«Мы должны не просто уверенно развиваться,
но и сохранить свою национальную и духовную идентичность,
не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»
Из Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию. 12.12.2012
Введение
«Гражданское общество – это та сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействую самостоятельно и свободно, исходя из своих индивидуальных целей и потребностей». (Л.М.Куликов «Основы социологии и политологии», М.: 2009).
Воспитание гражданственности и патриотизма – это не только мероприятия к знаменательным датам и участие в тематических акциях, но и внутреннее естественное состояние души, поэтому в ГБПОУ «Политехнический колледж имени П.А.Овчинникова формирование гражданской позиции – это непрерывный постоянный процесс, в рамках которого ежегодно проходит «Неделя, посвященная Дню народного единства».
Актуальность темы
30.12.2004 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Федеральный Закон, устанавливающий День народного единства – 4 ноября.
В целях формирования у обучающихся колледжа интереса к истории Отечества в политехническом колледже имени П.А.Овчинникова ежегодно проводится «Неделя, посвященная Дню народного единства».
Новизна данного исследования заключается в том, что при подготовке и проведении праздничных мероприятий обучающиеся и преподаватели различных дисциплин (истории, обществознания, литературы, русского языка) осуществляют комплексный подход к рассмотрению и анализу событий Смутного времени, подвига народа в деле освобождения страны от иноземных захватчиков, осмыслению роли личности в истории, становлению национальных и культурных традиций после окончания Смуты.
Основная цель работы - ответить на вопрос, что обеспечивает становление и укрепление гражданского общества и превращает людей в свободных граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретические:
Изучить литературу по теме.
- Выяснить значение терминов «гражданское общество», «Смутное время», «суверенитет государственный, национальный, народный», «власть», «государства», «долг», «гражданин», «нация», «патриотизм».
- Найти биографические данные участников этих событий (Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, Лжедмитрий 1, Марина Мнишек).
- Изучить и проанализировать события исторического прошлого.
практические:
- Привить умение работать с различными видами источников информации (исторический, литературный материалы, Интернет-ресурсы, библиотека МЭШ).
- Сравнить полученные результаты.
- Сделать выводы о знаниях, приобретенных в ходе работы.
Гипотеза – значение событий 1612 года в становлении российской государственности и формировании национального единства после окончания Смутного времени.
Методы исследования - поиск, анализ, сравнение, обобщение.
Основные этапы «Недели, посвященной Дню народного единства»
1. Ежедневные тематические линейки.
2. Конкурс сочинений «Я – гражданин России».
3. Анкетирование среди обучающихся колледжа «Что значит быть гражданином?»
4. Викторина.
5. Демонстрация видеофильма о становлении династии Романовых.
6. Подведение итогов. Награждение победителей.
Практическая значимость – пробудить интерес обучающихся к истории Отечества, формировать чувство гордости и ответственности за свою Родину, формировать уважение к законам страны.
Месторасположение и характеристика района исследования – Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Политехнический колледж имени П.А.Овчинникова».
Время проведения работы – сентябрь – ноябрь 2018 гг.
Основные термины, понятия, история вопроса
Школьный словарь. Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др., под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013.
ВЛАСТЬ – 1) способность и возможность отдельного человека (группы людей) распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения; 2) политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облеченных властными полномочиями, с. 13).
ГОСУДАРСТВО – центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобязательные законы и применять в необходимых случаях насилие, с.19).
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы и потребности граждан в различных сферах. (с.21)
ГРАЖДАНИН – лицо, обладающее правом гражданства. В понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть гражданином – значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям , культуре. (с.20)
ДОЛГ - одна из основных категорий этики (наряду с такими категориями, как добро, зло, ответственность, честь, совесть, достоинство). Наиболее тесно взаимодействует с понятиями «совесть» и «ответственность». Выражает отношение личности к обществу и другим людям. Чувство долга – важный показатель моральной зрелости личности, поскольку решение нравственной задачи, связанной с выполнением долга, осуществляется ею на сугубо добровольной основе, без какого-либо принуждения, с.29).
НАЦИЯ – (от лат. natio – народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, складывающаяся в процессе формирования единой экономической жизни, территории. Это понятие имеет два значения: 1) нация как этнокультурная (этносоциальная) общность с единым языком, культурой и исторической памятью; 2) нация как политическая общность , граждане одного государства, с.70).
ПАТРИОТИЗМ – (от греч. patris – отечество) – чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению, с.80).
СУВЕРЕНИТЕТ – (от фр. souverainete – верховная власть, верховенство, господство) – независимость от каких-либо внешних сил. … В политике различают суверенитет национальный (право нации определять формы своего политического существования), народный (полновластие народа), государственный (верховенство государственной власти на своей территории и независимость государства в международных отношениях, с. 129).
Основной прием - поиск информации, работа с различными видами информации, для этого были организованы три группы.
- Группа № 1 – поиск и анализ информации о Смутном времени, проведение тематических линеек.
- Группа № 2 – проведение анкетирования среди обучающихся колледжа.
Этап № 1. Разработка анкеты и проведение анкетирования
АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ – ЭТО ЗНАЧИТ:
Варианты ответа: |
Да |
Нет |
Любить и гордиться своей Родиной |
|
|
Служить в армии, в случае необходимости защищать ее интересы с оружием в руках |
|
|
Соблюдать законы РФ |
|
|
Знать историю государства |
|
|
Честно работать на благо страны |
|
|
2. ПАТРИОТИЗМ – ЭТО:
Варианты ответа: |
Да |
Нет |
Любовь к родному дому, городу, стране |
|
|
Верность национальной культуре и традициям |
|
|
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций в интересах своей страны |
|
|
Романтический образ, литературный вымысел |
|
|
Гордость за свою страну и нацию |
|
|
Этап № 2. Проведение ежедневных тематических линеек
Понедельник
«Смутное время впервые с болью ударило
по сонным русским умам,
заставило способных мыслить,
людей раскрыть глаза на окружающих,
взглянуть прямым и ясным взглядом
на свою жизнь»
В.О.Ключевский (storia44.ru)
Сегодня мы начинаем неделю гуманитарных дисциплин, посвященную Дню народного единства. Сегодня мы расскажем о начале Смутного времени, его причинах и последствиях.
Смутное время или Смута охватывает период с 1598 по 1613 годы. Среди причин Смуты историки выделяют следующие:
1. Пресечение династии Рюриковичей.
2. Тяжелое экономическое положение государства.
3. Борьба между боярами и царской властью.
4. Последствия опричнины, которая подорвала уважение народа к власти.
Начало смуты
После смерти бездетного царя Федора Иоанновича прекратилась династия Рюриковичей, на престол был избран Борис Годунов. Во время правления вновь избранного царя в 1601-1603 гг. разразился страшный голод из-за трех неурожайных лет, жертвами которых по некоторым данным стали около полумиллиона человек.
На фоне этих событий стал распространяться слух о том, что царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, погибший при странных обстоятельствах жив, следовательно, царствование царя Бориса незаконно. Григорий Отрепьев, беглый монах, объявил себя чудом спасшимся сыном Иоанна Грозного. Его принял король Польши Сигизмунд III. Лжедмитрий тайно принял католичество, обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. За помощь в борьбе за русский престол Лжедмитрий обещал передать Польше русские земли, Марине Мнишек Псков и Новгород. Армия наемников пересекла границу. Попытки остановить захватчиков были неудачны. В разгар войны неожиданно скоропостижно скончался царь Борис.
На трон взошел его сын Федор, который был свергнут и вскоре убит вместе с матерью.
Вторник
«Нам не пожалеть своих жизней…»
Кузьма Минин (liveinternet.ru)
Подвиг Минина и Пожарского
В 1606 году вспыхнуло восстание против Лжедмитрия. Самозванец был убит. На престол был возведен Василий Шуйский, власть которого была ограничена Боярской Думой. Шуйский призывает на помощь наемные иностранные войска. В 1610 году Василий Шуйский был отравлен. В Нижнем Новгороде начинает формироваться народное ополчение, вдохновителями и руководителями которого становятся нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Минин стал заведовать хозяйственной частью, а Пожарский – военным планированием. В марте 1612 года ополчение выступило по направлению к Ярославлю. В Ярославле воевода чуть не погиб от рук наемного убийцы, которого подослал атаман Иван Заруцкий. В июле войско выступило на Москву, в августе подошло к Троице-Сергеевой Лавре, а к началу сентября - к Москве. Подвиг Минина и Пожарского заключается в том, что они сумели сплотить народ на борьбу не только за православную веру, но и за становление суверенного государства.
При открытии памятника В.Г.Белинский сказал:
«Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!»
(dic.academic.ru dic.nsf/aphorism/2301/Белинский)
Среда
«Нет больше той любви, как кто душу свою отдаст за други своя».
Евангелие от Иоанна, Глава 15
Подвиг Ивана Сусанина
Иван Осипович Сусанин был крепостным дворян Шестовых и проживал в селе Домнино недалеко от Костромы. По преданию отряд польских шляхтичей задумал найти и убить избранного на русский престол царя Михаила Романова. Захватчики приказали Ивану Сусанину показать дорогу к месту, где скрывался царь с матерью. Иван Сусанин завел интервентов к Исуповскому болоту, из которого захватчики не смогли выбраться. Поняв, что они оказались в ловушке Поляки жестоко убили Сусанина. В это время молодой царь, предупрежденный зятем Сусанина об опасности, укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.
Иван Сусанин был изображен на памятнике «Тысячелетие России» в 1986 году. М.И.Глинка написал оперу «Жизнь за царя», в основе которой сюжет о подвиге русского крестьянина.
Четверг
]«Великое отчаяние всегда порождает великую силу».
Стефан Цвейг
tuki-druki.com/Aforizmi-Zweig.php
Освобождение Москвы
В августе 1612 году народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина разгромили польское войско, а 26 октября польский гарнизон, который оборонялся в Кремле, окончательно капитулировал. По церковному календарю освобождение столицы случилось в день Празднования иконы Казанской Божией Матери.
В 1613 году на престол был избран Михаил Романов, который основал новую династию, правившую Россией вплоть до 1917 года.
Икона Казанской Божьей Матери – одна из наиболее почитаемых в православном мире. По преданию образ был обретен в 1579 году в Казани после сильнейшего пожара, который уничтожил почти весь город. Дочери местного жителя девятилетней Матрене во сне явилась Богородица и указала место, где надо искать икону. Родители послушали дочь и на пепелище нашли образ Пресвятой Богородицы. Царь Иоанн Грозный, узнав историю обретения иконы повелел на месте обретения образа построить монастырь. Именно с этим образом связывают освобождение Москвы в 1612 году, икона была вместе с царем Петром 1 во время Полтавской битвы, перед ней молился М.И.Кутузов. Согласно историческим документам икона была доставлена в блокадный Ленинград, затем в Москву, перед иконой был отслужен молебен во время Сталинградской битвы.
Пятница
«Патриот – это человек, служащий родине,
а родина – это прежде всего народ».
Н.Г.Чернышевский (socratify.net/.../137352)
Рассказ о государственной символике.
ГИМНЫ РОССИИ
Государственную символику составляют флаг, герб, гимн, знак Президента.
Гимн – это песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество).
В истории нашего Отечества было 11 гимнов.
1. Первый гимн был создан на стихи Гавриила Державина и музыку Осипа Козловского «Гром победы раздавайся!» - 1791 -1816.
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
2. Второй гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» (неофициальный гимн)
1794-1816, на слова поэта Хераскова, музыка – Бортнянского
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в Небесах на троне,
В былинках на земли велик.
3. Третий гимн «Молитва русских», впоследствии стал называться «Боже, царя храни». (1816-1917) Слова Василия Жуковского, музыка Генри Кэри.
В конце 1816 года Александр I издал указ об исполнении этой мелодии при встречах императора. Утверждён указом Николая Первого от 30 апреля (12 мая) 1834 года. Слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова.
4. После революции 1917 года в качестве гимна использовались различные произведения.
- Гимн свободной Росси (сразу после Февральской революции) на стихи К.Бальмонта, музыка Гречанинова.
- Преображенский марш Добровольческой армии русского зарубежья.
- Рабочая Марсельеза. Перевод П.Лаврова, музыка Клода Жозефа Руже де Лиля.
Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
5. Интернационал 1918 -1944. Слова Эжен Потье (перевод А. Я. Коц, 1902), музыка Пьер Дегейтер.
6. В 1943 году, после победы под Сталинградом было принято решении об утверждении нового гимна. Музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана. Утверждён 14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Впервые новый гимн исполнен в ночь на 1 января 1944. Официально используется с 15 марта 1944.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
7. До 1990 года у РСФСР, единственной из всех союзных республик, не было своего гимна.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР принимает Постановление о создании государственного герба, государственного флага и гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки, что символизировало связь с историческим прошлом нашей Родины.
Утверждён Постановлением Верховного Совета РСФСР 23 ноября 1990. Слова гимна так и не были официально утверждены, хотя в 1990 году на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.
С декабря 1991 года, когда Россия стала независимым государством, стал государственным гимном РФ.
Утверждён в качестве такового Указом (№ 2127) президента России Б. Н. Ельцина 11 декабря 1993. Музыка М. И. Глинки
8. В декабре 2000 — феврале 2001 в Государственную думу были внесены 5 законопроектов о тексте гимна. Президент В.В. Путин внёс предложение - текст С. В. Михалкова в новой редакции. Законопроект был рассмотрен Государственной думой 7 марта 2001 года и в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С.В. Михалкова.
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Список ресурсов, использованных в проекте
Мероприятия |
Назначение |
Кем подготовлен |
Использование |
Подбор текстовых материалов |
Проведение тестирования, написание сочинений |
С.С.Максимова, преподаватель русского языка и литературы |
Использование в учебном процессе. |
Подбор материалов |
Подготовка викторины |
Библиотека ГБПОУ ПК им. П.А.Овчинникова |
Использование в учебном процессе |
Этап № 3. Проведение конкурса сочинений «Я – гражданин России»
Сочинение победителя конкурса «Я – гражданин России»
Лепа Филипп – студент 1-го курса, группа 11 ЭП
Я – гражданин России
Когда я выбрал эту тему, то решил выяснить, от какого слова произошло название нашей Родины. Я обратился к Интернету. Вариантов предостаточно! Одни ученые склонны считать, что происхождение названия связано со скандинавской версией, другие с влиянием сарматов, даже племя роксоланов приводится в качестве доказательств. А я думаю, что слово «Россия» произошло от слова «ось» - основа, стержень, на котором все держится.
Да…Интересно! Но еще более интересной предстает наша древняя история. Трудная, боевая! Сколько раз наша земля подвергается нападению извне, разорению, разграблению! Не прекращаются попытки разорвать, расчленить нашу страну и сейчас. И всякий раз Россия находила силы выстоять, не дрогнуть, не сдаться. Наши великие предки во все времена (порой тяжелые и суровые) смогли сохранить веру, язык, традиции и культуру. Нам оставлена в наследство огромная страна с неисчерпаемыми богатствами и нравственными скрепами, которые помогали выстоять и победить.
Мое поколение живет в мирное время. Над нами не свистят пули, не нужно в голодный год собирать колоски. Но жизнь не стала спокойнее. Вокруг нашей Родины строятся военные базы, вчерашние союзники отворачиваются, с разных сторон слышатся нелепые, абсурдные обвинения. А тут еще санкции… Слово-то какое неприятное, липкое, нерусское.
А страна живет, учится, работает, строит мосты и дороги, растит хлеб. Выдюжим, переживем! Как сказал один философ: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Это про нас, про нашу Россию!
В этом году вместе с мамой я ходил на выборы Президента Российской Федерации. Мне было интересно, как проходит процедура выборов. Казалось бы, чего проще: приходи, заполняй бюллетень и опускай его в урну для голосования. Но на какую-то минуту мне стало страшно. Мне скоро исполниться восемнадцать лет, и у меня будут все права и обязанности гражданина Российской Федерации. Нельзя будет перекладывать ответственность на других, искать оправдания за совершенные глупости и ошибки, играть с жизнью.
Мы все часть огромной страны. Что делает великой нашу страну? Бескрайние просторы? Конечно! Сильная армия? Без сомнения! Стойкий и мужественный народ? Волевой Президент? Да. Мы смотрим в будущее не только с надеждой, но и с уверенностью, что все преодолеем и победим.
И как тут не вспомнить слова Н.В.Гоголя: «Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться,— в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты... Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, поворачиваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Куда ты несешься, Русь? Вперед, только вперед. Так было всегда. Так всегда будет.
Этап № 4. Проведение викторины
ВИКТОРИНА
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Победителем считается группа, набравшая максимальное количество баллов.
Задание 1. Веселые загадки.
1. В Москве их 6, в Санкт-Петербурге их 14, в Новосибирске – 11, в Париже – 5, в Хельсинки – 9, а в Осло всего – 4.
О чем идет речь? (Буквы)
2. Назовите слово, в котором 40 гласных. (СОРОКа)
3. Чем заканчивается день и ночь? (Ь)
4. Какой месяц короче всех? (МАЙ)
5. Какой город может парить в воздухе? (ОРЕЛ)
6. Какой город самый сердитый? (ГРОЗНЫЙ)
7. Какой полуостров говорит о своей величине? (ЯМАЛ)
8. В названии какого города одно имя мальчика и сто имен девочек? (СЕВАстоПОЛЬ)
Максимальное количество баллов – 8
Задание 2. Закончи пословицы и поговорки.
1. Москва веками строилась
2. Москва слезам не верит
3. Москва - сердце России
4. Кто в Москве не бывал, красоты не видал
5. Видна из Кремля вся русская земля
6. Говорят в Москве, а слушают по всей стране
7. Москва - всем городам - мать
8. В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери
9. Из Москвы, как с большой горы все видно
10. В Москве калачи, как огонь горячи
11. Москвой-столицей весь народ гордится
Максимальное количество баллов – 11
Задание 3. Отгадай сказку по ключевым словам
1. Утка, яйцо, мечта, лебедь («Гадкий утенок»)
2. Дождь, горошина, тюфяк, («Принцесса на горошине»)
3. Девочка, крот, жених, эльф («Дюймовочка»)
4. Ведьма, собака, принцесса, солдат («Огниво»)
5. Ткачи, платье, процессия, мальчик («Новое платье короля»)
6. Царевна, жених, солнце, месяц («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
7. Избушка, новый дом, дворец, избушка («Сказка о рыбаке»)
Максимальное количество баллов – 7
Задание 4. Отгадай героев по стихам.
1.
На чем в гостях вдали от дома,
Играл Садко царю морскому? (ГУСЛИ)
2.
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей. (СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК)
3.
Вспомним басню. Что за птица
В ней поверила лисице? (ВОРОНА)
4.
Козел, Мартышка Мишка
Взялись играть квартет.
Читал Крылова книжки?
Скажи, кого здесь нет? (ОСЕЛ)
5.
Кто, скажите всем на диво
Появлялся из огнива? (ТРИ СОБАКИ)
6.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта. (СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА)
7.
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит (ИБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ)
8.
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть хранится. (ИГЛА)
9.
Уплетая калачи,
Едет парень на печи. (ЕМЕЛЯ)
10.
Братишка ей не подчинился
И вот в козленка превратился (АЛЕНУШКА)
Максимальное количество баллов – 10
ИТОГО: 36 баллов
Победитель викторины – Группа 11 ЭП, 1-й курс
Этап № 5. Составление генеалогического древа династии Романовых
Результаты:
Во время проведения мероприятий в рамках «Недели, посвященной Дню народного единства» были достигнуты следующие результаты:
1. Использование и внедрение материалов Библиотеки МЭШ в ежедневной педагогической деятельности.
2. Формирование устойчивого интереса к истории нашей страны. Увеличение на 18% посещения библиотеки.
3. Увеличение количества волонтеров на 53%.
4. Увеличение членов военно-патриотического клуба «ФОРПОСТ» на 30%.
5. Увеличение тематических линеек с участием обучающихся на 25%:
1) линейка, посвященная 100-летию со дня рождения писателя Д.А.Гранина;
2) линейка, посвященная дню рождения писателя-фольклориста П.П.Бажова;
3) линейка, посвященная снятию блокады Ленинграда;
4) линейка, посвященная годовщине Сталинградской битвы;
5) линейка, посвященная 30-летию вывода советских войск из Афганистана;
6) линейка, посвященная 25-летию Конституции Российской Федерации;
7) линейка, посвященная Дню родного языка;
8) линейка, посвященная Дню защитника Отечества;
6. Участие обучающихся в различных городских мероприятиях:
1) Конкурс сочинений «Роль Московской городской Думы».
2) Web-квест «Знатоки Конституции».
3) Проведение «Единого открытого урока прав человека».
4) Подготовка проекта «Я – гражданин России».
Вывод
Одна из основных задач системы образования – воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, уважения традиций, стремлении жить и работать на благо Родины и своей семьи, в духе справедливости и добра. Об этом говорил Президент В.В.Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию: «Система образования должна строиться вокруг сильного одаренного учителя... Школа не просто передает набор знаний. Качественное обучение без воспитания невозможно» (из послания Федеральному собранию от 18.12.2013). Педагогический коллектив, мастера производственного обучения, администрация колледжа в своей повседневной практической деятельности стремятся выполнить эти задачи.
Заключение
История нашей страны доказывает, что суверенитет государства всегда актуален. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ (статья 3, Конституция РФ).
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (статья 80, Конституция РФ).
Литература
1. Википедия ru. Wikipedia.org
2. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 12.12.2012 г., 18.12.2013 г., 20.02.2019г.
3. Интернет-ресурсы
- liveinternet.ru
- tuki-druki.com/Aforizmi-Zweig.php
- socratify.net/.../137352
4. Евангелие от Иоанна, Глава 15
5. Указ (№ 2127) президента России Б. Н. Ельцина 11 декабря 1993.
6. Н.В.Гоголь, «Мертвые души», издательство АСТ, М.: 2018
7. В.Г.Белинский dic.academic.ru›dic.nsf/aphorism/2301/Белинский
8. Л.М.Куликов «Основы социологии и политологии», М.: 2009.
9. Русские пословицы и поговорки и их значение. nickdegolden.ru russkie-poslovicy-pogovorki/10. Конституция РФ, ЭКСМО, М.: 2015. Обществознание. Школьный словарь.
11. Школьный словарь. Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др., под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013.