Образование должно способствовать тому, чтобы индивидуум смог обрести себя, выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.
На данном этапе развития общества выделяют несколько тенденций в развитии образования: гуманизация, информатизация, демократизация, интернационализация.
Гуманизация образования означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Основными характерными чертами такого обучения являются:
- приоритет развития над обучением;
- знания, умения и навыки как средство развития личности;
- использование активных методов обучения;
- включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.
Наши учащиеся активно участвуют в разработке групповых и индивидуальных проектов.
И ежегодно, работая над проектами мы убедились, что проектная деятельность дает возможности:
- самостоятельно решить интересующую проблему;
- максимально проявить собственные способности и оценить их;
- научиться отстаивать свою точку зрения, публично показать достигнутый результат;
- научиться работать одному и в группе;
Освоение навыков групповой работы становится одним из главных требований к современному работнику. А для наших ребят, с расстройствами аутистического спектра (аутизм предполагает наличие спектра трудностей в установлении контакта, выражении эмоций, избегание взгляда, выражении собственных состояний ребенка и затрудненном понимании его окружающих людей), освоение этого навыка одной из важнейших и трудных задач. Решив эту задачу, человек получает возможность повысить качество жизни: общаться, дружить, приобрести уверенность в себе, независимую жизнь, длительные отношения и значимую занятость. Работая над проектом в группе необходимо придерживаться таких правил: необходимо слушать друг друга, суммировать идеи (принимать и обсуждать чужие идеи), задавать вопросы, решать конфликты, обращаться за разрешением, благодарить. Надо понимать один без другого обойтись не может, т.к. не владеет тем материалом, которым владеет другой, у каждого в группе своя роль, непрошеная подсказка злит коллег; демонстрация способа получения ответа помогает напарникам.
- научиться работать с информацией
В информатизационной направленности образования целевая установка состоит в том, чтобы научить собирать и анализировать информацию. Продуктивное усвоение знаний сейчас невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.
В нынешнем проекте мы использовали компьютерные технологии, которые развивают интеллектуальные способности обучающихся, способствуют более глубокому пониманию материала, повышают мотивацию обучения.
- научиться проводить самооценку (рефлексию)
Рефлексия – умение анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи, планировать меры по совершенствованию. Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалась работа над проектом.
- расширить собственный кругозор
Гуманитаризация образования состоит в том, чтобы научить эстетическому и этическому отношению к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе. Привлекая ребят в работу над проектом, преследовали цель развивать в каждом из учащихся духовно богатую личность, умеющую противостоять технократизму и бесчеловечности.
Учащиеся 4 и 8 класса выполнили работы в компьютерной графике, живописи, графике, посвященные Воронцовскому парку. Прежде чем работать над живописными и графическими работами были сделаны зарисовки уголков парка, его архитектурных сооружений. Знакомство детей с архитектурой, ландшафтом парка развивает художественный вкус, расширяет кругозор детей, помогает лучше понять искусство и культуру России 18-19 веков.
На этот раз мы работали над темой «Экскурсия по Воронцовскому парку».
Цель данного проекта: Разработать собственный экскурсионный маршрут по усадьбе Воронцово, создать свой сайт, а также содействовать повышению уровня информированности учащихся по вопросам общей культуры.
Задачи:
- Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения;
- Формирование у молодежи чувства национальной гордости;
- Формировать навыки саморазвития и самообразования;
- Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации;
- Развивать умения выявлять главное, четко формулировать мысли;
- Развивать коммуникативные умения учеников;
- Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
- Работа над проектом проходила несколько месяцев (с сентября по февраль), поэтапно.
Презентационный проект представлен в виде:
- Презентации «Воронцовский парк». Количество слайдов в презентации: 10 слайдов. Среда, в которой выполнена презентация: MS Office PowerPoint 2007;
- Графических работ, зарисовок видов парка, выполненных обучающимися на занятиях по информатике и изобразительному искусству.
- Веб-сайта
Для публикации во Всемирной паутине нашего проекта был создан Web-сайт, который содержит пять Web-страниц: Главная, Схема маршрута, Места, Впечатления, Советы туристам. Web-страницы создавались с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML, каскадной таблицы стилей CSS и редактора исходного кода Visual Studio Code. Перед размещением Web-сайта на сервере в Интернете его тщательно протестировали для устранения недочетов и ошибок. Сайт был размещен на хостинге от провайдера Req.ru по адресу https://dizarea.com/park/index.html.
В презентации проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект. Презентация предполагает рассказ учащихся, как именно они работали над проектом, демонстрацию материала, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, результата практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Заключение
Проект способствует расширению кругозора учащихся, развивает творческое художественно-образное мышление. В ходе работы над проектом происходит обогащение эмоционально-духовной сферы, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества учащихся.
Результаты данного проекта имеют теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.
Список литературы
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
Интернет-источники
- https://infourok.ru/effektivnie-tehnologii-i-metodi-raboti-s-detmi-ras-2085930.html
- https://studfiles.net/preview/5786933/
- ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ по организации групповой работы. nougazprom.mskobr.ru/files/pamyatka_po_organizacii_gruppovoj_raboty.pdf
- https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33726