Уважаемые родители!
Правильная речь вашего ребёнка способствует его успешному обучению. Устной речью он овладевает ещё до школы, письменной - уже в школе. Чем лучше будет развита устная речь ребёнка, тем легче ему будет даваться чтение и письмо.
В возрасте 7 лет у ребёнка должно быть сформировано:
- правильное звукопроизношение (произношение звуков должно быть четким и хорошо артикулируемым);
- фонематический слух и восприятие (ребёнок должен уметь повторять слоги в определенной последовательности, различать слова со сходным слоговым составом, определять определённый звук в ряду других звуков);
- правильное произношение слов различной слоговой сложности;
- лексическая сторона речи (обобщающие понятия, подбор прилагательных к существительным, подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам);
- грамматический строй речи (ребенок должен уметь понимать предложные конструкции с обозначением места, уметь преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное, уметь согласовывать числительные с существительными, уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные, уметь образовывать глаголы при помощи приставок);
- связная речь, т.е. умение ребенка пересказывать текст, умение рассказывать по картинке, умение передать содержание серии сюжетных картинок, умение рассказывать истории из личного опыта, умение заучивать наизусть небольшие стихотворения, умение отгадывать загадки.
Родителям следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии ребёнок может различать на слух все звуки речи. Это является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и упражнения на развитие: слухового внимания, фонематического слуха, речи.
«Телефон». Играть можно и вдвоем и большой группой детей. Выбирается первый ребёнок (водящий) с которого начинается игра – «телефон», который должен повторять то, что ему скажут. Начинать лучше с простых слов, затем перейдите к более трудным со сложной слоговой структурой. Также в игре можно использовать и словосочетания. Если «телефон» передал правильно сказанное слово или словосочетание, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.
«Говорушка». Необходимо обратить внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Для этого попросите ребёнка прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения-скороговорки: «Баран-буян залез в бурьян», «Валин валенок провалился в прогалинок», «У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке из костяных пластинок черепашья рубашонка». Детям нравятся разные словесные игры, они с радостью повторяют их, а также придумывают собственные.
«Дом». Ребёнку предлагается построить дом из слов-кирпичиков. Каждый кирпичик это новое придуманное слово. Изменять можно только одну букву. Например: мочка-дочка-почка-кочка-бочка. Также для этой игры, можно использовать набор кубиков «Лего».
Также детям можно предложить и такие игры-упражнения, где ребёнку нужно хлопнуть в ладоши, если он услышит определённый звук, например, звук «ш». Затем предлагается усложнить задачу, нужно хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, в котором есть определённый звук, например, звук «ш». В предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук «ш» надо произносить несколько подчеркнуто.
Упражнение-тест. Ребёнку предлагается составить схему слова, которое изображено на картинке в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову.
Дорогие родители! Заниматься с детьми по развитию компонентов речи нужно систематично, с постепенным усложнением заданий.
Успехов вам в этом нелёгком, но необходимом общении с ребёнком!