Класс: 7 класс.
Цель: Формировать навыки создания ландшафтной композиции с использованием архитектуры малых форм (в технике коллажа).
Учебные задачи:
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- умение отражать впечатления в творческой работе;
- развитие композиционного мышления и воображения;
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- умение решать творческие задачи на уровне импровизации;
- умение прогнозировать результат творческой деятельности;
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
- умение использовать различные художественные материалы;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности, распределять виды и формы работы, договариваться о разнообразии образов;
Оборудование:
- Зрительный ряд: Презентация «Дизайн сада. Коллекция идей».
- Литературный ряд: отрывок из стихотворения Жана Де лиля (18 век)
- Музыкальный ряд: А.Вивальди «Времена года».
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
Материалы и инструменты: цветная бумага, клей, ножницы, гуашь, акварель, бумага, кисти; веточки, сухие соцветия, природный материал, вырезки из журналов.
Учитель даёт консультации по выполнению заданий в каждой из групп.
- В пейзаже должно чувствоваться уходящее вдаль пространство, а каждый предмет, каждое дерево должно быть представлено своими характерными чертами. Надо дать как бы индивидуальный портрет дерева - ствол, ветви, характер кроны, листвы и группировки листьев.
- Кроме того, нужно стремится передать не только силуэт, но и объем дерева. Надо найти такое решение для изображения листвы, которое сразу бы позволило понять, какое дерево перед нами.
- При рисовании земли надо следить, чтобы она воспринималась зрителем, как горизонтальная и уходящая вдаль от зрителя. Овладению пейзажем поможет рисование «микро пейзажей», то есть малых природных форм - камней, кусков дерна, веток, травы. Такие детали на первом плане делают пейзаж живым.
- Большое значение в пейзаже имеет вода. Обратим внимание на взволнованную воду. Под напором ветра вода как бы превращается в ряд выпуклых и вогнутых зеркал. Поэтому целостное отражение нарушается, прерывается, сохранившись лишь на горбинках волн и в ложбинках между ними. Скаты волн, обращенные к нам, будут отражать небо, прерывая основное отражение.
- Вблизи от наблюдателя, где волны воспринимаются почти сверху, эти разрывы будут минимальными; вдали же они будут преобладать, а основное отражение почти исчезнет.
- Надо разобраться в форме и природе облаков. Облака не приклеены на вертикальную плоскость, они как бы подвешены в пространстве параллельно шаровой поверхности земли. Поэтому самые большие облака - это верхние (то есть ближайшие к нам), а самые маленькие - это нижние (то есть наиболее удаленные от нас в пространстве).
Литература
1. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» (рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн), Издательский центр «Академия», 2006;
2. Н.Дубровская «Дизайн сада. Коллекция идей», 2006;
3. В.И.Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества» Москва, «Владос», 2004;
4. О.В.Свиридова «Изобразительное искусство» 5 класс, Поурочные планы Волгоград, «Учитель» 2007.