Формирование элементарных математических представлений – одно из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Источником математических знаний является реальная действительность, которая нас окружает; ее ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Целью дошкольного математического образования в соответствии с ФГОС ДО является развитие:
- логического мышления, конструктивных навыков;
- решений вариативных математических задач, стремлений преодолевать интеллектуальные препятствия;
- умений применять математику на практике, математического моделирования, а также использование ИКТ.
Программа возрастной группы для детей интеллектуально одаренных, оказывается достаточно простой, полученные знания по ней усвоены глубоко и прочно. Таким образом проблема детской одаренности является актуальной. Существует большое множество видов одаренности, проявление которых наблюдается уже в дошкольном возрасте. Одним из них является интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.
В нашем ДОУ в ходе наблюдений и при проведении психолого-педагогической диагностики выявляются интеллектуально одаренные дети.
Интеллектуально одарённые дети имеют определенные характерные черты:
- сильно развитая любознательность, пытливость;
- желание находить проблемы и стремление их решать, активно используя эксперименты;
- в познавательной деятельности высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания;
- раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
Важным и одним из основных направлений в нашей работе с детьми, которые имеют склонность к математике, является развитие у них логического мышления. Эта работа предполагает формирование приемов мыслительной деятельности, умений видеть и устанавливать причинно-следственные связи, выкладывать простейшие умозаключения, делать выводы. Это направление способствует развитию логического мышления у дошкольников. При его реализации дети поглощены в мир восприятия задач-шуток, занимательных вопросов. Они увлеченно ищут ходы решения, ведущие к результату. Им интересен итог, к которому они стремятся. Решение задач-головоломок воспитанникам доставляет огромное удовольствие. Игры на моделирование плоских или объемных фигур способствуют развитию образного и логического мышления, пространственных представлений, содействуют развитию познавательной активности детей, воображения. Все развивающие игры применяются в свободной игровой деятельности детей. Воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно выбирать материал, создавать, придумывать интересные задачи и полученный опыт применять в самостоятельной деятельности.
В нашем ДОУ также большая роль отводится оформлению математических уголков в группах. Они удовлетворяют потребностям, интересам, интеллектуальным запросам ребенка. В математических уголках содержится большое и разнообразное количество игр и пособий: (игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Логическая мозаика»; развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; игры на классификацию, обобщение, сравнение, анализ; игры на развитие логического мышления - развивающие игры В. В. Воскобовича); книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры.
Индивидуальный подход в обучении предусматривает создание удобных и практичных условий для развития способностей каждого ребенка. Поэтому в организации образовательного процесса применяется принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Формирование полноценных математических представлений и развития познавательных интересов у дошкольников очень важно использовать ТРИЗ. Организованная деятельность приобретает интегрированный характер (у детей вместе с формированием математических представлений, развивается речь, способности к изобретательской деятельности); в связи с этим у детей появляется инициативность, раскованность, индивидуальность, нестандартность мышления, уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
Использование перечисленных игр способствуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
Большое значение в работе с одаренными детьми по развитию математических способностей, имеет организация работы с их родителями. И одним из важных моментов является их активизация.
Для педагога огромное значение имеет не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения. Работа воспитателя с семьей состоит в том, чтобы заинтересовать родителей в выполнении какой-то части программы, в виде конкретных советов и разъяснений, и в дальнейшем принимать от них помощь.
Взаимодействие с родителями воспитанников разрабатывается по следующим направлениям:
- Информационно-аналитическое направление (анкетирование, беседы, опросы родителей).
- Познавательное направление (консультации, беседы, тематические собрания).
- Наглядно-информационное направление (папки передвижки, брошюры).
ДОУ проводит работу по распространению психолого-педагогических знаний среди родителей, по знакомству с современными подходами в математическом развитии детей, по рекомендации к использованию литературы и активизирует их деятельность на воспитание и развитие своего ребенка.
С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа.
Для более эффективного внедрения родителей в жизнь детей в детском саду, большое значение имеет посещение членами семьи образовательной деятельности, их наблюдение за детьми в режимные моменты. Тем самым педагог дает возможность взрослым оценить знания и умения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей. По окончании образовательной деятельности необходимо обсудить с родителями, какие элементы следует перенести в практику семейного воспитания, как использовать те или иные методы в индивидуальной работе с ребенком дома.
Обогащению педагогических знаний родителей способствуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, с выступлениями не только педагогов, но и самих родителей.
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Всем известно, что от глубоких математических знаний, полученных в дошкольном возрасте, зависит успешность обучения математике в начальной школе.