Предмет: Основы православной культуры.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: акцентировать внимание детей на ответственности человека за сохранение природы.
Задачи:
- обучающие
- систематизирование знаний детей об экологической катастрофе, которая грозит планете, если люди не вспомнят, что природа – храм Божий.
- познакомить детей с суждением М.В.Ломоносова о великом христианском служении – изучать законы природы;
- систематизирование знаний детей об экологической катастрофе, которая грозит планете, если люди не вспомнят, что природа – храм Божий.
- воспитательные - воспитание уважения и чувства личной ответственности за сохранение и приумножение природы;
- развивающие – развитие экологического мышления и умения его применять в жизни.
Планируемые результаты:
предметные
- учащиеся узнают, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца;
- почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться;
метапредметные
- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию;
- моделировать на основе текста самостоятельные высказывания.
личностные:
- формировать личную ответственность за сохранение природы,
- развивать нравственно-этические чувства - милосердие.
Основные термины и понятия урока: ответственность за мир, христианское милосердие, ковчег, экология.
Информационно-образовательная среда:
- мультимедийная установка,
- презентация к уроку,
- учебник
- раздаточный материал
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесные, проблемно-поисковые, практические.
Ход урока
Этап 1. Вводный (мотивационно-организационный) – 3 мин.
Организация деятельности учащихся.
Учитель.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Надеюсь, что наш встреча будет для вас полезной, урок - познавательным, а эмоции – положительными.
Этап 2. Основной (информационно-аналитический)
1. Подготовка к восприятию нового материала. – 12 мин.
Учитель. Послушайте отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Котёнок»:
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!»- и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс котёнка домой и уж больше не брал его с собой в поле.
Вопросы для обсуждения:
1. Оцените поступок Васи. (Ответы детей: Вася поступил храбро. В начале он не подумал о том, какая беда может случиться с маленьким, беззащитным, несмышленым котенком, но потом вспомнил пословицу «Мы в ответе за тех кого приручили» и пришел на помощь.)
2. Что могло произойти, если бы дети не услышали крика охотника? (Ответы детей: Котенок мог бы погибнуть.)
3. Можно ли было избежать такой ситуации? (Ответы детей: Да, если бы Вася был более ответственным.)
4. Как поступил мальчик по отношению к котенку? (Ответы детей: Проявил милосердие, заботу.)
Итак, мы обсудили ситуацию, в которой мальчик проявил милосердие к котенку.
Учитель.
- А как с точки зрения православной культуры мы называем человека? (Христианин.)
Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен, иже и скоты милует» («Блажен человек, который и животных милует»).
Милосердное отношение к животным проявляется например, в том, что человек заботится о домашних питомцах и жалеет их, не выбрасывает на улицу, как ненужную вещь, даже если они состарились или стали доставлять неудобства. И конечно, христианин пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и борется против жестокого отношения к ним.
Христианин взаимодействует не только с животными, но и со свей природой.
2. Сообщение темы урока
Учитель.
Сегодня на уроке мы узнаем, что же делает человека выше природы и какую же ответственность несет человек за сохранение природы.
Тема нашего урока: «Отношение христианина к природе».
3. Работа над новым материалом. – 20 мин.
Учитель. Христиане верят в то, что у природы есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в природу. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца.
Комментированное чтение текста учебника
Задание 1 (фронтальная работа)
Учитель. Давайте с вами познакомимся со словами М.В.Ломоносова и ответим на вопрос: Почему необходимо познавать мир?
Чтение текста учебника на странице 84 абзац 2.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги - книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.
Ответим на вопрос: Почему необходимо познавать мир? (ответы детей)
Учитель. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.
Задание 2 (практическая работа)
Знакомясь с высказыванием Ломоносова мы можем выделить три ключевых понятия: Бог, человек, природа. У вас на столах лежат 3 круга. На каждом написано одно слова: Бог, человек, природа. В процессе чтения текста из учебника страница 84 (7 абзац) и страница 85 (1, 2, 3 абзацы) расположите их один над другим так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит.
После прочтения дети объясняют свой выбор: Бог выше человека, человек выше природы и несет за нее ответственность.
Учитель. К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе прекрасный храм Божий. Люди ведут хозяйство так жадно и бездумно, что, по сути, отравляют нашу планету. Воздух, вода и почва потеряли свою чистоту. Некоторые виды животных исчезли с лица земли.
К чему это может все привести? (ответы детей)
Учитель, обобщая ответы детей.
Мир надо не только познавать. В мире надо трудиться, а иначе все это может привести к экологической катастрофе.
Задание 3
Учитель. Однажды мир уже пострадал из-за человека. Давайте прочитаем с вами на странице 85 учебника в разделе это интересно библейскую историю и рассмотрим на странице 84 репродукцию А.Айвазовского «Всемирный потоп» (дети рассматривают картину и сообщают как художник воплотил библейскую историю).
Имея опыт прошлого, наша задача не повторять эти ошибки в настоящем.
Сегодня, люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы ее защиты.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.
Физминутка
Учитель.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем-
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Дети выполняют упражнения.
Самостоятельная групповая работа учащихся (мини-проекты)
Учитель. Сейчас я предлагаю выполнить творческое задание в группах.
Группа 1.
Задание. Составьте правила поведения человека в окружающей нас природе.
Группа 2.
Задание. Нарисуйте знаки, которые показывают, что нельзя делать в лесу.
Группа 3.
Задание. Придумайте мероприятия по озеленению территории школы летом.
Организация учителем работы в группах. Защита проектов.
Обсуждение.
III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) - 10 мин.
1. Обобщение урока
Учитель.
- Вспомните тему урока.
- Каким же должно быть отношение людей к природе? (Милосердным, ответственным и т.д.)
Какими знаниями вы можете сегодня поделиться со своими родными, друзьями.
Прием «Закончи предложение»:
- Теперь я знаю….
- Теперь я могу….
- Теперь я умею….
2. Рефлексия
Учитель передает детям глобус и предлагает, передавая его друг другу, сказать, чем можно помочь планете?
3. Домашнее задание
Каждому из вас я выдала колышек от забора (картонный).
- Для чего нужны колышки? (Чтобы построить забор).
- Для чего нужен забор? (Чтобы защитить жилище).
Такой забор мы с вами организуем вокруг макета земного шара.
Дома ваша задача записать на нем доброе дело для природы.
Урок окончен. Спасибо!