадных задач.

Вступление: Решение Олимпиадных задач всегда вызывает интерес учащихся и родителей. В то же время процесс решения Олимпиадных задач и получение ответа часто вызывает трудности. К любой Олимпиаде надо готовиться и чем раньше, тем успешнее будет результат. Олимпиада по информатике начинается с 5 класса. В 5 и 6 классах дети еще с удовольствием воспринимают игровые элементы в обучении. Проанализировав Олимпиадные задачи, я разработала сценарии уроков, которые представляют собой небольшой квест, проходя который ребята решают Олимпиадные задачи. Возможность перемещать героев вводит ребят в игру, дает возможность рассуждать, лучше видеть свои ошибки. Коллективное обсуждение всегда приводит к правильному решению, что дает положительную рефлексию при решении каждой задачи и в конце урока.

Уроки, проведенные с использованием сценария – квеста получились интересными и содержательными. В каждом сценарии на слайде учителя есть комментарий для успешного проведения каждого этапа по решению задачи. Каждый сценарий имеет тематическую среду. Первый урок разбирает Олимпиадные задачи 2018-2019 года, во втором собраны задачи связанные со сказочными героями, а в третьем для создания игровой среды используются исторические достопримечательности (в комментариях учителю имеется небольшая историческая справка о представленной достопримечательности).

Здесь я представляю Вам примерный ход урока с использованием 4 этапа сценария

Комментарий учителя

Итак, давайте рассмотрим задачу! Нашим героям нужно подняться по лестнице. За один раз можно подняться на одну или две ступеньки. Сколько существует способов добраться до 5-й ступеньки?

Я думаю, наши герои помогут нам рассмотреть разные способы?

Давайте попробуем (желающие ученики выходят к доске можно вызвать двоих):

Вопрос: сколько существует способов подняться на 1 ступеньку?

Ответ – 1 (учащийся показывает способ, перемещая выбранного героя).

Хорошо, а на вторую?

Ответ - 2 (первый учащийся показывает 1 способ, другой второй).

Молодцы! Подсказываем: Давайте представим, что вторая ступенька это число 2 и поднятие на 1 ступеньку рассматривать как действие +1, а на две +2, следовательно,  число 2 можно получить двумя способами: 0 +1+ 1=2 и 0 + 2=2 (0 стартовая позиция).

Предлагаем остальным учащимся записывать предложенные способы, которые показывают у доски и помогать в решении задачи.

3 ступенька (число 3): 0+1+1+1=3, 0+1+2=3, 0+2+1=3 - три способа.

4 ступенька (число 4): 0+1+1+1+1=4, 0+1+2+1=4, 0+1+1+2=4, 0+2+1+1=4, 0+2+2=4 - 5 способов.

5 ступенька (число 5): 0+1+1+1+1+1=5, 0+1+2+2=5, 0+2+2+1=5, 0+2+1+2=5, 0+1+1+1+2=5, 0+1+2+1+1=5, 0+1+1+2+1=5, 0+2+1+1+1=5 - 8 способов.

А теперь, ребята, давайте запишем наше решение в таблицу:

Ступенька

Количество способов

1

1

2

2

3

3

4

5

5

8

Обратите внимание, что если мы сложим первые полученные способы 1 + 2, то получим 3 – количество способов подняться на 3 ступеньку; 2 + 3 = 5 - количество способов подняться на 5 ступеньку; 3 + 5 = 8 - количество способов подняться на 8 ступеньку.

Ответ: 8 способов.

Итак, мы с вами решили задачу двумя способами: первый способ подсказал нам второй вариант решения!

Молодцы! Давайте посмотрим, какие приключения ждут наших героев дальше!

Ход урока на примере использования 6 этапа

Итак, наши герои попали в сад и собрали яблоки, но они не смогли просто так пройти мимо каждого сторожа, в результате у мальчиков осталось 10 яблок, когда они прошли последнюю дверь. Давайте поможем ребятам решить эту задачу, чтобы они продолжили путешествие и попали домой! Мне кажется, задачу надо решать, начиная с последней двери. Давайте подумаем: если они отдали половину яблок то, сколько яблок у них было, когда они проходили последнюю дверь?

Подводим ребят к ответу: 20.

Тогда сколько они отдали сторожу, если у них было 20 яблок?

Подводим ребят к ответу и фиксируем на доске 20 яблок у последней двери, 10 у сторожа.

Хорошо, а если у мальчиков было 20 яблок, когда они прошел сторожа 3 двери, отдав ему половину то, сколько у них было яблок, когда они подошли к двери?

Подводим ребят к ответу: 40.

Значит, было 40 яблок, половину мальчики отдали сторожу  то, сколько яблок они отдали?

Подводим ребят к ответу: 20.

Аналогично рассуждая, определяем количество яблок, которое мальчики отдали у второй и первой двери, фиксируя все на доске.

Ну а теперь давайте сложим количество яблок, которое получили сторожа 10 + 20 + 40 + 80.

Ответ ребят: 150.

Обсуждаем второй вариант решения:

После прохождения каждой двери количество яблок уменьшалось в 2 раза. Так как дверей было четыре, яблок сначала было 10·2·2·2·2 = 160. Учитывая, что 10 яблок осталось у мальчиков, стражники забрали 160−10 = 150 яблок.

Молодцы! Задача успешно решена, и мы путешествуем дальше!

Используемый источник условий задач: http://vos.olimpiada.ru/