Своё выступление я хочу начать с краткого обзора проблем развития математического образования. Условно их можно поделить на 2 класса: проблемы мотивационного и проблемы содержательного характера. К проблемам мотивационного характера относится низкая мотивация школьников, связанная с общественной недооценкой значимости математического образования. В первую очередь это связано с тем, что он вынужден изучать материал, не отвечающий его потребностям, а часто и способностям, а также нацеленность не на получение фундаментальных системных математических знаний, а на сдачу экзамена, что особых усилий не требует, если ребенок не собирается сдавать профильную математику.
Таким образом, проблема мотивации школьников к учебной деятельности является одной из самых сложных, и каждый учитель решает её по-своему.
Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать урок, учитывая условия обучения и состав учащихся. Но ясно одно - учителю нужно владеть не только репродуктивными методами ведения урока, но и вносить в свой урок что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
В своей работе я исхожу из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков систематически используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
Эти приемы и методы я могу разделить на пять видов:
- Включение в урок заданий с элементами занимательности.
- Проведение нестандартных (в основном, обобщающих, итоговых) уроков.
- Включение в урок элементов проблемного обучения.
- Применение информационных технологий и обучающих сервисов.
- Проектная и исследовательская деятельность.
Остановлюсь более подробно на каждом типе.
Задания с элементами занимательности
К элементам занимательности я отношу задания, непосредственно связанные с программным материалом, которые удаётся органично вкраплять в структуру урока, придавать ему дидактические, развивающие и познавательные функции.
Например, это может быть математический диктант, графический диктант, самостоятельная работа «Зашифрованное слово», задания с выбором ответов, задания на соответствия, задания типа «Лови ошибку», карточки «Пирамида», задания, в которых требуется восстановить запись, а также разного рода карточки на закрепление математических навыков, синквейны и другое.
Детям также интересно знакомиться с различными приёмами рационального счета. Обязательно обучаю их быстрому умножению двузначного числа на число 11, быстрому возведению в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на цифру 5, извлечению корня с использованием разложения подкоренного выражения на более простые множители, извлечению корня из разности квадратов. При любых вычислениях стараемся опираться на признаки делимости, на свойства арифметических действий, не оставляя без внимания распределительное свойство деления относительно сложения и вычитания. Когда они видят это впервые, то это им интересно. А в дальнейшем, при регулярном применении, у ребят вырабатываются навыки.
Нестандартные уроки (игры, квесты)
Школьные уроки математики - это, прежде всего, теоремы, формулы, задачи, развитие логического мышления, а нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной, увлекательной, привлечь практически каждого учащегося к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения, навыки, а также умение работать в команде. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
В моей личной копилке – это уроки в форме игр «Крестики-нолики», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Плюс пять – минус два», квест «Математические следопыты».
Следует отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
Проблемные методы обучения
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации.
Обязательными структурными элементами таких уроков должны быть:
- Учебный диалог (обсуждение проблемных ситуаций);
- Построение алгоритма решения учебной задачи;
- Работа с информацией разного вида (таблицы, диаграммы, рисунки, текст);
- Задания на контроль и самоконтроль.
Чтобы начался учебный диалог, можно предложить детям открытую задачу (задачу, в которой присутствует «размытость» условий, некая неопределённость, которая требует новых знаний, рассуждений) или задачу с неожиданным ответом, или задание, когда по данному ответу нужно придумать условие, или вопрос, начинающийся со слов «Верно ли, что», «Можно ли» и многое другое.
При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений.
Иногда проблемная ситуация возникает прямо на уроке, в процессе изучения темы, незапланированно.
Иногда, проблемная задача возникает в процессе обучения неожиданно и начинается активный поиск ответа на возникший вопрос. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках
Активизации познавательного интереса несомненно способствуют современные информационные коммуникационные технологии.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет иной, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Считаю возможным использование ИКТ-технологий на всех этапах урока.
Наличие хорошего оборудования в наших кабинетах (компьютер с выходом в интернет, документ-камера, интерактивная доска, МФУ) фактически расширяет возможности учителя до бескрайних пределов. Ограничены мы, к сожалению, только во времени и иногда в собственной фантазии.
В своей педагогической деятельности я использую как готовые презентации, так и самостоятельно подготовленные. Работаю с программами для интерактивной доски SMaRt Board и ActivInspire. Пользуюсь электронными дисками к учебникам. Недавно открыла для себя систему тестирования NeTest, которая позволяет самостоятельно создавать тесты и проводить опрос учащихся в режиме сетевого взаимодействия. На уроках подготовки к экзаменам мы активно пользуемся поиском информации в интернете, работаем на портале «Решу ЕГЭ (ОГЭ)» - это позволяет более углубленно изучить тот или иной материал.
В настоящее время, появляется множество образовательных сервисов для создания дидактических игр, тестов и опросов, кроссвордов, отвечать на которые можно с помощью любых мобильных устройств. Создан и совершенствуется сервис Яндекс.Учебники для оценки сформированных умений по математике и русскому языку. Чтобы идти в ногу со временем, нужно стремиться к их изучению и внедрению в учебный процесс.
Проектная и исследовательская деятельность
Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым… практическим результатом, оформленным тем или иным образом».
«Проект по математике» – это исследовательская задача, т.е. нестандартная (нет готового алгоритма для данного возраста учащихся), открытая (можно ли, верно ли и т.д.), иногда с продолжением (а что будет, если…).
В 2017-2018 учебном году с учащимися седьмых классов мы выполняли с групповые проекты по теме «Прямоугольные треугольники». Итогом работы стали тематические буклеты, созданные учащимися в программе Microsoft Publisher.
В 2018-2019 учебном году с этими же учащимися (правда, они уже стали восьмиклассниками) мы решали исследовательскую задачу по установлению связи между коэффициентами приведённого квадратного уравнения и его корнями. В результате исследования была выявлена связь и сформулирована теорема, которая носит название «Теорема Виета».
Также ребятам были предложены темы индивидуальных проектов. Но можно констатировать, что не все готовы к их выполнению. Поэтому на своём открытом уроке, который проводился в рамках подготовки к данному педсовету, я решила в очередной раз продемонстрировать учащимся все этапы получения нового знания, через выступление их одноклассницы, которая свой проект выполнила. Её задача состояла в том, чтобы презентовать перед классом свой проект «Метод суммы коэффициентов», рассказав обо всех этапах работы над ним. Конечным продуктом проекта явились выводы, сформулированные в виде теоремы и, как следствие, усовершенствованный алгоритм решения квадратных уравнений. После презентации, мы рассмотрели примеры применения данных выводов на практике. А на закрепление метода суммы коэффициентов была дана нестандартная самостоятельная работа в форме математического лото, выполнив которую, ребята должны были расшифровать высказывание известного человека.
Считаю, что на данном уроке мне удалось заинтересовать ребят.
Во-первых, они очень внимательно слушали свою подругу. С интересом восприняли её выводы, им очень понравилось, что оказывается есть много квадратных уравнений, которые можно решить по сути не решая их. Все включились в выполнение самостоятельной работы и даже когда прозвенел звонок с урока были ученики, которые остались, чтобы закончить эту работу – так уж было велико их желание узнать, что скрывается в этом секретном послании и кто его автор.
Во-вторых, нашлись те, кто задал себе вопрос «А чем я хуже? Я тоже это могу!» и завершили свой исследовательский проект. Так что, всё было не зря!
В заключение, хочу сказать, что на уроках с применением активных методов обучения происходит активизация учебной деятельности, в процессе которой учащиеся решают проблемы, выдвигают гипотезы, анализируют, сравнивают, обобщают, спорят, проявляют самостоятельность, инициативу, творчество. Другими словами, формируются универсальные учебные действия (УУД): предметные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), личностные.
Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем, но, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Но нужно помнить, что чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски. Чудеса творят учителя, в чьих мудрых руках эти инструменты и достижения современной педагогической науки дарят детям радость познания. А значит учитель заслуживает того, чтобы в него вкладывались, чтобы он имел возможность самообразовываться, читать предметную методическую литературу, смотреть интересные для него вебинары, проходить актуальные для него курсы. Мне кажется, что такую возможность предоставляет общероссийский проект «Школа цифрового века». Лично мне, очень хотелось бы видеть нашу школу участником этого проекта.
Спасибо за внимание!