Все больше времени наши дети проводят в сети Интернет: общаются, находят нужную информацию для выполнения домашних заданий, смотрят фильмы, слушают музыку и, конечно, играют.
Ежегодно несколько лет подряд с сентября по ноябрь проводится Единый урок по безопасности в сети «Интернет», который представляет собой цикл детских мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности, и направлен на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве [1].
В ходе проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» не только обучающиеся, но и родители на родительских собраниях и при проведении индивидуальных бесед узнают основные проблемы, явления и определения интернет угроз для детей различного возраста. Как с этими угрозами бороться, в онлайн и реальном пространстве.
Как известно процесс обучения проходит наиболее эффективно, если новые знания приобретены учащимися в ходе деятельности.
Цикл занятий для 5-7 классов «О правилах безопасности в сети Интернет» дает возможность обучающимся в ходе проектной деятельности усвоить основные правила безопасной работы в сети Интернет.
Занятия рассчитаны на обучающихся, имеющих первичный опыт работы с персональным компьютером. Обучение носит практический характер и строится на сочетании деятельностного подхода и потребности в усвоении правил безопасного пользования сетью Интернет. Важнейшим аспектом цикла занятий является продолжение обучения навыкам самостоятельной работы учащихся, в том числе поиску необходимой для выполнения заданий информации.
Работа над проектом ведется по определенному алгоритму, сочетающему выполнение заданий по образцу, поиск нужной информации, работу с компьютером, выбор наиболее подходящих вариантов, творчество и дополнительные возможности. При выполнении проекта обучающиеся могут работать индивидуально или в парах, сохраняя результат каждого занятия в папке проекта. На занятии по созданию комбинированного документа обучающимся необходимо использовать разработанные другими участниками проекта материалы.
В основе всех заданий проекта лежит тема «Безопасность в сети Интернет». Содержание итоговых проектов носит социальный характер. Обучающиеся совершенствуют не только свои навыки работы на компьютере, но и закрепляют ранее полученные знания в ходе проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет».
В процедуре защиты проектов принимают участие обучающиеся, их руководители, родители, представители администрации школы. По итогам защиты и обсуждения принимается решение о возможности распространения результатов проектной деятельности (листовок, презентаций, буклетов) среди обучающихся, родителей, работников школы, а также жителей города.
Цель цикла занятий: формирование ключевых компетентностей у учащихся посредством интеграции самостоятельной познавательной деятельности, направленной на исследование актуальных проблем безопасности в сети Интернет, а также включение обучающихся в распространение информации по проблеме в обществе.
Задачи цикла:
- формирование навыков безопасного пользования сетью Интернет;
- развитие навыков командной работы, сотрудничества с учащимися и педагогом;
- формирование личностных и метапредметных универсальных действий через исследовательскую деятельность;
- формирование и повышение грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения поставленной цели и решения задач были выбраны оптимальные для каждой параллели обучающихся формы работы, а также результаты проектной деятельности.
Формы работы, количество занятий и результат проектной деятельности для каждой параллели представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результат проектной деятельности
Класс | Форма работы |
Программное обеспечение |
Количество занятий |
Результат проектной деятельности |
5 |
Индивидуальная, работа в парах |
Текстовый процессор, графический редактор |
5 |
Листовка (брошюра) |
6 |
Индивидуальная, работа в парах |
Текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций |
5 |
Презентация |
7 |
Индивидуальная, работа в парах |
Текстовый процессор, графический редактор, настольная издательская система |
5 |
Буклет |
На каждом занятии цикла обучающимся предлагается работа с информацией представленной в разных видах, но имеющей одинаковое содержание. Основные виды деятельности для каждого занятия цикла представлены в таблице 2.
Таблица 2. Содержание занятий
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
Занятие 1. |
Просмотр примеров проектов; Планирование и обсуждение содержания и этапов проекта; Требования к содержанию и оформлению проекта. |
||
Занятие 2. Создание текстового документа |
Набор предложенного текста; Редактирование и форматирование текста, согласно правилам ввода текста; Сохранение текстового документа в папке проекта. |
Поиск и копирование текста из сети Интернет; Редактирование и форматирование текста, согласно правилам ввода текста; Сохранение текстового документа в папке проекта. |
Набор авторских текстов; Редактирование и форматирование текста, согласно правилам ввода текста; Сохранение текстового документа в папке проекта. |
Занятие 3. |
Раскрашивание предложенного изображения; Дополнение изображения отдельными элементами; Сохранение изображения в папку проекта. |
Воспроизведение изображения по образцу; Дополнение изображения отдельными элементами; Сохранение изображения в папку проекта. |
Создание иллюстраций к авторским текстам; Сохранение изображения в папку проекта. |
Занятие 4. |
Создание листовки путем объединения ранее созданных документов; Сохранение проекта. |
Создание презентации путем объединения созданных всеми группами документов; Сохранение проекта. |
Создание буклета путем объединения созданных всеми группами документов; Сохранение проекта. |
Занятие 5. |
Представление и обсуждение проектов; Выбор лучших проектов.
|
Навыки работы с программными продуктами, полученные при выполнении практических заданий, легко переносятся на выполнение самых разнообразных работ на уроках по любому предмету.
Цикл занятий построен таким образом, что обучающиеся последовательно выполняют части проекта, которые представляют собой законченные работы. Это очень важно, поскольку ждать отложенного результата обучения детям, как известно, очень трудно.
В процессе создания проекта ребята учатся самостоятельно оценивать свою работу. Требования к выполнению заданий и оформлению проекта известны ученику еще до начала работы.
Возможный вариант раздаточного материала, разработанный на основе брошюры МТС «Дети в Интернете» [2] для выполнения проектов в 5 классе представлен в таблице 3.
Таблица 3. Раздаточный материал для выполнения проектов в 5 классе
Правило | Текст |
Изображение |
Не спеши отправлять SMS |
Иногда тебе в сети Их условия не сложны: Ты мошенникам не верь, |
|
Используй антивирус |
Вдруг из щели между строк Может файлы он стирать, |
|
Не рассказывай о себе |
В Интернете, как и в мире, Чтобы вор к нам не пришёл, |
|
Будь дружелюбен |
В Интернете злые «тролли» Им дразнить людей прикольно, Сам же вежлив оставайся, |
|
Осторожно с незнакомыми |
Злые люди в Интернете |
|
Установи фильтр |
В интернете сайты есть- Чтобы не перепугаться |
|
Спрашивай взрослых |
Если что-то непонятно, Есть проблемы в интернете? |
Далее представлены примеры работ учащихся 6-7 классов:
Литература
- Материалы вебинара. Единый урок безопасности в интернете. Советы от Лаборатории Касперского. https://events.webinar.ru/9331/1526505/7e499b19d66a7ddd1ab9bdd747d8b2c9
- МТС. Дети в Интернете. http://detionline.com/assets/files/mts/raskraska.pdf