Технологическая карта урока по обществознанию "Уголовно-правовые отношения"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Охарактеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; углубить знания о признаках преступления; проанализировать обстоятельства, исключающие преступность деяния; определить специфику уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 9 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Презентация.

План урока

  1. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений
  2. Понятие преступления
  3. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних

Личностно значимая проблема

Только слабые совершают преступления, человеку сильному они не нужны

методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Преступление, квалификация преступлений, виновность, общественно опасное деяние, необходимая оборона, уголовное наказание

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с ролью политики в жизни общества. Характеризовать власть и политику как социальные явления.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах.

Технологическая карта урока по обществознанию

Приложение

Закончить высказывания.

1. Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)

2. За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. (16 лет)

3. За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)

4. Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)

5. Существуют обстоятельства, которые исключают преступность деяния. К ним относятся:

(– необходимая оборона – правомерная защита личности, если при этом не было допущено превышение пределов допустимой обороны;

– причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

– крайняя необходимость – сознательное причинение определенного вреда в целях недопущения большого вреда, если этот вред невозможно предотвратить иным способом;

– физическое или психологическое принуждение, если после этого лицо не руководило своим действиями;

– исполнение приказа или распоряжения;

– обоснованный риск, если лицо, допустившие риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.)

6. Существуют обстоятельства, которые  отягчают наказание за совершенное преступление, к ним относятся:

(– рецидив – совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление;

– совершение преступления группой лиц;

– предварительный сговор лиц;

– привлечение к преступлению лиц, страдающих психическими заболеваниями, находящихся в состоянии опьянения, несовершеннолетних;

– совершение преступлений по мотивам расовой, национальной и религиозной ненависти;

– совершение преступлений в отношении малолетних, незащищенных лиц;

– особая жестокость;

– использование оружия;

– совершение преступлений в условиях военного, чрезвычайного положения, стихийного бедствия;

– использование форменной одежды или документов представителей власти и др.) 

Подбери понятие к данному определению.

1. Собрание законов, статей, определяющих преступность деяния (Уголовный кодекс).

2. Решение суда (приговор).

3.  Нарушение уголовного кодекса (преступление).

4. Заключение под стражу (арест).

5. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором. (штраф).

6. Противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность   (Правонарушение)

Для кейса

Задача 1.

Тринадцатилетний Мохов, страдающий олигофренией в легкой степени, встретил семидесятилетнего Савина и, угрожая игрушечным пистолетом, потребовал у него деньги. Савин ответил, что у него денег с собой нет. Тогда Мохов обыскал Савина, и не найдя у него денег, отпустил его, сказав: «Если не найдешь для меня 200 руб. и не принесешь их сюда, заказывай себе могилу».

Имеются ли в действиях Мохова признаки состава преступления и можно ли привлечь его к уголовной ответственности? (См. УК РФ ст. 14, 15, 19, 21, 25, 29, 87, 162).

Решение 1.

Обязательные признаки состава в уголовном праве группируются по элементам состава преступления, которых всего четыре: объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект преступления. При отсутствии хотя бы одного из этих элементов, нельзя говорить о деянии как о преступлении и о наступлении уголовной ответственности за него (см. ст. 14 Уголовного кодекса РФ – Понятие преступления).

В нашем случае Мохов является несовершеннолетним лицом, страдающим олигофренией легкой степени (вероятнее всего, имеется ввиду дебильность - легкая степень умственной отсталости). Ст. 21 УК РФ говорит о том, что лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, не подлежит уголовной ответственности.

Согласно ст. 19, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее установленного УК РФ возраста – т.е. шестнадцати лет (ст. 20). Таким образом, в данной ситуации тринадцатилетний Мохов, страдающий умственной отсталостью, пусть даже и в легкой степени, уголовной ответственности не подлежит.

Под ст. 87 (Уголовная ответственность несовершеннолетних) Мохов не попадает, т.к. не достиг четырнадцатилетнего возраста.
Если предположить, что такие же действия совершило бы совершеннолетнее вменяемое лицо, то уголовная ответственность за это наступила бы по статье 162 (Разбой).

Задача 2

Семнадцатилетние Дронов и Перов поместили в большую спортивную сумку одиннадцатилетнего Сухова, застегнули ее и сдали в камеру хранения железнодорожного вокзала. Ночью Сухов вылез из сумки, осмотрелся и обыскал содержимое ряда чемоданов и сумок. Изъятые им вещи и деньги положил на дно сумки, в которую под утро залез обратно. Утром Дронов и Перов забрали сумку с Суховым. Такой прием они повторяли несколько раз, пока Сухова не обнаружили в сумке работники вокзала. Таким способом подростки завладели деньгами и вещами на сумму более пятидесяти тысяч рублей.

Дайте анализ уголовно-правовой ситуации.

Имеются ли в действиях указанных лиц признаки состава преступления? (См. УК РФ ст. 14, 17, 20, 24, 32, 35, 87, 90-92, 150)

Решение 2.

Дронову и Перову по семнадцать лет, а значит, согласно ст. 20 УК РФ, оба достигли возраста уголовной ответственности, хотя по-прежнему являются несовершеннолетними. Статья 87 поясняет, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Ч.1 вышеупомянутой статьи говорит о том, что только суд решает, назначать ли совершившему преступление несовершеннолетнему лицу наказание, применять ли принудительные меры воспитательного воздействия или же освободить от наказания и поместить в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Квалифицироваться деяние Дронова и Перова будет, скорее всего, по пунктам «а», «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, а именно тайное хищение чужого имущества (кража) группой лиц по предварительному сговору, с проникновением в хранилище.

Про предварительный сговор смотрим ч.2 ст. 35 УК РФ: преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Также в данном случае образуется совокупность преступлений (ст. 17), и деяние Дронова и Перова будет квалифицироваться как вовлечение несовершеннолетнего в совершение кражи (ч. 1 ст. 150, п. «а», «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ)

Одиннадцатилетний Сухов уголовной ответственности не подлежит в силу своего возраста (см. главу 4 УК РФ).

Задача 3.

Тринадцатилетний Занин предложил Ерину, студенту первого курса сельскохозяйственного института, ночью похитить мотоцикл из гаража соседа. Через некоторое время они совершили задуманное, а мотоцикл продали. Суд осудил Ерина по ст. 151 УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий.

Содержится ли в действиях Занина и Ерина состав преступления?

Правильно ли осужден Ерин за данное правонарушение? (См. УК РФ ст. 14, 15, 16, 20, 151, 158).

Решение 3.

В действиях Ерина определенно содержится состав преступления – кражи (ст. 158 УК РФ), поскольку, если смотреть на условия задачи, он является студентом первого курса, а, значит, наверняка достиг возраста 18 лет. Впрочем, даже если еще нет, то ч.2 ст. 20 УК РФ говорит о том, что лицо, достигшее ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежит уголовной ответственности за такое преступление, как кража.

Статья 151 неприменима в данной ситуации, поскольку хищение не является антиобщественным действием (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством), это – преступление. А значит, если предположить, что именно Ерин склонил несовершеннолетнего Занина к преступлению, то и отвечать он должен был по соответствующей статье – 150, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Но в нашем случае мы видим, что именно Занин предложил Ерину пойти на кражу. Следовательно, если суд тщательно и независимо подойдет к рассмотрению этого дела, то к уголовной ответственности за ст. 150 с студент Ерина привлечен не будет. Только к ст. 158.

Занин, не достигший 14 лет, уголовной ответственности или принудительным мерам воспитательного воздействия не подлежит.

За преступление небольшой тяжести – максимальное наказание 2 года лишения свободы. За преступление средней тяжести – максимальное наказание 5 лет лишение свободы, а тяжкие преступления – 10 лет, особо тяжкие – более 10 лет. Так оставление в опасности относится к преступлениям не большой тяжести; доведение до самоубийства – к преступлениям средней тяжести; изготовление или сбыт поддельных денег – к тяжким преступлением; убийство – к особо тяжким.

В зависимости от сферы криминальной деятельности выделяют насильственные преступления, корыстные преступления, должностные преступления, преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, экологическое преступление. В зависимости от степени организованности выделяют групповые и организационные преступления. В зависимости от личности человека, совершившего преступление, выделяют преступление совершаемые несовершеннолетними, женщинами, военнослужащими, должностными лицами.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность:

- невменяемость (лицо не может давать отчета в своих действиях) - крайняя необходимость;

- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление - физическое и психическое принуждение;

- обоснованный риск - исполнение приказа или распоряжения.

Условия, при которых осуществляется освобождение от уголовной ответственности:

- деятельное раскаяние (статья 75 УК РФ) - примирение с потерпевшим (статья 76 УК РФ);

- истечение сроков давности (статья 78 УК РФ).

Сроки давности, при которых осуществляется освобождение от уголовной ответственности (пункт 1 статья 78):

- 2 года после совершения преступления небольшой тяжести;

- 6 лет после совершения преступления средней тяжести;

- 10 лет после совершения тяжкого преступления;

- 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.

Отсрочка исполнения наказания (статья 277):

- болезнь осужденного;

- беременность и разрешение от бремени осужденной;

- кормление грудью новорожденного младенца;

 - побег осужденного.

Уголовно-правовые отношения

Среди правонарушений есть такие, которые касаются самых существенных сторон жизни человека, общества, государства, наносят им большой вред. На протяжении многих веков своей истории постепенно человечество «отобрало» эти наиболее вредные, тяжкие деяния и наложило на них запрет. Система юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, составляет особую отрасль права – уголовное право. Слово уголовное происходит от древнерусского слова «головник» – убийца.

Нормы уголовного права регулируют уголовно-правовые отношения – это вид общественных отношений, возникающих главным образом по поводу преступлений. Примером могут служить убийства, хищения, незаконное производство, и сбыт наркотиков и т.д.

Все виды преступлений направлены против кого-то или чего-то, то есть имеют свой объект. К объектам уголовно-правовых отношений можно отнести: личность, ее права и свободы; собственность; общественный порядок и общественную безопасность; окружающую среду; конституционный строй РФ.

В уголовно-правовых отношениях всегда имеются две стороны. С одной стороны, лица, совершившие преступления, с другой, государство в лице правоохранительных органов и суда.

К основным понятиям уголовного права относятся: преступление, уголовная ответственность и наказание. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Преступление

Преступлением называют виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. 

Уголовный кодекс – это свод законов о наиболее опасных деяниях, в том числе убийстве. Он определяет, какие действия являются преступными, и устанавливает наказание за совершение преступлений.

Основными признаками преступления являются

– деяние, которое может быть выражено как действием, так и бездействием;

– общественная опасность – нанесение существенного вреда объектам уголовного права;

– противоправность – общественно – опасное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно предусмотрено Уголовным Кодексом РФ;

– виновность – выделяют две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (легкомыслие и небрежность);

– наказуемость – за каждое конкретное преступление предусмотрено конкретное наказание.

Классификация преступлений

В зависимости от объекта уголовно-правовых отношений существует следующая классификация преступлений:

1. Преступления против личности (например, убийство, нанесение телесных повреждений и т.д.);

2. Преступления в сфере экономики (например, незаконное предпринимательство, контрабанда и др.);

3. Преступления в сфере общественного порядка и общественной безопасности (например, нарушение правил безопасность дорожного движения);

4. Преступления в отношении государственной власти (например, разглашение государственной тайны);

5 Преступления в сфере военной службы (например, неисполнение приказа, дезертирство и др.);

6. Преступления  против мира и безопасности человечества (например, планирование, подготовка, развязывание или ведение войны, геноцид и др.)

Виды преступлений

Кроме этого, в зависимости от характера и степени общественной опасности выделяют следующие виды преступлений:

– преступления небольшой тяжести – умышленное и неосторожное деяние, предусматривающее срок наказания до 2 лет лишения свободы;

– преступление средней тяжести – неосторожность или умышленное деяние, наказание не превышает 5 лет лишения свободы;

– тяжкое преступление – умышленное деяние, имеющее срок наказания до 10 лет лишения свободы;

– особо тяжкое преступление – умышленное деяние, предусматривающее срок наказания свыше 10 лет.

Но существуют обстоятельства, которые исключают преступность деяния.

К ним относятся:

– необходимая оборона – правомерная защита личности, если при этом не было допущено превышение пределов допустимой обороны;

– причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

– крайняя необходимость – сознательное причинение определенного вреда в целях недопущения большого вреда, если этот вред невозможно предотвратить иным способом;

– физическое или психологическое принуждение, если после этого лицо не руководило своим действиями;

– исполнение приказа или распоряжения;

– обоснованный риск, если лицо, допустившие риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Уголовная ответственность

Правовым последствием совершенного преступления является уголовная ответственность.

Уголовная ответственность – это юридическая ответственность, наступающая для виновного лица в виде наказания за совершение преступления. Суть ее в том, что государство, помимо наказания, еще и порицает неправомерное поведение человека. Уголовную ответственность несут физические лица при наличии вменяемости, а так же при достижении определенного возраста (с 16 лет, за тяжкие преступления с 14 лет).

Уголовное наказание

Уголовное наказание – это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда  к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Законом предусмотрены обстоятельства, которые  смягчают наказание, это:

1. Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств.

2. Несовершеннолетие виновного. Уголовный закон устанавливает минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности - 16 лет, а за ряд преступлений - 14 лет.

3. Беременность виновной признается обстоятельством, смягчающим наказание, прежде всего из принципа гуманизма и диктуется заботой о здоровье ребенка и самой женщины. 4. Наличие малолетних детей у виновного.

4. Совершения преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания является тесная связь преступления с данными обстоятельствами. (например, отсутствие средств для проживания в случае утраты работы)

5. Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

6. Явка с повинной.

Но, в то же время, существуют обстоятельства, которые  отягчают наказание за совершенное преступление, к ним относятся:

– рецидив – совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление;

– совершение преступления группой лиц;

– предварительный сговор лиц;

– привлечение к преступлению лиц, страдающих психическими заболеваниями, находящихся в состоянии опьянения, несовершеннолетних;

– совершение преступлений по мотивам расовой, национальной и религиозной ненависти;

– совершение преступлений в отношении малолетних, незащищенных лиц;

– особая жестокость;

– использование оружия;

– совершение преступлений в условиях военного, чрезвычайного положения, стихийного бедствия;

– использование форменной одежды или документов представителей власти и др.

Вывод

Как уже отмечалось, ответственность за уголовные преступления наступает с 16 лет, но Уголовный кодекс РФ устанавливает отдельные преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет. К ним относятся: тяжкие преступления (убийства, изнасилования и др.), имущественные преступления (кража, грабеж, разбой, вымогательство и т.д.), преступления против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, вандализм и т.п.).
Несовершеннолетним может быть назначено уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком на 10 лет (но исключается смертная казнь и пожизненное лишение свободы). В отношении к несовершеннолетним так же применяются меры воспитательного характера: предупреждение, передача под надзор родителей или специальных государственных учреждений, ограничение досуга и передвижений и др.

Таким образом, уголовное право занимается самыми опасными правонарушениями – преступлениями. Эта отрасль права формирует понятие преступления, устанавливает круг преступлений, виды и размер наказаний за них и др. Возникающие по поводу преступлений, общественные отношения составляют понятие «уголовно-правовые отношения». То есть,уголовно-правовые отношения – это регулируемые законом общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством. Они возникают с момента совершения преступления.

Литература

1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).

2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).

3. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.

4. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. – 507 с.

5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание 2012. Учебное пособие / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – Москва, 2012. – 240 с.

6. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина, - М.: Эксмо, 2012. – 368 с.

7. Никитин А.Ф. право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Ф.Никитин. – 9-е изд., исправ. – М.: Просвещение, 2004. – 191 с.

Для визуального оформления использовались источники:

  1. http://ozweek.ru/v_focuse/781-pressu-vzyali-v-naruchniki.html
  2. http://ww.itimes.com/album/bjnvkot3itajj1076ukp7y5ip
  3. http://www.martinprint.com.au/blog/wp-content/uploads/2013/12/BadAdvice3.png
  4. https://chassuda-company.pravorub.ru/criminal/other/
  5. http://pravo.ru/news/view/43481