I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность в рамках кружка “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы. В программе предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
II. Цель и задачи курса
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2 кл. «Секреты орфографии»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, во внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.
VI. Формы организации и виды деятельности
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, комбинированных, обобщающих, занятий-зачётов, занятий-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение орфографических заданий;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающегося.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1, 2 классов.
VI. Планируемые результаты
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
VII. Содержание программы
1-й класс «Путешествия по Стране Слов»
Тематическое планирование (33 часа)
Тема занятия |
Содержание занятий |
К-во часов |
|
1 |
В мире звуков |
Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». |
1 |
2 |
В страну слов |
Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». |
1 |
3-4 |
К тайнам волшебных слов |
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. |
2 |
5 |
Выбор друзей в Стране Слов |
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Парад Добрых слов. |
1 |
6 |
К сокровищам Станы Слов. |
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Игры «Назови по родству», «Кто больше?». |
1 |
7 |
Чудесные превращения слов |
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». |
1 |
8-9 |
В гости к Алфавиту |
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Игра «Волшебный колодец». |
2 |
10 |
К тайнам звуков и букв |
Разгадывание загадок. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». |
1 |
11 |
Встреча с Радугой |
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». |
1 |
12 |
В Страну Говорящих Скал |
Рассказ учителя о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» |
1 |
13 |
В глубь веков на Машине времени |
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. |
1 |
14 |
В Королевстве ошибок |
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». |
1 |
15 |
В Страну Слогов |
Игра на внимание «Исправь ошибки». Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». |
1 |
16 |
Неожиданная остановка в пути |
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. |
1 |
17 |
В удивительном городе Неслове |
Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. |
1 |
18-19 |
Чудеса в Стране Слов |
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. |
2 |
20 |
К словам разнообразным, одинаковым, но разным |
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. |
1 |
21-22 |
На карнавале слов |
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. |
2 |
23 |
В Театре близнецов |
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценка «Есть», «Конкурс загадок. |
1 |
24 |
Конкурс знающих |
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. |
1 |
25 |
Новое представление |
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко».. Игра «Найди друзей». |
1 |
26 |
Необычный урок |
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. |
1 |
27 |
Следопыты развлекают гостей |
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. |
1 |
28 |
В Клубе весёлых человечков |
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. |
1 |
29-30 |
К словам – родственникам. Почему их так назвали? |
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Тавтология. Игра «Домино». |
2 |
31 |
Экскурсия в прошлое |
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. |
1 |
32 |
Полёт в будущее |
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт». |
1 |
33 |
Итоговое занятие |
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов. |
1 |
|
Итого 33 часа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Родственные слова.
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Делить слова на слоги.
- Объединять слова в группы.
- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Составлять текст по вопросам учителя.
- Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2-й класс «Секреты орфографии»
Тематическое планирование (34 часа)
Тема занятия |
Содержание занятий |
К-во часов |
|
1 |
Как обходились без письма? |
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Заучивание песенок – «напоминалок». |
1 |
2 |
Древние письмена |
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». |
1 |
3 |
Как возникла наша письменность? |
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». |
1 |
4-5 |
Меня зовут Фонема |
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Н.Матвеева «Путаница». |
2 |
6-8 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». |
2 |
9-10 |
«Ошибкоопасные» места |
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. |
1 |
11 |
Тайны фонемы |
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». |
1 |
12-13 |
Опасные согласные |
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». |
2 |
14 |
На сцене гласные |
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! |
1 |
15 |
«Фонемы повелевают буквами» |
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. |
1 |
16 |
Ваши старые знакомые |
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. |
1 |
17-18 |
Правила о непроизносимых согласных |
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». |
2 |
19-20 |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
Знакомство с термином «самоинструкция». Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Игра «Найди подходящий транспорт». |
2 |
21 |
Строительная работа морфем |
Виды памяти. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. |
1 |
22-23 |
Где же хранятся слова? |
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. |
2 |
24-25 |
Поговорим о всех приставках сразу |
Игры с приставками. Работа со стихотворением С. Есенина. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. |
2 |
26-27 |
Слова – «родственники» |
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». |
2 |
28-30 |
Кто командует корнями? |
Чередование гласных в корне. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. |
3 |
31-32 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов. |
2 |
33 |
«Пересаженные» корни |
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. |
1 |
34 |
Итоговое занятие |
Олимпиада |
1 |
Итого 34 часа |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки согласных и гласных звуков.
Обучающиеся должны уметь:
- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.
VIII. Средства, необходимые для реализации программы
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2015.
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2016.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2016.
- Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. 2017.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А.В. Москва “Просвещение”, 2017.
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2017.
- Сборник загадок. Сост. М.Т.Карпенко. М., 2017.